Николай Александрович Бердяев, величайший русский религиозный филосов и политический философ, социолог, экзестенциалист. Автор идеи философии свободы и нового средневековья. Излагать идеи Бердяева сложно не потому что в нем много противоречий, а потому, что по его собственному признанию , его мышление « афористично» и «фрагментарно». Родился 18 марта 1874 года . Обучался Николай Александрович в Киевском кадетском корпусе .Во время обучения увлескя философией и поступил в университет. Участвовал в студенческих беспорядках, за что и был в 1897 году сослан в Вологду. Мысль Бердяева принадлежит к вершинам христианского экзистенциализма. Первоосновой мира Бердяев считает не бытие, а свободу. Из этой свободы Бог и создает человека – свободное существо. Свобода, будучи иррациональной по своей природе, может поэтому вести как к добру, так и к злу.
Основное направление его философии было направлено на тему судьбы России, ее места в мировой истории. Писал о ее “стихийной” истории и личностях. О Ленине, например, Бердяев писал, “Ленин сделан из одного куска, он монолитен. Роль Ленина есть замечательная демонстрация личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождём революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом”. Н.А. Бердяев был идеалистом и социалистом, но его взгяды, близкие к социал-демократам, не были приняты, они не принимали и не считали своим. Он поднимал религиозный вопрос о жизни человека. В его философии христианство есть «религия свободы. Причину многих русских бед Бердяев видел в отсутсвии “Рыцарского начала “ в мужской идеи России, имея в виду пассивность, ожидание того, что придет некто сильный и все устроит. Внутренний мир для него был важнее, чем«мир объективации». Любовь и свобода есть важнейшие вещи в жизни, писал Николай Александрович, но при этом считал, что между ними всегда присутствует конфликт.
Говоря о Н.А. Бердяеве, мы в первую очередь говорим о русском философе, философе религиозном, человеке русской идеи. Все работы Бердяева наполнены размышлениями о религии и свободе, и фигурации в них России и русского народа. Прошло много времени, но идея об особом пути России, не связанном ни с западом, ни с востоком, о ее предназначении остается актуальной темой для споров. Не смотря на изменение идеалов, ценностей, государственного строя, моральных концепций, вопрос о пути России остается открытым.
Основная идея Бердяева заключается в: подчеркивании эсхатологического смысла идеи исторической судьбы, рожденной из катастрофы русской революции, в осознании кризиса исторического христианства, в осознании конфликта между личностью и мировой гармонией, в русской критике рационализма или экзистенциализм русского духа, в оригинальном русском анархизме (Кропоткин и не только) и понимании христианства как религии богочеловечества
Противоречия русского бытия всегда находили себе отражение в русской литературе и русской философской мысли. Творчество русского духа так же двоится, как и русское историческое бытие. Россия всегда была между диким, необузданным востоком, и относительно цивилильным, прогрессивным западом. Она несла идею Русской необъятности. Россия соединяет два противоположных полюса, из этого и идут основные противоречия русской мысли. Русский человек самый сложный в своём многообразии и противоречии. На первый взгляд, "русский мужик" покажется хмурым, суровым, грубым, опасным, но это и есть то самое противоречие. Только узнав его, вы увидите его доброту, преданность, всеобъемлюющую любовь к миру и людям, он страдает за свою любовь. Русский народ - страдальческий народ. Проблема страдания стоит в центре творчества Достоевского. И в этом он очень русский. Русский человек способен выносить страдание лучше западного, и вместе с тем он исключительно чувствителен к страданию, он более сострадателен, чем человек западный.
“Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, то есть совмещение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушить к себе сильную любовь и сильную ненависть.” - Н. А. Бердяев
Н. А. Бердяев писал,что Россия – страна безграничной свободы духа, страна странничества и искания Божьей правды. Россия – самая небуржуазная страна в мире; в ней нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе. Русский тип странника нашел себе выражение не только в народной жизни, но и в жизни культурной, в жизни лучшей части интеллигенции. В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Русская душа сгорает в пламенном искании абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира, она поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни. Есть мятежность, непокорность в русской душе, неутолимость и неудовлетворимость ничем временным, относительным и условным.
