Найти тему

Не бери все на себя: ценность делегирования для компании и сотрудников

Делегирование – навык, полезный на всех уровнях: от руководителей малого бизнеса, до лидеров корпораций. Именно оно позволяет сделать так, чтобы цели компании были достигнуты за счет выполнения ваших повседневных задач другими людьми.

В определенном смысле масштаб руководителя можно оценить по количеству сотрудников, которые успешно выполняют часть его задач и работают на благо компании. Трудно спорить с тем, насколько ценен навык делегирования. Если же вы все еще сопротивляетесь и стараетесь делать как можно больше самостоятельно – эта статья для вас.

Выгоды делегирования

Масштабирование

Бизнес не может расти и расширяться, если по мере своего развития он все еще завязан на вашем участии. Чем больше у вас клиентов, тем сложнее будет тянуть все на себе: заниматься производством, подбирать персонал, мотивировать сотрудников, вести бухгалтерию и рекламировать компанию. Для того чтобы наращивать обороты и развивать свое дело, вам придется научиться доверять коллегам и передавать часть своих задач, оставляя за собой ключевые вопросы и принятие управленческих решений. Тем более, вы не можете быть одинаково хороши во всем, в чем и заключается следующий плюс делегирования.

Специализация

Делегирование не приведет к снижению качества работы (хотя многие и считают себя незаменимо ценными), а даже наоборот. Вы отдаете эксперту те задачи, в которых он разбирается лучше вас. У развивающейся компании непрерывно растет потребность в узко квалифицированных сотрудниках, а с определенного момента руководитель не сможет делать все сам: как из-за нехватки времени, так и ввиду отсутствия определенных компетенций.

Владелец малого бизнеса может воспользоваться сервисами онлайн-банкинга, для того, чтобы посчитать бухгалтерию; но по мере развития предприятия растет потребность в отдельном специалисте, который займется вопросами финансов.

Никто не станет утверждать, что Илон Маск – гений ракетостроения, и именно поэтому его бизнес успешен. К хорошим финансовым показателям его компанию привели не знания физики, а умение руководить.

Мотивация

Не многие знают, что с помощью делегирования можно поднять мотивацию сотрудников. Может показаться, что большее число задач приведет к тому, что работать подчиненный будет плохо. На самом деле новые и в чем-то сложные задачи повышают заинтересованность и вовлеченность сотрудника в работу, так как сотрудник занимается не рутиной, а интересной и ответственной деятельностью.

Делегирование повышает мотивацию еще и потому, что легко реализует потребность в карьерном росте. Например, заместителю даются новые задачи, которыми занимался руководитель – он чувствует, что его полномочия расширяются, а его труд более важен, так как он занимается задачами начальства.

Конечно, мотивацию можно улучшить за счет повышения зарплаты или смены должности – однако в этих случаях есть стеклянный потолок. Отметим, что передача новых задач подчиненным может улучшить их мотивацию еще и потому, что с ними сотрудник получает большую власть – над результатом, продуктом, возможностью влиять на результаты других сотрудников.

Тимбилдинг

Перераспределение обязанностей может сплотить коллектив. Когда одну большую задачу грамотно декомпозируют, на каждую назначают сотрудника, а руководитель следит за ходом работы, коллектив начинает чаще взаимодействовать, советоваться, помогать друг другу. Когда хороший результат зависит от того, насколько слаженно будут работать сотрудники, растет качество рабочих отношений.

Выходит, что без делегирования предприятию будет значительно сложнее масштабироваться, иметь штат из мотивированных сотрудников, повышать общую экспертность команды и специализацию каждого отдельного специалиста. Отсутствие грамотного распределения задач противоречит расширению, развитию, увеличению прибыльности.

Стоит ли говорить о том, насколько эффективнее станет работать руководитель, когда освободится от рутинных задач и перенаправит свое внимание на управление. Однако, с передачей своих задач подчиненным связаны некоторые страхи управленцев, которые мешают им работать эффективнее. Об этих страхах и сценариях, в которых делегировать не стоит, мы расскажем в следующей статье. Следите за обновлениями нашего сайта и социальных сетей.