Найти тему

Двадцать три интересных факта о фильме "Конан-варвар".

Арт к фильму "Конан-варвар". Изображение из открытых источников
Арт к фильму "Конан-варвар". Изображение из открытых источников

Приключенческий фэнтезийный боевик "Конан-варвар" (Conan the Barbarian) попал на большие экраны США в середине мая 1982 года и неплохо проявил себя в плане кассовых сборов. Хоть они и не были феноменальными - фильм был на слуху, и быстро обрастал культовым статусом. Именно он по-настоящему запустил актёрскую карьеру Арнольда Шварценеггера, который преодолев десятилетний период многочисленных и безуспешных попыток закрепиться в Голливуде и получив премию "Золотой глобус" как самый многообещающий актёр в 1977 за роль в картине "Оставайся голодным" - только после выхода "Конана-варвара" ощутил первые робкие лучики настоящей славы на своём лице (хотелось бы сказать, что он проснулся по-настоящему знаменитым, но это не так).

Фильм вызвал определённый ажиотаж в кинематографической среде - зрители были удивлены зрелищем: такого от экранизации популярной серии рассказов и комиксов никто не ожидал. Вместо классической легковесной приключенческой сказки в духе приключений Синбада они встретились с достаточно мрачным, жестоким и кровавым эпиком с глубоким философским подтекстом и идеями язычества, украшенным отличным актёрским составом, увлекательнейшей историей, причудливыми костюмами, сложными декорациями, и пробирающим своим величием саундтреком. И не смотря на старомодную подачу в плане визуала, все элементы в сборе сработали на эффект новизны. Конан стал своего рода первопроходцем в кинематографическом поджанре фэнтези "меч и магия" со взрослым возрастным рейтингом.

Поставил ленту режиссёр и сценарист Джон Милиус ответственный за съёмку таких фильмов как "Ветер и лев", "Красный рассвет", и "Прощание с королём". И на мой взгляд именно "Конан-варвар" стал вершиной, пиком всей его трудовой деятельности.

Главные роли исполнили: Арнольд Шварценеггер, Джеймс Эрл Джонс, Сэндал Бергман, Макс фон Сюдов, Мако Ивамацу, Уильям Смит, и Свен-Оле Торсен.

Интересные факты:

1. Конан был создан писателем Робертом Говардом в 1932 году. Его рассказы публиковались в журнале "Странные сказки", специализировавшегося на фэнтези и ужастиках, именно там этот персонаж завоевал популярность у определённого круга читателей, и был он совсем не таким, каким его решили показать создатели фильма. В ленте зрителям показали, если позволите, неканоничного Конана, который получился гораздо менее разговорчивым, менее образованным, и менее амбициозным.

Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.
Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.

2. Хоть лента и повествует о Конане, но личная история её персонажа больше основана на другом герое из произведений того же писателя - Кулле Завоевателе. Канонический Конан был молодым авантюристом, добровольно покинувшим родные земли ради приключений, знаний и богатств - ни в одном из рассказов он никогда не был рабом или гладиатором. В то же время Кулл был изгнан со своей родины и провёл некоторую часть своей жизни в качестве раба, а затем гладиатора прежде чем заполучить свободу и узурпировать трон, а антагонист фильма Тулса Дум это злейший книжный враг Кулла. Роберт Говард изображал Конана, как странствующего персонажа - искателя приключений, профессия которого, возраст, уровень богатства и другие обстоятельства во многом зависели от конкретного места истории и её времени. Его изображали как вора, преступника, наёмника, пирата, вождя племени, генерала, или короля.

3. Создателем Конана был написан только один роман о нём - "Час дракона". Все остальные произведения были либо рассказами, либо стихами. К 1982 году стараниями писателей-последователей Конан появился уже в нескольких романах, и как следует закрепился в комиксах Marvel. Забавно, что "Час дракона" был экранизирован в 1997 году и главным её героем оказался Кулл. Такая вот рокировка получилась. Фильм называется "Кулл-завоеватель" и он с дичайшим треском провалился в прокате не смотря на то что имел подростковый возрастной рейтинг и бюджет в 30 млн. Очевидно к концу девяностых зрительский интерес был далек от фэнтези, и ещё дальше от исполнителя главной роли Кевина Сорбо ("Удивительные странствия Геракла"), который так и не смог выбраться с малых экранов.

