Найти в Дзене
Русский мир

«Под фраком он носит панцирь». Василию Верещагину – 180 лет

Василий Верещагин, наверное, самый путешествующий из русских художников. Живописец объездил без преувеличения весь мир. Получив всеобщую известность как художник-баталист, он проводил промежутки между войнами в путешествиях по свету с целью познания мира и обогащения своей палитры. Но едва раздавалась военная труба, бросал мирные занятия и отправлялся на поле боя, иногда в воинской должности с правом свободного передвижения по войскам.

Верещагин оставил след не только в прессе европейских, азиатских, ближневосточных и североамериканских стран, в которых материалы о выставках баталиста публиковались на первых страницах. Визиты русского художника вспоминают за рубежом до сих пор, а картины выставляются в галереях и на аукционах.

Василий Верещагин. Фото: booksite.ru
Василий Верещагин. Фото: booksite.ru

«Русский мир» выяснил, например, что на Кубе ищут здание, связанное с Верещагиным, для установки памятной доски в честь его визита, в Индии выставили крупнейшую картину художника после многолетней реставрации, несмотря на пандемию, а в США подлинник Василия Верещагина нашёлся... в ресторане.

Верещагин возвращается на Кубу

В этом году отмечается не только юбилей художника, но и 120-летие его визита на Кубу. Известно, что Верещагин побывал на острове трижды в 1901 и 1902 году. Собирая материалы для картин, Василий Верещагин побывал в Гаване, немало времени провёл в Сантьяго и, как предполагают исследователи, объехал весь остров.

Художника интересовали события недавно прогремевшей на Кубе Испано-американской войны, и Верещагин, известный своей дотошностью и прямо-таки научным подходом к написанию исторических и этнографических картин, встречался с участниками военных действий. Символично, что в том же году, когда он посетил Кубу, Россия установила с островом дипломатические отношения.

Визит русского художника не прошёл незамеченным. Один из главных национальных героев освободительного движения Кубы, писатель и публицист Хосе Марти посвятил творчеству Верещагина статью в местной газете. Знавший не понаслышке, что такое война и героизм на поле боя, Марти особо отметил переданные Верещагиным на картинах русскую силу и русскую мощь. «Под фраком он носит панцирь», – писал он о художнике.

Фото: booksite.ru
Фото: booksite.ru

Накануне 180-летия Василия Верещагина в Череповце прошёл круглый стол «В. В. Верещагин и Куба» с участием президента Российского общества дружбы с Кубой Алексея Лаврова. Говорили не только о прошлом, но и о будущем. Заботами общества и других вовлечённых организаций наследие русского художника может вернуться на Кубу, причём не только в виде книг, альбомов и научных конференций, которые издаются и проводятся на острове.

– Кубинцы помнят Верещагина. Наше общество выступило с инициативой установить памятный знак, посвящённый Василию Васильевичу: нужно найти здания, где он бывал, увековечить память о нашем великом художнике, — сказал Алексей Лавров. — Также мы планируем издать фотоальбом, в котором будет представлена «кубинская серия» Верещагина. Я верю, что придёт время, когда мы сможем провести и выставку этих работ.

Сообщалось о подготовке к юбилею книги известного кубинского филолога, писателя и дипломата Бласа Набеля Переса «Верещагин и Куба» на испанском и русском языках.

В. Верещагин. «Крепость Сант-Яго». 1902 г. Фото: naukatehnika.com
В. Верещагин. «Крепость Сант-Яго». 1902 г. Фото: naukatehnika.com

Визит Василия Верещагина на остров не прошёл даром и для искусства, хотя его «кубинская серия» считается недостаточно изученной. Известны десятки картин художника («После морского сражения», «Эль Морро в Сантьяго-де-Куба», «Королевская пальма», «Банановое дерево» и другие), которые хранятся в музеях России, США, Украины и собраниях коллекционеров. Большая часть работ находится в областном художественном музее имени Василия Верещагина в Николаеве.

Слон в полный рост

Возвращение картины Василия Верещагина в зал Мемориального музея Виктории в Калькутте стало одним из главных культурных событий в Индии периода пандемии. Картина «Шествие слонов. Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году» появилась перед публикой спустя почти четверть века после пребывания в запасниках и многолетней реставрации, над которой трудились лучшие специалисты Индии.

Это самая крупная по размеру картина в творчестве русского художника – 7,6 м на 5,1 м. В индийском музее утверждают, что это второе по размеру полотно в мире среди картин, написанных на одном холсте. Величина полотна заставила индийских реставраторов соорудить для него специальный подъёмник.

-4

На картине запечатлено грандиозное шествие слонов (животные изображены практически в полный рост) с богатыми украшениями по улицам города. Впрочем, при поверхностном взгляде «слона» можно и не заметить, а именно – главную мысль, вложенную художником. Эта и другие работы цикла (было задумано 20 – 30 полотен), посвящённого, как выразился Верещагин в письме, «истории заграбастания Индии англичанами».

