Найти в Дзене
Sovetika

Это жуткое авторское право, или все советское наследие надо признать общественным достоянием

Мало кто задумывается об авторском праве, а зря. Это очень большие деньги и между прочем, берут эти деньги прямо из нашего кармана.

О чем я хочу сказать. Вот есть автор, есть его проза, музыка, стихи или рисунок. И отлично! Автору нужно и надо платить. И мы платим опосредованно, смотря телевизор, слушая музыку, смотря фильмы, посещая концерты и спектакли. Но есть одно "но". А как быть если автор уже умер, и очень давно умер!? Вы думаете, что в этом случае авторское право не действует!? Еще как действует.

Итак, можно согласиться с тем, что живые и здравствующие авторы имеют право влиять на свои произведения и жить за их счет. Это законно и справедливо. Но вот автор умирает. И что происходит дальше - его произведениями могут распоряжаться его близкие. Причем, вздохните глубоко и подумайте... после смерти автора его авторские право охраняются еще в течение 70-ти лет!!! Барабанная дробь звучит усиленно!

Марк Бернес в фильме "Два бойца"
Марк Бернес в фильме "Два бойца"

А теперь давайте себе представим такую картину. Какой-нибудь наш поэт, или музыкант сочинили песенку или что-то еще в каком-нибудь 1932-м году. Оба автора были молодые, было им лет по 25-ть и потом они счастливо и плодотворно прожили еще много-много лет, так, до начала 1990-х годов. Песенка их давно уже стала практически народной, ее везде поют, все знают и любят и даже не подозревают, что оказывается, даже несмотря на то, что она написана 90 лет назад, у нее есть собственник, который будет ею владеть еще лет 40-к, и стричь купоны за любое ее использование, и судиться со всеми, кто ее использует и ему не платит. Причем, этот собственник, зачастую никакого отношения к родственникам не имеет. Ну сами подумайте, вот у авторов были дети, внуки - так их сейчас уже самих в живых может и не быть. А кто-то там, седьмая вода на киселе, продал эти авторские права какой-нибудь фирмочке, которая сейчас получает немалые барыши. Причем, если вы думаете, что эта фирма получает свои барыши из воздуха, то это не так. Эти деньги идут прямо из ваших карманов. Косвенным путем, но прямо из ваших карманов.

Ирина Мирошниченко
Ирина Мирошниченко

Вот вам пример, на днях я разбирал свои старые записи, и опубликовал видео с концерта замечательной актрисы Ирины Мирошниченко. На концерте она исполняла песню "Темная ночь" из кинофильма "Два бойца". И вот я размещаю эту песню на Ютюбе, и думаю - будет нарушение авторских прав, или не будет... Дело в том, что практически все, где есть музыка - нарушает авторские права. Например, просто сидишь с друзьями актерами, они что-то начинают напевать, играть - размещаешь это на Ютюбе - тут же выискивается автор. Любая музыка! Но в отношении "Темной ночи" я подумал, что песня написана уже 80 лет назад и наверное на нее уже нет авторских прав. Нет! Я ошибался. Авторские права на эту уже ставшую народной песню принадлежат какой-то фирме "Студия СОЮЗ", которая, видимо, скупила много подобных песен.

Интересная ситуация. Песню поет Ирина Мирошниченко, я ее снимаю на концерте в 2011-м году, авторы песни - Никита Богословский и Владимир Агатов давно умерли... а деньги в 2022-м году получает какая-то неведомая компания, практически из воздуха, и фактически используя труд других людей, в том числе и умерших.

Давайте разберемся подробнее.

Никита Богословский
Никита Богословский

Авторы песня "Темная ночь" - поэт Владимир Агатов и композитор Никита Богословский. Владимир Агатов умер в 1966-м году. Никита Богословский умер весной 2004-го года. Обычно больше вопросов возникает именно с музыкой. И в данном примере компания "Студия СОЮЗ" владеет правами именно на мелодию, а не на слова. И поэтому здесь разберем вопрос именно с музыкой. По закону наследниками Никиты Богословского являются его дети и его жена. Богословский был женат четырежды и имел двух детей. Оба его сына рано умерли. Старший сын еще при жизни отца, а младший в 2007-м году. Последняя жена Богословского была на 34-е года его младше (1949 год рождения). Таким образом, получается, что на момент смерти великого и замечательного композитора было двое наследников, которые могли наследовать не только недвижимое имущество, деньги, но и нематериальные активы, как права на произведения композитора. И, видимо, кто-то из наследников продал права, получив за это деньги. Но важно другое. Авторское право охраняет авторские права в течение 70 лет! То есть до 2074-го года все песни, мелодии Никиты Богословского будут принадлежать какой-то неведомой фирме. Эта фирма может вообще запретить использовать какие-то мелодии Богословского, в том числе и "Темную ночь". Или эта фирма может запрашивать большие деньги за использование мелодий.