4. Не смотря на то что Конан, Кулл и другие персонажи- варвары были не единственными творениями Роберта Говарда он всегда предпочитал их более "цивилизованным" персонажам. Писатель следовал мнению о том, что человеческая цивилизация неестественна, изначально испорчена и хрупка. Да, земли могут быть богаты и развиты, но при этом там зачастую процветают беззаконие и коррупция. Действие его работ, как правило, происходили либо в период упадка целой цивилизации, либо на руинах, которые она оставила после себя.

Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.
Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.

5. Мораль Конана в многочисленных литературных произведениях и комиксах имеет тенденцию сильно различаться. В зависимости от истории его мотивация включает в себя самосохранение, личную выгоду, месть и защиту по отношению к конкретным людям или целым группам людей. Он регулярно совершает героические поступки, но его дела зачастую не благородны и уж тем более не бескорыстны. Его можно рассматривать как антигероя, который просто имеет тенденцию сталкиваться с противниками, более злодейскими по своей натуре, чем он сам.

6. Фильм смог удивить (приятно или не очень, но удивить) большинство кинокритиков и зрителей на момент своего выхода. Тогда считалось, что любая экранизация развлекательных остросюжетных фэнтезийный произведений или комиксов должна быть по своей сути банальным или беззаботным, выветривающимся из памяти зрелищем. Воспользовавшись эффектом неожиданности "Конан-варвар" осел в их памяти и сердцах благодаря неожиданному масштабу, эпику, и использованию ницшеанских тем и идеологии. Считается, что Конан как персонаж находится под влиянием экзистенциализма, несмотря на то, что он был создан до расцвета этой философии - он определяет свою собственную цель и формирует свою судьбу. У Конана не благородная судьба; в отличие от большей части героев подобного фэнтези, он не благородного происхождения, он не исполняет никаких пророчеств, он не является "избранным" каких-либо богов или сильных мира сего. Когда Конан в конечном итоге становится королем Аквилонии - он не предопределен судьбой и не является законным наследником; он пользуется возможностью сделать себя королем. Конан это непревзойденный самоопределяющийся человек.

7. Арнольд Шварценеггер называл этот фильм "божьим подарком" своей карьере". Арни с начала семидесятых пытался безуспешно покорить Голливуд. В среде культуристов и бодибилдеров он несомненно был уже известнейшей личностью, но этого было явно недостаточно, для того чтобы ему предложили роль способную покорить сердца и умы миллионов зрителей - он перебивался случайными проектами, зарабатывая на жизнь продажей элитных земельных участков в Лос-Анжелесе. Судьбоносным для Арнольда было решение сняться в документально-игровой ленте "Качая железо" - про подготовку бодибилдеров к соревнованиям для завоевания титулов "Мистер Олимпия" и "Мистер Вселенная". При просмотре чернового материала (было отснято около ста часов) на Арнольда обратили внимание продюсеры, занимающиеся разработкой будущего фильма о Конане - так он сразу стал главным кандидатом на роль, уведя её у Сталлоне, который уже некоторое время активно присматривался к проекту, предлагая свои услуги.

Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.
Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.

8. Когда Арнольду предложили роль Конана - он не долго думая согласился, хотя даже представления не имел, какого персонажа ему предстоит играть. Контракт был долгоиграющий - фильм должен был стать началом настоящей фэнтезийной франшизы, с четырьмя продолжениями, как минимум, где он появился бы в главной роли. Кроме того Шварценеггер, кроме основной суммы гонорара имел право на 5 процентов будущей прибыли, каждого будущего фильма серии. Были и потенциальные минусы на которые Арни закрыл глаза на радостях - ему запрещено было сниматься в любых сторонних проектах на фэнтезийную тематику - никаких параллельных героев меча и магии. Арнольд в последующем контракт разорвёт, но это уже совсем другая история...

