Однажды мама повела Мариночку в гости к своей школьной подруге. Вообще-то ходить с мамой в гости было всегда интересно, особенно в первый раз!
Вы замечали, что в первый раз все кажется необыкновенно ярким и привлекательным? Мамины подруги вообще были очень разными, не похожими друг на друга, а главное, очень не похожими на обыкновенных среднестатистических сорокалетних женщин…
А судьбы у них были такие, «что ни в сказке сказать, ни пером описать»…
Марине в ту пору было лет четырнадцать – вроде и не взрослая, но уже и не маленькая девочка. В куклы играть не усадишь, чтобы подруг от разговоров не отвлекала, но и не все при ней хотелось обсуждать…
Мариночка была девочкой сообразительной и поэтому в гости всегда приходила с толстой и потрепанной книжкой. Мама не упускала случая объявить, что когда Мариночка читает, то ее невозможно и пушечным выстрелом отвлечь: не видит и не слышит, и даже на чай с тортиком не откликается!
А если вдруг книжки с собой не было, Мариночка уже с порога спрашивала: «Можно ваши книжки посмотреть?»
Представляете? Это было в то время, когда даже в коммунальных квартирах обязательно имелся книжный шкаф, набитый «под завязку» и старыми, и новыми книжками, а иногда еще и старинными…
В таком книжном шкафу можно было отыскать и кучу старинных журналов… В общем, настоящий Клондайк для тех, кто понимает!
Мамины подруги охотно разрешали, и с этой минуты больше на девочку внимания особенного не обращали, а ей только того и надо!
Ну, разве интересно слушать разговоры про мужей, про детей, про работу…
Когда подруги начинали демонстрировать свои обновки, можно было «вполглазика» посмотреть, только и тут особенно интересного ничего не было…
В общем, Мариночка подругам не мешала, а когда они отправлялись на кухню покурить, не подсматривала и не подслушивала…
К Диве она пришла с мамой в первый раз. Вообще-то у подруги было старинное библейское имя Юдифь, но все звали ее Дивой. Вот уж правда, настоящим «дивом» она и была!
Невозможно было поверить, что она когда-то с мамой училась в одном классе, потому что выглядела она лет на пятнадцать моложе. Вся такая гладкая и красивая, как киноартистка…
(Она и научит Мариночку, как надо за собой ухаживать, чтобы всегда выглядеть моложе своих лет, но это будет в другой раз.)
А в гостях у Дивы все с порога пошло совсем не так, как обычно.
Дом был охраняемый, в подъезде всех встречал милиционер и очень строго расспрашивал: кто, куда и зачем идет… Ужасно было неприятно!
Потом милиционер позвонил в квартиру по телефону и спросил, можно ли пропустить…
Квартира была на втором этаже. Одна! Обычно на площадке две, три или даже четыре квартиры…
Дверь гостям открыла серьезная женщина в темном костюме, но из комнаты вышла Дива и отправила эту серьезную даму «заниматься своими делами».
Дива благоухала чудесными ароматами и выглядела потрясающе. Мариночка слегка растерялась, но про книжки спросила. Дива сразу проводила девочку в огромную комнату, которая называлась «библиотека».
Это был не просто «Клондайк» - это была действительно огромная библиотека: книги от пола и до потолка! Это вам не книжный шкаф в коммунальной квартире…
Не сразу Мариночка осмелилась, но потом, что называется «дорвалась»! И вот тут уж точно никакой пушечный выстрел или торт из кондитерской «Черное море» ее бы от книжных россыпей не оторвал…
А мама с Дивой устроились в гостиной комнате и, судя по запаху, курили…
Вообще мамина пагубная привычка к курению всегда заставляла морщиться… Запах ее папирос Марина и сейчас бы ни с чем не спутала… Но из гостиной пахло совсем другим табаком – это отвлекло от книжек сильнее, чем какой-то фантастический «пушечный выстрел…»
А потом послышались рыдания… Неужели в такой квартире кто-то плачет, да так горько…
Как можно плакать, если у тебя целая библиотека книг? Если ты выглядишь как киноартистка или даже лучше – как морская царевна?
Чай с тортом и другими невероятно вкусными вещами пили только Мариночка с мамой… А Дива сказала, что ей нельзя ничего такого, для красоты вредного… От чая, оказывается, портится цвет лица и желтеют зубы, а от сладкого и калорийного появляется лишний вес… Дива пила воду…
Ну, цвет лица ни Мариночка, ни мама испортить не побоялись и отведали всего понемножку… «Она так что, всю жизнь?» - спросила Марина …
«Да нет, раньше нормально жила, пока замуж сгоряча не выскочила», - ответила мама…
Много раз еще Марина с мамой побывают в гостях в этом доме… И книжек оттуда Мариночка перечитает не один десяток… Постепенно вся история этой невероятно красивой женщины, похожей на морскую царевну, перестанет быть для нее тайной…
«Тухленькая» такая история…
У Дивы, когда ее еще звали Юдифь, была «сумасшедшая любовь»! Оба учились в институте, получали копеечную стипендию и жили с родителями. Каждый со своими …
Обитали в коммунальных квартирах, так что о том, чтобы жить вместе, можно было только мечтать…
Вот они и мечтали… В теплую погоду в парке на скамейке или на Французском бульваре, который по-новому назывался Приморским…
А вхолодную – ходили в кино на последний сеанс, если в карманах находились монетки на билеты…
Иногда кто-нибудь из друзей давал ключ от своей комнаты в общежитии…
Когда закончили институт, Леня получил направление на работу в такие дальние края, где не только Приморского бульвара, но и улиц вообще не было…
А Дива осталась в городе, где прожила всю жизнь. Они ведь не были женаты, поэтому «семейного распределения» им не полагалось… Спросите, почему быстренько не поженились?
