На плато Путорана туристы едут не только за уникальными памятниками природы, мощными водопадами, фъордовыми озерами, дикой природой и северным сиянием.
Одно из главных сокровищ Таймыра - это люди. Невероятно интересно из первых уст узнать, каково это - родиться и всю жизнь прожить за полярным кругом?
Быть представителем коренного народа Севера? Жить кочевой жизнью, заниматься традиционными ремеслами, хранить и передавать по наследству традиции и ценности своего рода. Северные народы - настоящая живая история Таймыра. Увидеть их, поговорить с ними, прикоснуться к их быту и образу жизни - это бесценный опыт и впечатления.
В этой статье мы хотим познакомить вас ближе с Таймыром. И сделаем мы это через историю его коренных народов.
Люди на Таймыре появились 7 000 лет назад. Исторически здесь жили и живут до сих пор 5 народов: нганасаны, энцы, эвенки, ненцы, долганы. Именно они стали первыми жителями Таймыра и положили начало развитию его промыслов.
Нганасаны:
Одна из самых северных народностей в мире по своему происхождению и по месту проживания. Это самый древний народ, населявший полуостров. Сейчас на Таймыре их проживает всего около 800 человек.
По данным археологов нганасаны появились на Таймыре еще в IХ в. нашей эры, задолго до освоения и развития региона. Главным занятием, которое поддерживало их жизнь в суровых условиях крайнего севера, была охота на северного оленя. Нганасаны кочевали вслед за стадами оленей. Они считали, что произошли от шерсти, шкуры и костей дикого оленя, и называли себя «нгануо нганаса» - то есть “настоящий человек”.
Их мировоззрения, как и уклад жизни, имели свои особенности. Все события и вещи в мире определялись по мнению нганасанов духами, которых они называли нгуо. Общались нганасаны с нгуо при помощи определенных идолов - койка. Нганасаны украшали идолов, подкармливали и почитали их. Шаманизм тоже был распространен среди нганасанов. Ритуал общения шамана с духами проходил примерно так, как мы все себе представляем - шаман входил в транс, стучал колотушкой в бубен и пел шаманские песни. У духов нганасаны просили благополучия для себя, своего рода, и, конечно, удачи в самом главном деле - охоте на северного оленя.
Заслуживает внимания одежда нганасанов. Экстремальные условия севера, кочевая жизнь и охота на оленя сделали одежду нганасанов идеальной для условий жизни за полярным кругом - экологически чистой и максимально защищающий от холода. Одежду шили из оленьего меха и ровдуги (замши), отделывали мехом собаки. Эта одежда была чуть выше колен, что очень нетипично для костюмов северных народов. Дело в том, что нганасаны преодолевали пешком огромные расстояния, и одежда не должна была мешать при ходьбе. Обувь хайму - “бакари” была без подъема, чтобы нога не утопала в болотистой тундре и глубоком снегу. Нганасаны говорят, что надевая такую обувь, они приобретают стопу мамонта.
Мужская одежда «лу» - двухслойная, непродуваемая, с капюшоном. На спине к одежде пришивали ленты и кисти из красных и черных лоскутьев. Сверху через голову надевали широкую шубу - сокуй. Бакари шили высокими из белого меха оленя.
У нганасан есть интересная легенда, которая гласит, что женщины в старину наравне с мужчинами увлекались охотой. Однако из-за охоты женщины часто забрасывали хозяйство. Да и охотники из них были так себе - женщины часто не попадали в цель, зато их стрелы ранили мужчин. В конце концов мужчины посоветовались и решили отстранить женщин от охоты, вернув их обратно к домашним делам. Поэтому женщины-нганасанки выполняли всю домашнюю работу, и даже такую тяжелую, как выделка шкур. Женская одежда отличалась от мужской. Распашная, двухслойная, она была приспособлена для работы по дому и уходу за детьми. Женщины носили головной убор - капор, отделанный собачьим мехом. Женский костюм содержал много деталей - бумерангообразные медные пластинки, трубочки с кольцами на концах. Служили они не украшением, а помощью в хозяйстве - эти трубочки являлись футляром для костяных и металлических игл.
Энцы
Очень малочисленная народность на Таймыре, которая по своему быту, культуре и образу жизни очень близка к нганасанам. Это кочевой народ охотников, которых считают родственниками нганасан.
Ненцы
Самая многочисленная народность Таймыра. Сюда ненцы пришли с запада и обосновались в низовьях Енисея. Они вели активную торговлю с русскими купцами, принимали обычаи русских. В поисках богатых новых земель ненцы продвигались дальше и дальше на север. На сегодня на Таймыре проживает чуть более 2,5 тыс ненцев.