Отвлекусь. Вот вам пример из мира театра. В Москве в нескольких театрах шла замечательная пьеса Эдварда Олби "Кто боится Вирджинии Вульф". Эту пьесу знают многие. Блистательно в свое время в этом спектакле играли Галина Волчек, Валентин Гафт, Марина Неёлова. Итак, эту пьесу знают, любят и она идет в 2010-х годах в нескольких театрах Москвы. Осенью 2016-го года Эдвард Олби умирает. Через некоторое время права на его пьесы переходят к правообладателям, которые меняют свою политику. Если, видимо, самому Эдварду Олби уже не столь нужны были деньги, и он соглашался на постановку своих пьес в российских театрах за символические для него деньги, то новый правообладатель через пару лет после смерти Олби заломил огромные деньги за право использования его пьес. И в результате все театры сняли с репертуара пьесы Олби в России. На новые условия, видимо, согласился только Московский ТЮЗ, где и идет этот спектакль. Другие театры были вынуждены снять с репертуара спектакль "Кто боится Вирджинии Вульф?" так как не могли потянуть такие затраты.

Таким образом, правообладатель, уже после смерти автора может делать с его произведениями все что угодно. Но вот вам ещё один пример, уже не про иностранного драматурга, а советского.

Все мы знаем пьесы Володина. Александр Моисеевич Володин написал замечательные пьесы и сценарии "Моя старшая сестра", "Фабричная девчонка", "Две стрелы", "Пять вечеров", "С любимыми не расставайтесь", "Назначение". Мы хорошо знаем творчество Володина и его спектакли шли в российских театрах и после его смерти в 2001-м году. Но... У Володина есть сын. Он является правообладателем на все пьесы отца. Сын Володина - Владимир Александрович, давно уже живет в США, ему уже много лет (под восемьдесят) и по каким-то своим идейным соображениям, он после февраля 2022 года запретил использовать пьесы отца в российских театрах. Да и раньше, еще до 2022-го года, этот наследник не очень-то шел на контакт при обращении к нему. Напомню, что кто-то будет еще до 2071-го года владеть правами на пьесы Володина. То есть это будут либо родственники, либо какие-то коммерческие фирмы.

Таким образом, вы видите, что авторские права вполне себе материальная и даже очень доходная вещь. Если у вас есть в собственности дача, машина, квартира, дом - то их надо содержать, платить налоги, отапливать, ремонтировать. А если вы какая-то фирма, или какой-то дальний родственник и вам принадлежат права на вполне востребованные произведения, то вам лишь надо шире открывать карман и получать прибыль, ничего не вкладывая, за исключением оплаты юристов и налогов.

-4

И песня "Темная ночь", которая уже давно стала народной принадлежит даже не родственникам Богословского, ни его детям, внукам... нет! Она принадлежит коммерческой фирме, которая получает с этого доход. А теперь представьте себе то несчетное количество раз, которое используется эта песня - это и концерты, и фильмы и вот реклама на том же Ютюбе. На одном Ютюбе тысячи видео с этой песней и со всех видео стрижет купоны какая-то фирма, получая доход. И это повсеместно. И так будет еще целые полвека, пока, наконец, эта мелодия не перейдет в общедоступное достояние.

Сложившаяся ситуация с авторским правам просто вопиющая! Дело в том, что какие-то дельцы могут скупать права на произведения культуры и делать с ними все что угодно - запрещать их показывать и использовать, завышать цены, перепродавать.

Подчеркиваю, что само авторское право должно охраняться, но если автор жив и здравствует и сам решает как использовать свои права. Но после смерти автора, надо ли эти 70-т лет сохранять авторские права!? Дело в том, что срок сохранения авторских прав совсем недавно был увеличен с 50 лет до 70 лет после смерти автора в угоду владельцам авторских прав. Дельцы не хотели терять свой барыш и лоббировали увеличение этого срока. Я же считаю, что после смерти автора авторские права могут принадлежать только наследникам и родственникам и не могут быть перепроданы третьим лицам. И срок владения авторскими правами после смерти автора должен быть уменьшен до 10-20 лет. За этот срок, наследники вполне могут обогатиться за счет своего умершего родственника или просто обеспечивать себя. Но не более этого срока.

Напомню, что даже после истечения срока авторских прав, за наследниками сохраняется право на то, чтобы влиять на тех, кто использует то или иное произведение. Так, если произведение используется законно, но при использование нарушаются честь и достоинство автора, то наследники могут вмешаться по закону, даже не владея уже авторскими правами. То есть в этом случае закон всегда будет на стороне наследников. А речь прежде всего идет именно о коммерции, об использовании авторского права для обогащения каких-то корыстных родственников и непонятных фирм.