9. Над оригинальным сценарием потрудился небезызвестный Оливер Стоун, который тогда ещё не пришёл к режиссуре, но славился как отличный сценарист и большой любитель заложить за воротник. При работе над скриптом Стоун дал волю своей фантазии и она разгулялась не на шутку - история разворачивалась не в далёком прошлом, а в постапокалиптическом будущем, после падения всех великих цивилизаций. Это должна была быть четырехчасовая масштабная сага, включающая в себя массовые батальные сцены, в них армия под предводительством Конана должна была сражаться с ордой мутантов. Возможно на бумаге всё это выглядело и замечательно, но грандиозные задумки Стоуна, по самым скромным оценкам могли обойтись студии в баснословные 70 млн. долларов, а такую сумму тратить на экспериментальный по сути фильм никто не собирался. Поэтому от них отказались. Режиссёр Джон Милиус переписал большую часть сценария, что сократило бюджет более чем наполовину. Единственными моментами от сценария Стоуна, которые хоть и значительно переработанные, но остались в фильме были: налёт на киммерийскую деревню, порабощение Конана и сцена его распятия на дереве Скорби.

10. С выбором места съёмок тоже возникли определённые трудности, изначально планировалось, что они будут проходить на территории Югославии, но неспокойные настроения в стране после смерти её государственного лидера Броза Тито и недостаточно развитая инфраструктура для съёмок масштабного кино, заставили продюсеров киностудии изменить своё решение и перенести съёмки будущего фильма в Испанию. Они продолжались на протяжении пяти месяцев - Арнольду Шварценеггеру было 33 года на момент их старта.

Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.
Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.

11. Маститые актёры Макс фон Сюдов (король Озрик) и Джеймс Эрл Джонс (Тулса Дум) присоединились к проекту практически в самый последний момент. Макс фон Сюдов вообще снялся в фильме лишь для того, чтобы порадовать своего сына, который являлся давним поклонником Конана, а Эрл Джонс мог не попасть на съёмки из-за своих обязательств на Бродвее, но к счастью в итоге он согласовал свой график и получил роль главного антагониста. Шварценеггер называл фон Сюдова самым невероятным драматическим актёром, с которыми ему приходилось работать - их встреча на съёмочной площадке буквально ошеломила его. Оба актёра в свободное время обучали Арни актёрскому мастерству. Сэндал Бергман, исполнительница роли зазнобы Конана - Валерии была профессиональной танцовщицей и это была её дебютная роль в кино, если не считать музыкальную драму "Весь этот джаз", в котором она только танцевала.

12. Для примерного ознакомления со своим персонажем Шварценеггеру приходилось читать комиксы о Конане, пока не было сценария с которым можно было бы плотно работать. Это были его первые съёмки голливудского фильма за границей и за пять месяцев он неплохо освоил испанский, проводя редкие часы свободного времени - наслаждаясь осмотром достопримечательностей.

13. Свободного времени у Арни было не так уж и много. Какие зелёные экраны? Фильм снимали с минимальным количеством компьютерных спецэффектов, а комплекция Арнольда уничтожила надежды на появление на площадке дублёра для съёмок сложных или опасных сцен. Шварценеггер реально пахал для этой роли - он прошёл обучение обращению с оружием и боевым искусствам, брал уроки верховой езды у специалистов. Он тренировался c пятикилограммовым палашом по два часа в день в течение трёх месяцев, для чего ему пришлось потерять немного массы грудных мышц, чтобы стать более способным выполнять определённые движения мечом. Арнольд изучил технику лазания, научился профессионально падать, перекатываться и прыгать с четырёхметровой высоты. Кроме того к актёру был приставлен "эксперт по Конану" , который был так же привлечён к обучению будущего экранного героя тому, как должен жить его персонаж, например спать на открытом воздухе, разбивать лагерь, жить за счёт земли и т.п. Шварценеггер отблагодарил его уговорив продюсеров дать тому небольшую роль вражеского воина изрубленного Конаном на куски. Арнольд пришёл в такую отличную форму во время своей подготовки к роли, что решил принять участие в конкурсе "Мистер Олимпия" 1980 года, хотя ушёл из профессионального бодибилдинга после победы на этом конкурсе в 1975 году. Он завоевал титул в очередной раз - выиграл конкурс, хотя было много споров о том, заслужил ли он победу.

Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.
Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.

14. Очевидно, что тренировки и подготовка пошли Арнольду на пользу, ведь съёмки обошлись без серьёзных травм у актёра, если не считать ушибы, синяки и ссадины, конечно. Их он получил изрядное количество - например после множества дублей, когда его бросали в фонтан. Один раз он сильно обгорел на солнце, провисев весь день на искусственном дереве. Пострадала и его спина - когда снимали сцену где Конана преследует свора псов, одна из собак прыгнула на него сзади и он упал со скалы на которую взбирался, чтобы от них спастись.

15. Режиссёр Джон Милиус изначально хотел, чтобы именно Арнольд был рассказчиком (закадровым голосом), но дельцы студии Universal выступили против и наоборот максимально ограничили актёра в репликах из-за его явного австрийского акцента. Получилось, что у Конана, главного героя, нет диалогов в первые 24 и последние 25 минут фильма. Арнольду пришлось пройти обширное обучение, чтобы научиться его контролировать, а голос рассказчику подарил Мако, исполнивший в фильме роль колдуна.

16. Двух приспешников Тулсы Дума сыграли профессиональные спортсмены. Свен-Оле Торсен был бодибилдером, а Бен Дэвидсон - игроком в американский футбол. В этом фильме Арнольд Шварценеггер и Свен-Оле Торсен впервые снялись вместе. С тех пор Торсен снялся еще в 14 фильмах со Шварценеггером в главной роли либо как актер, либо как каскадер.

17. Изначально "Конан-варвар" должен был стать праздничным релизом студии и выйти в прокат перед рождественскими праздниками. Босс "Universal" увидел черновой монтаж ленты и счёл зрелище слишком жестоким для этого. Дельцы студии и цензоры просили Джона Милиуса смягчить насилие, чтобы картина могла хотя бы получить возрастной рейтинг R, что он и сделал, но в конце концов его усилий было недостаточно для ещё более мягкого рейтинга и было принято решение выпускать ленту в прокат, такой какая она есть. Арнольд говорил позже, что все эти "пляски в монтажной" раздражали его, но признавал, что это было к лучшему, так как фильм привлёк больше людей. Это был его первый в жизни опыт крупномасштабного студийного маркетинга, и он активно помогал продвигать фильм в шести разных странах, мотаясь по премьерам, демонстрируя "бицуху" и широко улыбаясь - давал восторженные интервью.

Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.
Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.

18. Композитор фильма Бэзил Поледурис для написания и записи музыки к фильму широко использовал инновационную систему "Musync", аппаратно-программную систему для редактирования музыки и темпа, которая могла изменять темп его композиций и синхронизировать их с действием в фильме. "Конан-варвар" был первым фильмом, в котором использовалась эта система. Динамическая музыка Бэзила Поледуриса из "Конана-варвара" часто использовалась другими кинематографистами в качестве временных дорожек в других фильмах. Она также часто использовалась в предварительных трейлерах и телевизионных роликах. В общем дельцы "Universal" эксплуатировали её по полной программе.

19. Надпись на мече Конана гласит: "Не несите вины, те, кто владеет им во имя Крома". Этот меч висел в кабинете Шварценеггера, за его спиной, когда он был губернатором Калифорнии. Он получил его после съёмок в качестве подарка от киностудии. Не смотря на то, что создание меча Крома (и его копий) было дорогим - он оказался тяжелым, несбалансированным и непригодным для реального боя, и в основном использовался лишь для съёмок крупным планом. Для боевых сцен использовались более лёгкие версии из алюминия, стекловолокна и стали. Остальное оружие использованное в фильме не было таким сложным, например талвар Валерии был выточен из алюминиевого листа.