В конце 2020 года, когда картину впервые представили после реставрации, из-за пандемии к ней допускали группы не более 25 человек, и лишь сейчас верещагинские слоны открылись для всех желающих.

Художник дважды бывал в Индии, написав полторы сотни этюдов с изображением заснеженных Гималаев, величественной архитектуры, портретами местных жителей. Половину из них впоследствии приобрёл для своей галереи Павел Третьяков.

В. Верещагин. «Мавзолей Тадж-Махал». Фото: veresh.ru
В. Верещагин. «Мавзолей Тадж-Махал». Фото: veresh.ru

Другой мир от Верещагина

В 1888 году художник, наконец, добрался до Америки, куда его давно приглашали. США стали для Верещагина не столько творческой натурой, как другие страны, сколько ярмаркой-распродажей, наполненной презентациями и встречами с важными людьми – президентом Гровером Кливлендом, изобретателем Томасом Эдисоном и другими.

К этому времени он был широко известен в Европе, в США же имя Верещагина только начинало приобретать громкое звучание. Для того чтобы подогреть интерес публики, Американская художественная ассоциация (American Art Association), принимавшая художника, выпустила иллюстрированный каталог его лучших работ. Американская публика читала насыщенную событиями биографию русского художника в опубликованной в Нью-Йорке книге «Живописец, солдат, путешественник».

Интерьер выставки Верещагина в Нью-Йорке. Фото: верещагин180лет.рф
Интерьер выставки Верещагина в Нью-Йорке. Фото: верещагин180лет.рф

Исследователи утверждают, что за право выставить картины русского художника развернулась настоящая борьба между Чикаго, Сент-Луисом и Цинциннати. Победил Чикагский институт искусств, однако после выставки собрание поехало по городам страны и находилось в этом путешествии на протяжении трёх лет. Сам Верещагин уезжал и возвращался, присутствуя на открытиях своих выставок. Личное участие художника способствовало хорошим продажам его работ с аукционов.

«Когда вы попадаете со света дня, из грохота и суеты 23-й улицы в пространство с приглушённым искусственным освещением и вас встречают причудливые комбинации странных эффектов и мускусные запахи здания, где хранятся знаменитые картины, это похоже на переход в другой мир», – писала американская газета. «Все, посещающие выставку, волей-неволей становятся русофилами», – отмечалось в другой.

Судя по очеркам Василия Верещагина, а он имел обыкновение записывать и публиковать свои впечатления почти обо всех своих путешествиях, в Америке его поразили две вещи – масштабная архитектура Нью-Йорка и царящий в стране культ денег.

«Там, – писал он, – есть ужасное обыкновение определять цену человека величиной его капитала – про незнакомого спрашивают: "Что он стоит?" Отвечают, например: "500 тысяч долларов, но два года тому назад он стоил миллион". Такой приём определения людей нам, европейцам, мало симпатичен».

Научный сотрудник отдела живописи Третьяковской галереи Светлана Капырина рассказала «Русскому миру», что всего в США было продано 111 картин Верещагина. Она отметила, что художник был вынужден продавать картины из-за подписания кабального договора с американскими импресарио.

В. Верещагин. «Взятие Рузвельтом Сан-Жуанских высот». Фото: magisteria.ru
В. Верещагин. «Взятие Рузвельтом Сан-Жуанских высот». Фото: magisteria.ru

«В США была проведена мощная пиар-компания, о выставках писали газеты, приходили десятки и даже сотни тысяч посетителей, – говорит исследовательница. – Я бы назвала Верещагина одним из первых провозвестников русской живописи, после него русские художники стали приезжать более активно». И не только русскую живопись популяризировал Верещагин в Америке – на его выставках исполнялись произведения русских композиторов, что повысило спрос на их ноты в музыкальных магазинах Нью-Йорка.

По словам учёного, многие картины впоследствии покинули Америку и сейчас находятся в других странах. Другая часть разошлась по американским колледжам и другим общественным заведениям, находится в частных коллекциях или вовсе утрачена. К сожалению, судьба десятков работ, в том числе из знаменитых верещагинских серий, до сих пор неизвестна.

– Знаменитую картину Василия Верещагина «Взятие Рузвельтом Сан-Жуанских высот» мы с коллегой нашли под Лос-Анджелесом, она принадлежит огромному гостиничному комплексу, – рассказала Светлана Капырина. – Картина вывешена в ресторане. Понимают ли они ценность этой работы? Думаю, не очень. Нет, они видят, что рама шикарная, написано хорошо, но для них это всё чужое. Американское искусство им гораздо дороже и ближе.