«МОСКВА́ - ТРЕ́ТИЙ РИМ»
«первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать»
Русь в качестве защитницы христианской веры становилась ответственной за христиан. Эта мысль монаха Филофея должна была укрепить самодержавие, но помимо этого дала течение многим славянофильским идеям, это помогла сформировать концепцию “третьего”, другого пути России. Не смотря на некий обскурантизм начальных славянофильских объединений, более близких к националистичеким идеям, они имели ряд суждений, которые помогли структурировать русскю идею. Славянофилы поддерживали Ивана Грозного в его самодержавии и властности, но порицали Петра1 за уничтожение русской самобытности и вспоминали тяжесть реформ для русского народа, при этом не обращая внимание на ущемление, скованность и рабственность русского народа при Иване 4.
По Бердяеву, Русская идея содержит представление о русских как народе-богоносце. Этим подчёркивается вселенский характер русской идеи, её соборность и универсализм. Приверженцы русской идеи представляют что Россия имеет глобальное значение и важна для всеобщего христианского спасения.
Русский поэт, Владимир Семенович Высоцкий, писал:
В синем небе, колокольнями проколотом, —
Медный колокол, медный колокол —
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом -
Чтобы чаще Господь замечал.
Судьба России занимает одно из центральных значений в философии Н.А. Бердяева. «Судьба России бесконечно дороже судьбы классов и партий, доктрин и учений… Без изначальной и стихийной любви к России невозможен никакой творческий исторический путь. Любовь наша к России, как и всякая любовь, - произвольна, она не есть любовь за качества и достоинства, но любовь эта должна быть источником творческого созидания качеств и достоинств России. Любовь к своему народу должна быть творческой любовью, творческим инстинктом. И менее всего она означает вражду и ненависть к другим народам.» Н.Бердяев «Судьба России».
В своем эссе Бердяев рассматривает многие концепты судьбы России. Говорит, о предназначении русского человека, о Русском мессианском сознании.
Россияя – исключительно безгосударственная, исключительно анархическое государство в мире. Наше народничество, появление свойственно российское, незнакомое Западной Европе, есть появление безгосударственного духа.
Россия– исключительно муниципальная и исключительно бюрократическая страна в мире; все в России преобразуется в орудие политические деятели. Российский люд сделал могущественнейшее в мире правительство, самую большую власть
Чужд русскому народу империализм в западном и буржуазном значении текста, но он покорливо отдавал собственные силы на создание империализма, в котором сердечко его не было заинтересовано.
Россия – исключительно не шовинистическая страна в мире. Русскому народу абсолютно не характерен брутальный национализм, наклонности насильной русификации. И славянофилы не были националистами в простом значении сего текста. Они желали вериться, собственно что в российском народе проживает всечеловеческий христианский дух, и они возносили российский люд за его смирение. Национален в России как раз ее сверхнационализм, ее воля от национализма; в данном самобытна Россия и не смахивает ни на 1 страну мира.
Российская Федерация – покорности, государство, лишенное сознания прав личности и не защищающая плюсы личности, государство инертного консерватизма, государство добротного обстановки и трудной плоти.
Это странна безбрежной свободы духа, государство странничества и искания Божьей истины. Исключительно небуржуазнаое государство в мире; в ней нет такого добротного мещанства, которое например отталкивает и отвращает русских на Западе.
Корень данных основательных противоречий – в несоединенности мужественного и прекрасного в российском духе и российском нраве. Мужественное начало всякий раз предполагается снаружи, отсель нескончаемая подневольность от постороннего. Из сего безнадежного круга есть лишь только раз выход: раскрытие изнутри самой России, в ее духовной глубине, мужественного, собственного, оформляющего начала, овладения личной государственной стихией, имманентное просыпание мужественного, светоносного сознания.
Борьба обязана высвободить нас, российских, от рабского и подчиненного дела к Германии, от больного, надрывистого дела к Западной Европе как к чему-то дальнему и наружному, предмету то страстной влюбленности и мечты, то погромной ненависти и боязни. Россия будет бесповоротно Европой, и как раз за это время она станет духовно самобытной и духовно независящей. Европа закончит быть монополистом культуры. Глобальная борьба обязана в кровавых муках родить жесткое понимание всечеловеческого целостности. И Россия, занимающая пространство посредника меж Востоком и Западом, которых являются Востоко-Западом, призвана сыграть величавую роль в приведении населения земли к единству. Любовь к земле русской, многострадальной, величественной, предвосхищает все эпохи, все западные веяния и идеи. Русская душа не склоняется перед золотом. Россия любима нами в ее противоречиях.
