Найти в Дзене
Социологика

«Соцопрос показал: более 60% россиян…»

Оглавление

«Соцопрос показал: более 60% россиян…» Встречали подобной заголовок? Как правило, за ним кроется социологическое исследование с разработанной методологией и релевантными ей методами. Каким образом изучить общественное мнение? Как в короткие сроки опросить большое количество респондентов? Откуда взять данные для количественной оценки? На эти (и кстати на многие другие) вопросы отвечает анкетирование.

  • Анкетный опрос занимает почетное место среди количественных методов. Возможность привлечения к исследованию значительного количества респондентов при малых затратах;
  • Осуществимость компьютерной обработки информации;
  • Получение анонимных, а значит вероятнее всего правдивых данных.

За эти ощутимые преимущества анкетирование широко используется не только в социологических, но и в маркетинговых, психологических и в других прикладных исследованиях.

Что необходимо знать о составлении анкеты? На первый взгляд, может показаться, что составить вопросы, указать к ним варианты ответов и в виде пронумерованного списка отдать респондентам проще простого. Это ошибочное мнение. Как и любой другой инструмент, анкета должна разрабатываться релевантно программе исследования, чётко соответствуя её гипотезе и цели.

Виды анкет

Исследователю необходимо решить, какое количество респондентов необходимо опросить для получения весомых результатов. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Кроме сплошного и выборочного анкетных опросов, виды анкетирования выделяют по следующим параметрам:

  • количеству респондентов, участвующих в исследовании: групповое, индивидуальное, массовое;
  • характеру контакта с опрашиваемыми: очный, заочный, анонимный, персонифицированный.
  • способу раздачи анкет: анкетный опрос по почете, раздаточный и электронный интерактивный (тот самый, который вы видите в Гугл форме) опросы.

Структура анкеты

Также при составлении анкеты исследователь должен придерживаться её определенной логической структуры, состоящей из блоков, каждый из которых, в свою очередь, предполагает решение задачи, сформулированной в программе исследования. Стандартная анкета обычно состоит из трёх частей: вводной, основной и паспортички. Скажем пару слов о каждой:

  1. Вводная часть анкеты представляет собой ничто иное, как обращение к опрашиваемому, в котором указывается проводящая опрос организация (учреждение), в простой и краткой форме сообщаются цель и назначение исследования, рассказывается о том, как будут использоваться результаты исследования, подчеркивается важность личного участия (ответов) респондентов в проводимом опросе, гарантируется анонимность ответов и указываются правила заполнения анкеты.
  2. Основная часть анкеты включает смысловые блоки вопросов, нацеленные на получение необходимой исследователю информации.
  3. В паспортичке указывают сведения о респонденте (пол, возраст, образование, место учебы или работы). Обычно она располагается в конце анкеты, но может быть помещена и в начале.

Виды вопросов

Разрабатывая анкету, в начале, чтобы отсеять некомпетентных в исследуемой проблематике респондентов, рекомендуется поставить фильтр-вопросы. Например, простой вопрос: «Состоите ли Вы в браке?» отберёт подходящих респондентов для исследования брачно-семейных отношений и «отфильтрует» тех, кто никакого отношения к браку не имеет, а значит не сможет дать ценную информацию по предмету исследования.

Особое внимание следует уделить контрольным вопросам, которые призваны проверить достоверность ответов и оценить качество получаемых данных. Основные и контрольные вопросы обычно располагаются таким образом, чтобы респондент не смог уловить связь между ними, в противном случае контролирующая функция последних будет сведена на нет. Так, если основным является вопрос: «Удовлетворены ли Вы районом своего проживания?», то в качестве контрольного может выступить вопрос: «В какой район города Вы бы переехали?». Поскольку респонденты склонны давать социально-одобряемые ответы, то использование в анкете контрольных вопросов, на наш взгляд, кажется необходимым условием получения качественной информации.

В зависимости от структуры вопросы разделяют на закрытые (с предложенным перечнем вариантов ответа) и открытые (с произвольной формой ответа).

  • Закрытые вопросы уместно использовать только в том случае, если спектр возможных вариантов ответа исчерпывает объём вопроса. Преимущество таких вопросов в том, что они строго и однозначно интерпретируются и быстро обрабатываются, однако возможны случаи, когда из предложенных вариантов ответа ни один не соответствует мнению респондента, и тогда исследователь сильно рискует получить искажённую информацию, не соответствующую реальному положению дел.
  • Нерегламентированный характер открытых вопросов позволяет получить суждения респондентов, которые невозможно предусмотреть. Однако и здесь существует возможность искажения полученной информации: респонденты могут произвольно интерпретировать вопрос и дать ответ, который вовсе «не работает» на цели и задачи исследования, или же сам социолог в ходе обработки информации непроизвольно может исказить полученные данные, просеяв их через призму своего восприятия. В добавок к этому обработка открытых вопросов технически сложна и требует больших временных затрат, а для респондентов дать развернутый ответ часто оказывается муторным занятием, и они попросту пропускают вопросы с открытым вариантом ответа.

Но в этой, казалось бы, патовой ситуации на помощь социологам пришли полузакрытые вопросы, в которых после перечня альтернатив следует открытый вариант типа «Другое». Именно они позволяют респонденту ответить по-своему, а социологу расширить набор вариантов.

Заключение

Резюмируя, добавим, что разработка анкеты требует специализированных навыков и методологического подхода. Только в руках компетентного и опытного специалиста анкета становится мощным инструментов исследования и источником получения ценных для дальнейшей обработки данных.