"Ууу, бесстыдница, глазища словно плошки, сразу видно - дурная кровь!" - шептались за ее спиной престарелые кумушки, знакомые со всеми тайнами российского двора. Прекрасная графиня Юлия Самойлова выглядела словно заморская жар-птица, залетевшая в деревенский курятник. Все знали, что родная мать Юлии, блистательная графиня Мария Пален, развелась с надоевшим мужем и отдала крошку на попечение бабушки и дедушки, едва Юлечке исполнилось пять с половиной лет.
А еще говорили, что "южные" черты лица Юлии подозрительно напоминают отчима Марии, кавалера многих орденов и итальянца по происхождению обер-камергера Юлия Литта. "Конечно, она его дочь! - утверждали сплетники. - Иначе почему граф Юлий так привязался к ребенку, от которого отказалась родная мать!"
Детство и юность Юлии Самойловой
Маленькая Юлия, не подозревавшая об окружавших ее имя слухах, получила первоклассное по меркам начала 19 века образование, без принуждения прочла дедушкину библиотеку, состоявшую в основном из книг философов-просветителей и рано усвоила независимый образ мыслей. Юлия с детства знала, что она - сокровище, такое же, как античные геммы и статуи из коллекции объездившего полмира Юлия Литта. Может, поэтому она считалась разборчивой невестой и пошла под венец в относительно позднем для той эпохи возрасте - в 22 года.
Брак с графом Николаем
Ее жених, молодой граф Николай Самойлов, считался завидной партией - флигель-адъютант, красавец, богач, любимец самого государя. Увы, вскоре после свадьбы выяснилось, что сердце молодого мужа отдано другой красавице - Александре Римской-Корсаковой, которую невзлюбила его властная мать.
Вдобавок граф Николай был скандалистом и неисправимым игроком, готовым проводить сутки напролет за карточным столом. Вскоре супруги Самойловы расстались по обоюдному согласию: граф Николай отправился в действующую армию, вернув жене приданое, а Юлия, не выдержав бесконечных намеков и сплетен, отправилась в страну своей мечты - благословенную Италию.
Роман с художником
Здесь она и встретилась с молодым художником Карлом Брюлловым, будущим прославленным автором "Последнего дня Помпеи". Пылкий Карл, в жилах которого текла итальянская кровь, не скрывал, что он без ума от графини Юлии. Но их итальянская идиллия длилась недолго - пришла весть о смерти бабушки Юлии, и графине пришлось возвращаться домой, чтобы вступить в права наследства.
Фамильные миллионы помогли экстравагантной Юлии превратить жизнь в волшебную сказку, покровительствуя поэтам и художникам и устраивая праздники, которые затмевали даже торжества при императорском дворе. Единственное, что не могло сделать богатство - поставить наравне с Юлией ее возлюбленного, уже получившего прозвище "Великого Карла" и звание профессора Академии художеств.
Графиня и художник - такой мезальянс был немыслим для Российской империи, свято оберегавшей сословные привилегии. Вдобавок Брюллов стал героем грандиозного светского скандала после громкого развода с молодой женой - 19-летней дочерью рижского бургомистра Эмилией Тимм, обвиненной в супружеской неверности. Прекрасная Юлия, успевшая к тому времени окончательно переселиться в Италию, приютила возлюбленного, а тот увековечил ее знойные черты на множестве полотен из итальянской жизни.
И в дальнейшем Юлия не раз бросала вызов условностям. Не имея собственных детей, она удочерила двух дочерей миланского композитора Амалицию и Джованну Пачини, похожих на нее как две капли воды. Сплетники судачили, что девочки - дочери самой графини и Брюллова, тем более что в записях приходских книг говорилось лишь об одной дочери Джованни Пачини и ни слова - о происхождении их матери, имя которой также осталось неизвестным.
Последующие неудачные браки
А когда графиня Юлия устала от одиночества и решила выйти замуж второй раз, ее избранником стал годившийся ей если не в сыновья, то в младшие братья молодой оперный певец Джованни Пери. Выйдя замуж за безвестного итальянца, Юлия не только навсегда расставалась с Брюлловым, но и теряла свой графский титул. И когда юный Джованни скончался от туберкулеза через пару месяцев, графиня, привыкшая к "красивой" жизни, принялась продавать свое оставшееся на родине имущество.
Остатков ее состояния как раз хватило на то, чтобы растить приемных дочерей и удовлетворить "аппетиты" нового супруга - французского дипломата Шарля де Морнэ. Он оставил Юлию через год после свадьбы под предлогом несходства характеров и "выжал" бывшую жену досуха, так что Амалиции и Джованне пришлось взыскивать завещанные матерью деньги и имущество через суд.
Умерла Юлия Самойлова в 72 года, пережив всех своих мужей и возлюбленных. Утратив деньги и красоту, она окончила свои дни в полном забвении, оставленная даже любившими лишь ее состояние родственниками и забытая великосветскими хроникерами.
Но прекрасные молодые глаза Юлии и сейчас смотрят на нас с картин Карла Брюллова, напоминая, что искусство сильнее смерти и корыстных расчетов.
Не забудьте подписаться, поставить лайк и поделиться мнением в комментариях.