Словосочетание «картина мира» - одно из любимых у когнитивных психологов, к числу коих относится ваш покорный слуга.
Есть ещё производное от него: «карта местности». Это придумали НЛП-еры, такие специально обученные люди, которые сделали из когнитивной психологии НЛП, нейро-лингвистическое программирование.
Ну, это примерно как написать брошюру «Война и мир Л.Толстого за пять минут». Видели такие брошюры?.. Ну вот. НЛП — это такая свёрнутая в рулон, обезвоженная и кастрированная когнитивная психология. В основном оно применяется для пикапа, в процессе которого несчастным девушкам «разрывают шаблон», «выдают хрен за огурец», и совершают прочие несложные манипуляции, призванные создать максимальный разрыв между реальным миром и той интерпретацией этого мира, который существует в голове конкретной девушки… Или в рекламе, например, можно это самое НЛП применить: коммерческой или политической.
Даже между словосочетаниями «картина мира» и «карта местности» такое же соотношение, правда?.. Картина — это то, что человек долго, вдумчиво, с применением разнообразных красок, пишет на холсте. А карта — это то, что можно наспех, карандашом, набросать на клочке бумаги: что называется, «на коленке»…
Ну, так и набрасывают.
Для чего я об этом рассказываю?
А вот для чего.
Появление в последние годы огромного количества ресурсов, на которых одни граждане дают психологические советы другим гражданам, имеет, конечно, двоякий результат. Даже не знаешь, радоваться тут, или огорчаться.
С одной стороны, все эти многочисленные пси-форумы, ну или просто ресурсы «Вопрос-ответ», вроде популярного «Яндекс Кью» (в прошлом “The Question”, у нас все ходы записаны) выполняют эдакую обезболивающую функцию.
Человеку плохо: эмоции захлестнули, или сделать чего-то не получается… И вот он приходит на такой ресурс и получает слова поддержки. Там ему говорят то, что он в принципе, и хочет услышать («У тебя всё будет хорошо», «Не бери в голову, всё наладится», и даже «Не горюй, все вокруг пид...сы, а ты — д Артаньян!»). Он это слышит, и его настроение несколько улучшается…
С другой стороны, ключевая опасность такого рода ресурсов очевидна. Она прекрасно выражается евангельской сентенцией Христа: «Слепой водит слепца, и оба упадут в яму...»
То есть человек приносит свою не вполне адекватную картину мира на интернет-ресурс, где его окружает толпа граждан со своими картинами. Такое собрание художников-передвижников, так сказать… И что характерно, заметьте: ни у одного из художников в руках реальности нету. А есть просто зарисованный кусочек этой самой реальности, щедро обогащённый фантазиями и эмоциями самого художника… Художники, если им сказать, что не похоже, они же как отвечают? Они говорят «Я так вижу»...
Или с картами местности. Представьте: шли вы, такой, ну скажем, по Амстердаму, остановили на углу весёлого негра и спросили «Как пройти к Музею «Хайнекен»? И вот этот весёлый негр прямо на коленке чертит вам на клочке бумаги схему. Карту местности выдаёт. И вы такой радостный, идёте по схеме, и вдруг приходите в Квартал красных фонарей…
Неожиданность, да?
Кто его знает, чего он такой весёлый был, этот парень? Может, он только что из кофешопа вышел, ещё пирожок с коноплёй дожёвывает… А тут вы со своими проблемами. И он вам радостно помог их решить. Опираясь, так сказать, на свои сиюминутные представления о том, как выглядит город Амстердам… И куда вам на самом деле в нём надо.
Вот этот взаимный обмен картинами мира, или картами местности, между весёлыми и грустными людьми, — он, разумеется, никакого отношения не имеет ни к психологической консультации, ни к психотерапии. Хотя иногда, повторяю, даёт некоторое эмоциональное облегчение и ощущение, что тебя понимают…
«Милая, я так тебе сочувствую! Как ты живёшь с этим козлом? Бросай его скорее: я бы на твоём месте ни минуты не задумалась!..»
Знакомо, правда?
Ну да, ну да. Она и на своём-то месте не так часто хотя бы на минуту задумывается. А уж на вашем-то месте ей вообще задумываться не с руки…
Есть и совсем уж неожиданный аспект этого явления: аналогичное поведение части людей, позиционирующих себя в качестве профессиональных психологов.
Рассказывает, например, человек историю: так и так, живём с мужем вот так-то, муж делает вот это и это, я чувствую тот-то и думаю то-то…
И тут вдруг человек, позиционирующий себя как психолог, выдаёт: да ваш муж алкоголик! Он зависимый человек! А зависимый человек — это…
Ну и, короче, начинает рассказывать, что алкоголики — это непростые люди, и жить с ними сложно.