Взрослая сорокалетняя Дива скажет: «Потому что были дураки»…
Очень понятный ответ… Но не конкретный…
Надо сказать, что родители у девушки были очень заботливые, имели в городе много знакомых и совсем не хотели, чтобы единственная дочка уехала в какую-то Тьмутаракань…
Нашлись какие-то связи, были получены нужные справки, и Юдифь получила «свободное трудоустройство…»
А ее диплом инженера-строителя остался просто «на память», потому что ни одного дня она по специальности не работала!
Думаете, она такая одна? Совершенно напрасно! В советские времена подобные истории никого не удивляли, впрочем, и сейчас такое случается…
Юдифь начала работать в «Горкомхозе» - очень влиятельное учреждение в каждом городе, а уж в приморском… Тут не просто «Эльдорадо» - это были золотые прииски со стабильным и немалым доходом…
Впрочем, там Дива проработала совсем немножко и… вышла замуж за «САМОГО»!
Не понимаете? За человека, в руках которого было все городское коммунальное хозяйство…
Он был далеко не молод, ведь до такой должности дослужиться было непросто… А в условиях дефицита жилья и прочих коммунальных благ он был просто местный царь и бог.
Как все советские чиновники, сытый, наглый, безжалостный…
Я просто не смею употребить более сильные выражения. Да и зачем? Разве современные чиновники такого ранга чем-то отличаются? (Эк, куда меня занесло!)
Сгоряча, обидевшись на своего Леню за то, что уехал… Словно разум потеряв от невероятных возможностей, которые появились у нее… А может, и другие были причины, только после свадьбы жизнь ее превратилась в… сказку, совсем не веселую…
У "Самого» до Дивы была семья: жена, дети, даже внучка была… Но почему «была»? Она никуда не делась!
«Сам» продолжал заботиться обо всех членах семьи, решал все семейные проблемы, организовывал отдых и лечение, устраивал в институты и на работу, «пробивал» отдельную палату в родильном доме, когда ждали внучку… Он не скрывал свою новую семью, да и жили почти рядом… «Слава Богу, что не в одной квартире», - жаловалась Дива…
Она больше не ходила на работу, потому что это не нравилось Самому. Домашних дел почти не было, а те, что были, всегда выполняли другие люди… И в кино на последний сеанс она больше ни разу не сходила…
Вообще Дива теперь занималась только собой: косметологи, массажистки, маникюрши, портнихи, шляпница и даже скорняк был «свой»…
Не поговоришь с такими людьми по душам. Вот и цеплялась Дива за малейшую возможность встречаться с подругами из прежней школьной и студенческой жизни…
Только эти подруги как-то быстро исчезли: кто-то откровенно завидовал безбедной ее жизни, кто-то не мог удержаться от смеха, представляя «лямурные сцены» из жизни "Самого" и их красивой подружки… Согласитесь, не очень радуют такие встречи…
А Маринина мама не только не завидовала, но и очень жалела свою старую школьную подружку… Как бы замечательно ни выглядела Дива, а детей у нее не только не предвиделось, но и думать об этом ей строго настрого было запрещено…
Родители ее были совсем старенькие и нуждались в помощи. Конечно, и лекарства, и врачи, и больницы, и санатории, питание самое наилучшее – ни в чем Сам не отказывал своим новым родственникам.
Их комната в коммунальной квартире уже осталась в прошлом, и жили они теперь в очень приличной квартире в новом районе… Они очень хорошо знали и не забывали, кому обязаны всеми благами…
А что внуков нет, печально, но и без внуков жить можно… Теперешние внуки не больно-то к старикам привязаны…
И Дива благодарна Самому, ведь без его помощи родители так и жили бы в коммуналке, перебивались на свою крошечную пенсию…
А Сам никогда не упустит случая порассуждать на эту тему, чтобы не забывали…
Вот такое «тухленькое» семейное счастье!
Последний раз Марина видела Диву уже в почтенном возрасте. Она жила со своим мужем за городом.
Красивая и по-прежнему яркая дама непонятного возраста. Ее муж сидел в плетеном кресле, и изо рта у него текли слюни…
Он все время просил печеньица, а Дива давала ему по одной штучке и вытирала крошки с подбородка.
Ему было уже очень много лет… Его взрослые дети тоже были совсем не молоды, а внуки и правнуки им вообще не интересовались… Он уже больше десяти лет был в таком состоянии…
Осталась в прошлом и его работа… Жизнь изменилась невозвратно… Но у этих двоих осталось все для обеспеченной и спокойной жизни… Судя по ее идеальной прическе и свежему маникюру, Дива своих привычек не изменила…
А Марине показалось, что все эти годы она и не жила… Кто виноват? Может, жизнь? Может, сама? А может, родители?
Видно, правду говорят: «Не родись красивой…»
Как вам такая семейная жизнь?