Географическое состояние России было таково, собственно что российский люд вынужден был к образованию большого страны. Запросы страны очень не достаточно оставляли свободного излишка сил. Российские практически не могут веселиться. Оформление собственной души и собственного творчества затруднено было для российского человека. Гений формы – не русский гений, он с трудом совмещается с властью мест над душой.
Нелегко было поддерживать самое большое в мире правительство, да ещё народу, не обладающему формальным организационным гением. Российская душа ушиблена ширью, она не лицезреет пределов, и данная безграничность не высвобождает, а порабощает ее. И вот завещание энергия российского человека ушла вовнутрь, в созерцание, в сердечность, она не имела возможность адресоваться к ситуации, всякий развсегда связанной с оформлением, с методом, в котором обозначены грани. Смирение российского человека стало его самосохранением. Он очень пристрастился ложить компанию обширных российских мест на центральную администрация, как бы непознаваемую для него. И в личной душе испытывает он необъятность, с которой ему непросто преодолеть. Это – география российской души.
В Русском человеке нет узости евро человека, нет данной расчетливости, экономии места и времени, интенсивности культуры. Русская леность, неосторожность, дефект инициативы, слабо развитое ощущение ответственности с данным связаны. От российской души обширные российские места настоятельно просили смирения и потерпевшие, но они же охраняли российского человека и выделяли ему ощущение защищенности. Над русским человеком владычествует российская территория, а не он владычествует над ней.
Западноевропейский человек испытывает себя сдавленным мелкими объемами мест земли и настолько же мелкими местами души. Он пристрастился возлагаться на собственную активную энергию и энергичность. И в душе его плотно, а не обширно, все надлежит быть рассчитано и верно распределено.
В истории нового человечества происходит двойственный процесс – процесс универсализации и процесс индивидуализации. Национализм есть начало индивидуализации, империализм – начало универсализации. Эти начала разнокачествуют, но не исключают друг друга, они сосуществуют. Идея всемирной империи проходит через всю историю и доходит до ХХ века, когда она теряет священный характер (священная Римская империя) и приобретает основу в значительной степени торгово-промышленную. Англия явила собой первый могущественный образец нового империализма.
Русская политика может быть лишь империалистической, а не националистической, и империализм наш, по положению нашему в мире, должен быть щедро-дарящим, а не хищнически-отнимающим. Понимание народных душ – гордость русского гения. Лишь свободные граждане могут быть опорой империи.
Перед ХХ веком мировая война поставит задачу выхода культуры из Европы в мировые пространства. Должно начаться движение культуры к своим древним истокам, к древним расам, на Восток, в Азию и Африку. Египет, Индия, Палестина не навсегда выпали из всемирной истории. А с мучительной проблемой Китая еще предстоит свести счеты. Закат чисто европейской культуры будет восходом солнца на Востоке. Центр тяжести Западной Европы, по всей вероятности, передвинется еще более на Запад, в Америку. Теперь Европа вплотную поставлена перед основной задачей всемирной истории – соединения Востока и Запада. Более чем двести лет идет размышление о не состоятельности запада и его упадке. Величее западной культуры не вернется, остается лишь мракобесие и обскурантизм средневековья. Склоность запада к “самобичеванию” сыграло с ним злую шутку, следствием ее стал упадок европейских нравов, радикальность реакционистических движений. “Запад больше не сможет создать шедевр на кургане минувшего величия”.
“У России остается ее третий путь, ни запада, ни востока… Путь России, самобытной и противоречивой, вольной и рабской, мирской и духовной, великой”
Мессионистическую роль России осознавали великие люди запада. Открытие истины России не может быть стихийным. Ей нужна мысль национального разума и сила национальной воли. Запад понимает могущество и роль России, но понимаем ли мы ее? Россия – полярна, антиномична. Безграничная, многострадальная, сердобольная Душа России не объяснима мирским словом и доктриной. Вспоминаются строчки Тютчева:
Умом России не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.