Многие зрители помнят и любят ее благодаря роли Золушки. Это уникальный случай, когда зрелая женщина «под сорок» сыграла юное создание. И все зрители верили в то, что сказочная героиня – почти девчонка! Однако никто не знал, что скрывается за легкостью, непосредственностью, наивным очарованием...
«АиФ» рассказывает о непростой судьбе известной советской киноактрисы Янины Жеймо.
Будущая звезда киноэкрана родилась в 1909 году в Волковыске Гродненской области в семье цирковых артистов. Отец Юзеф-Болеслав был поляком, мать – русской. С трёхлетнего возраста девочка выступала в цирке — наездницей, гимнасткой, балериной и музыкальным эксцентриком.
Будучи совсем маленькой, она заразилась дифтерией, задыхалась, была на волосок от смерти, но точно знала, что должна жить, боролась и победила-таки эту страшную болезнь. А когда, работая в цирке, упала с лошади во время трюка, то не испугалась, пришла в себя и снова вышла на арену.
Янина пережила и войну со всеми ее ужасами. Жеймо долгое время оставалась в Ленинграде, отказывалась от эвакуации, помогала больным и раненым, дежурила вместе с остальными жителями блокадного города, предупреждая людей о воздушной атаке. Она похоронила многих своих близких. Чуть сама не умерла от голода и холода.
Но что ее надломило – так это предательство любимого человека...
Тоска и депрессия
А виноват во всем Иосиф Хейфиц. Второй муж. Она полюбила его всем сердцем. Любовь эта помогла забыть о неудачном браке с актером Андреем Костричкиным. Все было хорошо. И вдруг такой нож в спину. Изменщик, предатель. Как же он мог так быстро ее забыть?
Янина все-таки уехала из окруженного войной Ленинграда – к мужу и детям, которые раньше успели перебраться в тыл. Это была долгая и трудная дорога в несколько месяцев. Бомбили то там, то здесь. Вот наконец-то дом, а за дверью — другая женщина, Ирина Светозарова, молодая актриса. Оказывается, мужу сообщили, что его супругу убило во время атаки на эшелон, в котором ехали артисты. Горевал он недолго...
Жеймо собрала детские вещи, взяла дочь и сына за руки и ушла. Хейфиц просил прощения, но ей уже было все равно: Янина не из тех, кто прощает предательство.
На разводе никто из супругов не присутствовал: не желали больше видеть друг друга. Янина делала вид, что она сильная, что все переживет. Но депрессия накрыла ее с головой. Она порой просыпалась утром после того, как проплакала полночи, и не понимала, кто она и где находится. Дымить сигаретами стала как паровоз.
Вот так однажды Жеймо сидела и курила на киностудии, где ее увидела режиссер Надежда Кошеверова. Присмотревшись, она отвела тоскующую Янину на фотопробы к кинокартине «Золушка».
Почти шестнадцать
«Ну какая же она Золушка? Ей же почти 40!» — судачили за спиной другие актрисы. «Не 40, а 37, а выгляжу на все 16, а то и 12», — думала про себя воодушевленная новой работой Жеймо.
Все пробы для «Золушки» Янина прошла на ура. Потом она узнала, что худсовет рассматривал в качестве исполнительницы главной героини юную балерину. Но после проб Жеймо танцовщицу забраковали.
Съемки в фильме окрылили актрису. Она забыла про тоску и страдания. Тем более что рядом с ней уже был новый супруг: режиссер Леон Жанно. Правда, после «Золушки» новых ролей не последовало, и семейство переехало в Польшу.
Янина была хорошей женой и матерью – пекла вкусные пирожки, принимала гостей, следила за домом. А в кино больше не снималась...
ФАКТ
Четыре поколения женщин в роду Жеймо – Янины. И дочь актрисы, и ее внучка, и правнучка были названы в честь знаменитой артистки. Назвать таким именем саму Янину решил отец-поляк. Дочку Яниной записал первый муж актрисы Андрей Костричкин, не посоветовавшись с женой, когда она еще была в роддоме. Потом ситуация повторилась с внучкой: ее Яниной записал тоже отец, не спрашивая у жены. Когда появилась на свет правнучка, другого имени для малышки и не рассматривали.