-Только он ушёл, вошла ты. Он часто у нас бывает, то электричество починить, то телевизор.. Какая у него обстановка дома! Музей! Какой он человек! Какой хозяин? Как умеет жить!
-Ну и пусть живет себе на здоровье! Я мешаю ему жить?- ответила раздраженно Мадина.—Ты что, милая моя! Зачем старое платье надеваешь? Я тебе новые приготовила.
- Тетя открыла крышку сундука и одно за другим вынула целый ворох красных, синих, зелёных, в клетку и полоску платьев, перебирала и считала их гордым удовольствием:- раз, два…шесть, семь- многозначно умолкла, держа в поднятой руке восьмое, зелёное платье и взглядом спросила: «Поняла, к чему все это?» Чего же не понимать-любая девчонка аула знала, что семь платьев- приданое невесты!
Мадина задумалась? Как объяснить тете, что она не хочет замуж.
-Это восьмое, пусть у тебя будет больше, чем у других, я даром деньги не тратила…
Мадина вспомнила маму, как держала в руках ее перешитое платье, как волновал раньше зелёный цвет, а потом перестала обращать внимание. «Неужели маму забыла?» Мадине стало совестно и больно за себя, она заплакала стоя перед ворохом новых платьев.
-Ты всегда была такая благодарная! -Тетя всплакнула, приняв слёзы Мадины за благодарность.
Странно было Мадине дома. Она мчалась в аул, чтобы скорее увидеться с Мустафой, с Асли, разделить с ними горе. Прошёл день, а она ещё не только увидела Мустафу, даже слова не услышала об их беде. Как хотелось ей побежать к Мустафе и Асли! Но в ауле это не принято. В важных случаях женщин дома представляет тетя,мужчин- Ахмед.
Кроме того, Мадина боялась Асли: что она не правильно поймёт ее приход!
Марзи сообщила, что уже несколько раз приходили сватать Мадину, но тетя всем отказала, она лучшим женихом считала Булача.
Со скрипом открылась дверь, и послышался голос с хрипотцой:
-Ассалам Алейкум!
-Ваалейкумссалам, Булач! - Ахмед отодвинул цветастую подушку и сел поудобнее.
Булач был переливающимся темно- синем костюме, на белой рубашке- в белый горошек галстук.
Все женщины, тут же встали и опустили головы, пока гость не сядет.
Булач подошёл к Мадине и подал руку:- С приездом!- оглядев Мадину с головы до ног и остался очень доволен.
-Знаете,- начал Булач, обращаясь к Ахмеду, украдкой глянув на Мадину, поскольку наш Дом культуры будет национальном стиле, может мы не будем вешать современные светильники, а сделаем из керосиновых ламп и ставим лампочки?
- Черные усы Ахмеда раздвинулись, под ними показалась слабая улыбка.
- Булач несколько растерялся.
- - Вам не нравится моя идея?
-Очень нравится! Это же замечательно! Только умной, очень умной голове может прийти такая мысль,- опередила мужа тетя.- Наш род…в нашем роду…
-Опять за своё! Причём тут ваш род и Булач?
-Как причём? он же нам не чужой! -Не сдавалась тетя.- Он ведь не деньги просить пришёл! - Он хочет, чтобы память о наших предках сохранилась, чтобы молодые не забывали…
-А то я не знаю, чего он хочет,- сказал Ахмед бросив взгляд на Мадину.
Мадине казалось, что дядя как и она , тяготится его присутствием и будет рад, если Булач встанет и уйдёт. Но Булач был настолько увлечён самим собой а может и Мадиной, что он понял Ахмеда по своему-он шутил, смеялся и ушёл не скоро, довольный своим визитом.
Мадина незаметно выскользнула за дверь. Безлунная темная ночь, и она неслась по улицам , прижимаясь к стенам домов, чтобы ни с кем не встретиться. Вот и дом Мустафы! Все окна горят. Она прижалась к холодной стене. Только он отодвинулась от стены, как за окном скрипнули доски от тяжелых медленных шагов. « Это он!»- Мадина снова прижалась к стене. Каждый его шаг отдавалась в груди.
«Наверное, о сыне думает, а не обо мне. Интересно… Тьфу, какие глупости лезут в голову!» Остановился. Горящий окурок полетел ей под ноги. « Может, окликнуть его? Нет! Нет! Он что то сказал? Нет кашлянул.» Мадина воровато отодвинулась от стенки. Услышал, как снова кашлянул, но словно нарочно. Он заметил ее! Узнал? Как глупо! Она уже не сомневалась, что он ее узнал, и побежала прочь не таясь.
Ее никто ни о чем не спросил. Мадина рухнула на постель. Дома все дети уже спали.
-Вот и пойми людей! Ну как так можно ?! Родной сын умер, на глазах чужих людей слёзы не высохли, а отец на работу вышел. Неделя всего прошла…- ворчала тетя.
Мадина выскочила из дома и побежала на стройку. Она неслась, не думая, как встретится с Мустафой, что скажет ему.
У самой стройки куча камней перегородил ей дорогу. Она остановилась, пнула ногой какой-то камень, словно он был главным препятствием ее жизни.
-Спасибо тебе,- раздался совсем рядом тихий голос Мустафы.- Ты насовсем?- спросил он.
Мадина покачала головой.
-А, жаль. - он вздохнул и прошёл мимо.
Мадина опустила голову и поплелась обратно.
Она вдруг стала рассудительна и спокойна.
Если невозможно быть вместе, можно думать друг а друге, и мысли будут чистые, самые светлые. А рядом пусть будет кто угодно, да хоть Булач…
Весь день тетя не унималась:
-Такая девушка, как ты, украсить любой дом. Как надоели мне матери парней. Отбоя от сватов нет. Я так ждала твоего приезда. Не ты первая, не ты последная. Надо все вовремя делать. У всех у нас одна судьба. Как я хочу, чтобы ты была счастлива. Я так хочу, чтобы ты правильно поняла меня…
- Если я не пойму вас, кого же мне тогда понимать? - ответила Мадина и сама вдруг испугалась своей покорности.
- -Да чтобы насытится тебе жизнью! Да чтобы Аллах тебя сберёг! - тетя то обнимала то отстраняла Мадину, потом ещё сильнее прижималась к ней. -значит золотко моё, я могу Булачу… я так боялась, так переживала
Продолжение следует