Спасибо, Кэп (С).
Что произошло, если опираться на вышеизложенное в статье?..
Да, всё верно. Один принёс свой клочок бумаги, на котором нарисована карта некоей местности. Он принёс собственную интерпретацию неких событий, так, как он их видит, слышит; при этом он рассказал даже не о своём собственном поведении, а о чужом…
А другой, ничтоже сумняшеся, на голубом глазу, так сказать, принял это чужую карту некоей местности за саму эту местность.
И начал по этой местности, так сказать, шагать парадным шагом. Осваивать её начал, эту местность…
Я вот всё думаю: а если придти к такому психологу и рассказать, что ты живёшь в одной квартире с прекрасным сильфом, который с утра до ночи играет тебе на арфе, но из ванной периодически всплывают злые сирены, которые мешают тебе наслаждаться музыкой?.. Уайльдовское «Преступление лорда Артура» помните? Ну, вот что-то подобное рассказать. Он что, этот психолог, на полном серьёзе начнёт комментировать действия сирен? Начнёт советовать мне, как защитить сильфа?.. У него что, ни на секунду даже не возникнет сомнения в том, что он от меня слышит?.. Он в любом случае начнёт работать с местностью, вместо того, чтобы работать с картой местности?..
То ли это вирус какой-то заразный, который заставляет даже людей с дипломом о высшем психологическом образовании, вместо того, чтобы поинтересоваться у собеседника «А что конкретно заставляет вас думать, что вы — Наполеон? Может быть, нам имеет смысл поработать с этим вашим убеждением?..», начинать обсуждать с ним последние сводки из района Ватерлоо…
Такое вот положение дел.
Какова альтернатива, спросите?..
Ну как же. Вот, скажем, услышав подобное описание (не про сильфа, а про алкоголика), ваш покорный слуга первым делом интересуется: «Ок. Ваше описание происходящего мне понятно. А какой результат в связи с этим вы хотели бы получить?..»
В четырёх случаях из пяти человек, разумеется, ответит «Скажите, чего мне делать со своим сильфом. В смысле, со своим алкашом».
И вот тут коварный психолог произносит «Может быть, мы попробуем сделать что-либо не с ним, а с вашим отношением к нему?..»
В четырёх случаях из пяти человек, разумеется, отреагирует: «А какое может быть иное отношение к алкашу?.. Оно разве может быть разным? Алкаш — на то и алкаш, чтобы от него бежать...»
Но и на это у коварного психолога заготовлена реплика: «Но ведь вы-то пока не убежали? Вы-то как раз и спрашиваете, чего «делать»?.. Не так ли?.. И что это означает?
Означает ли это, что «алкаш» — это просто ярлык, а не реальный человек?
Означает ли это, что даже от алкаша, оказывается, можно не убегать?..
Означает ли это, что ваши нынешние психологические проблемы — следствие именно описанного вами поведения описанного вами человека? Или они могут быть следствием чего-то иного?.. А чего именно?..»
Видите, сколько сразу появляется вопросов, если не принимать карту местности за саму местность.
Может, у вас с карандашом чего-то не то?..
Может, вы рисовать не умеете?
Может, плохо рассмотрели местность?.. Вот эта нарисованная вами тропинка — она куда ведёт, как вы думаете?.. Ах, вы об этом не думали? Тогда, может быть, вместе подумаем?..
В общем, психолог начинает заниматься с человеком именно тем, чем с ним и следует заниматься. А именно — адаптацией его к реальности, устранением его когнитивных искажений, расширением количества способов и возможностей его реагирования на внешние раздражители, то бишь совершенствованием поведенческих паттернов, развитием его способности к проактивному поведению — то есть к поведению, направленному на достижение его же собственных осознанных и сформулированных целей…
Помните, чем у Уайльда завершился вышеупомянутый светский монолог лорда Артура? Я на всякий случай перескажу весь монолог, он короткий, а то непонятно будет…
В общем, некий человек каждый вечер садился в компании людей и рассказывал им «Сегодня днём я видел прекрасного сильфа, играющего на арфе, и сирен, которые подплывали к самому берегу...» И люди слушали его, и замирали, и восхищались его рассказом…
Но вот однажды днём он шёл через лес, и увидел прекрасного сильфа, играющего на арфе, и сирен, которые подплывали к самому берегу…
И когда вечером его снова окружили люди, и в сладостном предвкушении спросили его «Расскажи, что ты видел!», он после паузы ответил им: «Я не видел ничего...»
Отделил, короче говоря, карту местности от самой местности этот персонаж.
Чего и нам всем с удовольствием желаю.