Найти тему
МК

В Госдуме решили отказаться от иностранных слов в документах и выражениях

Нельзя, чтобы чиновники изъяснялись не по-русски, антигосударственно это. Непонятными словами не выражаться! Ни в официальных документах, ни в выступлениях не употреблять иностранщину. Таков смысл законопроекта, который отправился на рассмотрение в думский Комитет по культуре. Авторы еще призывают «создавать нормативные словари, грамматики и справочники» нарочно для госаппарата. Большой бестолковый «Чиновничий словарь»…

  Алексей Меринов
Алексей Меринов

Дерзания избавить русский от инородностей были и раньше. При Екатерине II, которая как все узурпаторы, была большая патриотка России. Не аудитория, а «слушалище», например. Кажется, княгиня Головина получила за такой перевод приз на придворном конкурсе. Затем Александр III, при котором расцвело все новорусское. «Мокроступы» (галоши), «топталище» (тротуар) и прочее. Тогда же ходила пародия на этот язык: «Хорошилище идет по гульбищу из позорища на ристалище». Что в переводе на общепринятый означает «Франт идет по бульвару из театра в цирк». И, как не странно, «шестидесятники» тоже баловались русификацией. «Автоклав» – «самозапиральник»…

Но, пожалуй, никогда власти не призывали переходить на особый патриотичный язык самих себя. То есть, народ пусть пишет и говорит, засоряет язык недружественными словами «мерчандайзинг», «инфлюенсер» или «челлендж», а мы – ни-ни. Обратное было, когда аристократы в России говорили целый век по-французски. Но те же люди свободно общались еще на нескольких европейских языках. Да и родным владели блестяще. В отличие от...

Каждому, кто держал в руках какую-нибудь официальную отписку или письмо из министерства, очевидно, что иностранные слова меньшее из зол. Документы эти безграмотны, полубессмысленны и нашпигованы канцеляритом настолько, что глазам больно. «В ходе проверки, предусмотренной пунктом правил сообщаем на ваш вопрос, что проблема внимательно рассмотрена, в ближайшее время будут устранены предпосылки, если»... Перспективные планы и предложения госведомств еще хлеще. «Министерство предпримет усилия и разработает программу предложений по перспективному планированию выхода…» Занавес из словес, призванный скрыть смысл написанного. Может быть, этого смысла там и вовсе нет? «Как бы чего не вышло».

Не лучше обстоят дела и с устной речью. Цитаты депутатов и губернских деятелей расходятся по Сети горячее, чем перлы из школьных сочинений. «Россияне умирали по графику», – министр Татьяна Голикова. «Ко мне никто не домагивался», – депутат Раиса Кармазина. Я уж не говорю о том, как одна областная чиновница советовала электорату есть макарошки, а глава поселения в Ярославской области рекомендовал бедолагам-избирателям «разводить ежей». Получается, «государство вам ничего не должно», денег нет, но вы ежите...

И, конечно, лидер нашего рейтинга Елена Мизулина: «Запреты это свобода». Вот как удержаться от англицизмов, если вокруг сплошной Оруэлл?

Автор: Станислава Одоевцева