20. Искусственная кровь, использованная в фильме, представляла собой концентрат с пищевым красителем, который нужно было смешивать с водой. При холодной погоде его вместо этого смешивали с водкой, чтобы избежать замерзания. Особо предприимчивые актёры массовки вместо того, чтобы выплёвывать кровь по мере получения ран, глотали её и бежали к специалистам по спецэффектам за добавкой.

21. Древо скорби, на котором был распят Конан, было так же сооружено специалистами по спецэффектам из слоев гипса и пенопласта, нанесенных на каркас из дерева и стали. Установлено всё это дело было на поворачивающемся столбе, что позволяло крутить его вокруг оси и ловить правильный угол тени в течение трех дней съёмок. Арни естественно никто не распинал - он удобно располагался на велосипедном сиденье, закрепленном на дерево, а накладные гвозди были закреплены на его ступнях и запястьях.

Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.
Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.

22. Обилие насилия в фильме разделило зрителей на несколько лагерей по с разным мнением. Одним казалось, что фильм был слишком жестоким и включал в себя избыточное количество смертей. Другие считали, что некоторые сцены насилия были захватывающими, но не все они были хорошо выполнены в визуальном плане. Была и третья сторона, состоящая из поклонников произведений (рассказов, комиксов, романов) о Конане, и они утверждали, что фильм чрезмерно смягчает насилие и кровь, делая изображение похожим на мультфильм. Руководители студии настаивали на удалении некоторых сцен насилия до выхода фильма на экраны. Среди них были кадры крупным планом отсечённой головы матери Конана, убийство Суботаем монстра на вершине Башни Змей и Конан, отрубивший руку карманнику на базаре. Эти изменения позволили картине уложиться в возрастной рейтинг "R".

23. Хотя фильм "Конан-варвар" имел лишь относительно скромные кассовые сборы он некоторое время оставался одной из самых коммерчески успешных экранизаций комиксов или фэнтези произведений для взрослых. После его выходы на экраны большинство актёров (не считая уже популярных к тому времени лицедеев) и членов съёмочной группы пережили карьерный "бум", но только Арнольд Шварценеггер, Оливер Стоун и Бэзил Поледурис закрепились как следует и продолжили и дальше создавать новые успешные проекты.

Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.
Кадр фильма "Конан-варвар". Изображение из открытых источников.

Производственный бюджет фильма 20 млн. Кассовые сборы в мировом прокате 68 млн. (из них 39 млн. кинотеатры Америки). Неплохие сборы позволили не отпугнуть дельцов киностудии от продолжения серии фильмом о Конане, они были намерены внести ряд полезных, по их мнению, изменений в будущие фильмы, которые не то, чтобы пошли им на пользу. Но их съёмки и прокат хотя бы позволили Шварценеггеру набрать необходимой кинематографической "мускульной" массы, чтобы в какой-то момент актёр мог двинуться дальше, оставив франшизу - к пантеону суперзвёзд Голливуда.

Я искренне люблю "Конана-варвара" с юных лет. Меня никогда не отпугивала его жестокость, наоборот она шла об руку со зрелищностью и эпичностью и приводила в неподдельный восторг неискушенного зрителя. Это на сто процентов фильм своего времени, который сейчас уже смотрится не так как тогда, но за счёт приятного микса с ностальгией всё же умудряется быть увлекательным и захватывать дух, как минимум благодаря симфонической партируре, практическим спецэффектам, и молодому Арнольду, который в плане актёрского мастерства будучи чуть менее деревянный, чем дерево Скорби, всё же полностью отдавался роли, когда доходило дело до сокрушения многочисленных врагов. У фильма абсолютно заслуженный культовый статус. Пересмотрите его.

Вот и всё на сегодня ребята! Если статья вам понравилась - оцените её лайком и подпишитесь на канал. За взаимодействие с рекламой на странице - плюсик в карму.

Три последние статьи если вы готовы остаться:

Пять новых фильмов достойных внимания #44
Генератор Отличных Кинофильмов5 февраля 2023

Не оставляйте без внимания филиалы уютного убежища в Telegram, ВКонтакте, и Одноклассниках. Смотрите разное, но всегда отличное кино.