Найти тему
История в подлинниках

Племя из ниоткуда: кто построил «Одинокий дворец» посреди пустыни

Наша планета удивительна. Порой, в самых неожиданных местах встречаются настолько необычные вещи, что только остается удивляться и в недоумении разводить руками.

Как вам, например, дворец, вырезанный из цельной скалы, одиноко стоящий посреди обширной пустыни?

Каср-аль-Фарид – так называется это чудо света. Одинокое сооружение, на несколько километры вокруг нет ничего, что бы напоминало о существовании человека. Путники, случайно обнаружившие его, прозвали удивительное творение просто – «Одинокий дворец».

Если быть точным, то этот архитектурный памятник не является чем-то обособленным. Археологи полагают, что он часть (хоть и отдаленная) огромного комплекса Мадаин-Салих. В него включено больше сотни самых разнообразных сооружений. Объединяет их одно – все вырезаны в скальных образованиях.

Ученые датируют сооружения началом нашей эры и утверждают, что их создал легендарный народ – набатеи.

Пик рассвета Набатейской империи пришелся на III век до нашей эры. Под их владычеством находились огромные территории. Сейчас там расположены Сирия, Израиль, Саудовская Аравия и Иордания.

-2

Отлично продуманное государственное устройство, развитая культура, письменность. Набатеев считают прародителями арабского письма.

Происхождение легендарного государства окутано мраком. По этому поводу до сих пор ведутся жаркие споры. Те данные, которые доступны современной науки приводят к довольно странным выводам.

Исходя из них, получается, что небольшое кочевое племя в IV веке ни с того ни с сего решило осесть в этой местности. Кочевники заняли обширную территорию и, быстро взяв под контроль торговые пути, практически мгновенно цивилизовались. Как такое возможно?

В мире нет ни единого факта, говорящего о том, что кочевое племя может само по себе, в крайне короткий по историческим меркам срок (например, за одно-два поколение) изменить жизненный уклад и начать создавать великолепные монументальные постройки.

-3

Давайте проведем мысленный эксперимент. Представьте, что у кочевого племени появился амбициозный вождь. Он выбрал место для постоянного стойбища и решил, что кочевать они больше не будут.

Это моментально разрушит жизненный уклад всего народа. Ведь, кто такие кочевники? Это в первую очередь скотоводы, которые передвигались по разведанному предками маршруту из года в год, каждый год. На протяжении многих поколений.

Строить, что-то кроме легких шатров они не умеют (просто никогда не было необходимости), скот быстро уничтожит всю кормовую базу поблизости. Обрабатывать землю, племя тоже не приучено. Быстро начнется голод.

Самое простое, что сделает этот народ – вернется к прежнему образу жизни. Если это невозможно, то он просто перестанет существовать.

История показывает, что кочевые племена становились оседлыми в течении долгого периода. У них всегда было два пути. Завоевать обширные территории или ассимилироваться с более многочисленным соседом.

Возвращаясь к набатеям, мы видим, что ничего подобного в их случае не было. Они как будто взялись из ниоткуда, и в один момент стали цивилизованными сборщиками налогов от торговых путей, контроль над которыми захватили.

-4

Вдвойне удивительно становится, когда обращаешь внимание на архитектуру загадочного племени. Изящество линий завораживает.

«В стройных скальных фасадах прослеживаются египетские, ассирийские и эллинистические мотивы, что говорит о разностороннем образовании мастеров. Очень сложно поверить, что подобные архитектурные шедевры вырезали в скалах обычные кочевники».

Кто привел в эту местность народ набатеев, а главное очень грамотно поставил их на самый активный торговый путь, остается загадкой. Но так или иначе, через их владение постоянно шли караваны из Средиземноморья в Азию и Африку.

Пряности, алмазы, слоновая кость, тончайшие шелка, перечесть все богатства сложно. Различные дары мощным потоком потекли в казну.

Так продолжалось до I века нашей эры. К этому времени государство набатеев постепенно деградирует (излишества еще никого не доводили до добра), и признает власть Римской империи.

Однако меньше чем через сто лет, народ набатеев исчезает с политической арены. Складывается полное впечатление того, что они как пришли из ниоткуда, так и ушли в никуда.

Так или иначе, спустя непродолжительное время их города опустели окончательно. Люди ушли, оставив потомкам удивительные сооружения и загадку своего происхождения.