Напомню следующий факт. В СССР авторские права охранялись только 25 лет после смерти автора. Под словом "охранялись" имеется в виду именно коммерческое понимание, то есть те годы, когда платили деньги. Если автор умер в 1960-м году, то его вдова могла на получаемые от произведений мужа деньги жить еще 25 лет. Согласитесь, что это немало! И вполне нормальный срок.

СССР рухнул, и Российская Федерация приняла новые законы, в том числе и новый ГК. И в нем уже срок поменяли и увеличили до 50 лет. Но и этого показалось мало. В 2004-м году этот срок был увеличен до 70 лет.

Как вы видите, вот вам песня "Темная ночь", написанная в годы Великой Отечественной, и которую знает весь наш народ и вот вам какая-та фирма, которая вправе законно распоряжаться этой мелодией по своему усмотрению, получать за исполнение этой мелодии деньги, и даже запрещать исполнение этой мелодии. И права этой фирмы защищает закон, суды и будут это делать вплоть до 2074-го года, когда многих из нас вообще не будет в живых!

И хочется спросить вас всех - это вообще что!? Это нормально!? Это у нас такие законы!?

Повторюсь, что я считаю, что при жизни автора его права должны охраняться. После смерти автора его права должны охраняться не более 10-20 лет. И должен быть запрет на отчуждение авторских прав от родственников каким-либо третьим лицам и коммерческим фирмам. Допускаю, что родственники могут предать авторские права какой-то некоммерческой фирме, для использования в благих и некоммерческих целях.

А важно другое. Считаю, что все произведения (или большая часть), защищаемые авторским правом, созданные с 1918-го по декабрь 1991-го года в СССР, должны перейти в общественное достояние! То есть все песни, фильмы, литература, живопись, фотографии которые были созданы при СССР должны принадлежать народу и свободно использоваться. Необходимо лишить вот такие фирмы право получать доход с того, что уже давно и справедливо является нашим общим достоянием.

Вот вам пример.

Есть киностудия "Мосфильм", которую сейчас возглавляет Карен Шахназаров. При СССР эта киностудия была основной в СССР и снимала до 50 картин в год. Сейчас эта киностудия снимает одну кинокартину в год. А Шахназарова можно чаще увидеть в ток-шоу. Но киностудия вполне себе существует, даже не снимая фильмов. Как такое происходит!? Очень просто. Эта киностудия, сейчас ФГУП, по сути уже давно существует на старом советском наследии - сдает свои павильоны, реквизит, бутафорию и продает права на показ снятых когда-то фильмов. Если вы видите по ТВ какой-то мосфильмовский фильм, то какие-то деньги телеканал отчисляет Мосфильму. Если смотрите на ютюбе мосфильмовский фильм, то и тогда Мосфильм получит свою копеечку. И таких копеечек набегает аж 2 млрд. в год (2021 г.). А если вы вдруг каким-то образом неправомерно используете то, что принадлежит "Мосфильму", например просто вставите себе в видео отрывок из фильма, то тут же прибежит "Мосфильм" и заблокирует ваше видие, а то еще и судиться будет.

И в конце я обосную мою мысль о том, что все, что было сделано при СССР (фильмы, музыка, песни, тексты, литература, живопись, фотографии) должно перейти в общественное достояние и свободно использоваться на благо нас всех.

Дело в том, что в отличие от зарубежных стран, многое в СССР создавалось как раз силами всего народа. Возьмем того же Никиту Богословского, как пример. Государство многое делало для обеспечения нашей творческой и научной интеллигенции. Это было и обучение, и квартиры, и дачи, и дома творчества. Труд творческой интеллигенции хорошо и достойно оплачивался. И в целом это делалось именно за счет всего народа. Да, многие говорят, что будучи в Америке и в Европе они заработали бы больше, чем в СССР. Но за рубежом были иные стартовые условия. Например, многие забывают, что за рубежом есть масса посредников, и часто автор должен платить своему продюсеру, который его продвигает, или подписывать кабальные договоры. В СССР было все иначе и заслуженные, народные авторы пользовались не только народной любовью, но и вполне осязаемыми материальными благами. СССР уже рухнул, и прошло 30 лет, да и авторы уже многие умерли. Их произведения создавались в том числе и на народные деньги и для советских людей, а получается, что сейчас какие-то деятели зарабатывают на том, что было нами, или нашими отцами и дедами создано...

А в завершение... Просто помните, что если вы слышите советскую песню, какую-то музыку, смотрите фильм - то знайте, что он вполне осязаемо кому-то принадлежит, и пока вы наслаждаетесь - кто-то вполне осязаемо получает за это какие-то деньги. И еще хорошо бы, если бы эти деньги шли во благо, для того, чтобы помочь начинающим авторам, музыкантам... но нет, куда там...

Вот так...

Дмитрий Ластов

Посмотрите ещё:

Розыгрыши бывают разные…. За что Олег Даль и Михаил Кокшенов получили 10 суток ареста
Sovetika7 мая 2021

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ

СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ

ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ РЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!