Верхняя одежда ненцев представляла собой двухслойную парку из оленьего меха в виде распашной шубы с низким меховым воротом и пришивными рукавами. В сильные холода на голову надевали меховой капор, украшенный звенящими металлическими бляшками и бусами, которые оттягивали его вниз, не давая проникнуть холодному ветру. Праздничную одежду украшали аппликациями из меха и полосок цветного сукна: синего, желтого, зеленого. Эти цвета ассоциировались с долгожданным летом, когда природа расцветала, хоть и на совсем короткое время.
Долганы
Самая молодая народность на Таймыре, которая появилась только после 17 века. Она образовалась благодаря смешению тунгусов, якутов, русских и представителей самодийских народов. Язык долган - диалект якутского языка.
Быт долган и ненцев очень схож, и определялся он суровым климатом и условиями крайнего севера. Подобно нганасанам, они вели кочевой образ жизни. Жизнь долган и ненцев зависела от оленя. Но в отличие от нганасан, долганы и ненцы занимались оленеводством, а не охотой. Оленей северные народы выпасали круглый год под надзором пастухов и оленегонных собак: зимой в лесотундре, весной перемещались на север, где доходили иногда даже до берегов Северного Ледовитого океана.
Поговорка “собака - друг человека” для долган и ненцев не пустые слова. Собака имела в хозяйстве северных народов огромное значение: с ней охотились, она охраняла дом от диких зверей, а также возила нарту и лодку с водой и дровами. Настоящая гордость хозяина - лайка “оленегонка”. Такая собака стоила очень дорого, и каждый отец учил сына: “хорошая оленегонка заменит двух пастухов”.
Оленеводство обеспечивало всю жизнедеятельность северных народов: давало им мясо, жир, мех для шитья одежды и обуви, покрышки для жилища, кожу для маутов (арканов), сухожилия для ниток и веревок.
Одежда долган отличалась своеобразием. Летом и зимой они носили парки, сшитые из сукна. Зимой под парки надевали песцовые или заячьи шубы. Всю одежду богато украшали бисером. Бисер очень ценился у долган, 20 голубых стеклянных бус обменивали на целый слиток серебра. Долганский орнамент сочетал в себе 6 цветов: черный, белый, красный, желтый, зеленый и синий. Главными цветами были красный (солнце) и синий (бесконечность бытия). Сбоку женских шапок долгане нашивали отличительный знак - крупный узор, который символизировал женщину.
Эвенки
Северный народ, который широко распространился на востоке от Таймыра. Однако исторически на Таймыре эвенки были представлены лишь небольшой группой и являются здесь самой малочисленной северной народностью. Эвенки селились в основном в горных районах Таймыра, и именно из их языка пришли названия гор, рек, озер на плато Путорана, которые вы все знаете - озеро Лама, река Нералах и другие. Да и само название плато - “Путорана” - пришло из эвенкийского языка.
Эвенки, как и все другие народы севера, вели кочевой образ жизни. Они были очень сильной и воинственной народность. Эвенки получили прозвище “шитолицые”. В этом заключалась их главная отличительная черта - для устрашения противников в боях эвенки с помощью сухожильных нитей оставляли у себя на лицах татуировки и орнаменты. Делалось это так: нити обтирали об золу от прогоревшего костра и резко продевали костяной иглой под кожу.
Эвенки - народ, который впервые оседлал северного оленя. Они перемещались верхом на олене, чем в корне отличались от нганасан, ненцев, долган и энцев.
Свое жилище - чум - коренные народы севера строили из деревянных жердей и шкуры оленя. Такой дом считался целым достоянием. Отличительной особенностью чума был подвешенный в центре котел, за которым вся семья вечером собиралась на ужин. Примечательно, что строительством жилища занимались только женщины. Они же выполняли всю тяжелую домашнюю работу: выделывали шкуры, шили одежду, заготавливали дрова и воду, готовили еду. Однако при решении семейных дел с женщиной считались. А после рождения первого ребенка она становилась главной хозяйкой, и все дела семьи сосредотачивались в ее руках. Другой вариант традиционного жилища народов севера - балок, он стал чаще использоваться с ХХ века. Это дом в виде своеобразного "контейнера", обитый шкурами оленя. Внутри есть печка, генератор, электричество. Дом передвижной, он расположен на санях - нартах. С их помощью балок со всем его содержимым может переезжать с места на место в процессе кочевки.
Как сейчас живут представители коренных народов севера на Таймыре?
Нет, они более не ведут кочевой образ жизни, не живут в деревянных жилищах и не охотятся на северного оленя, чтобы прокормить семью. Большая часть представителей коренных народов севера ведут оседлый образ жизни и отлично социализировались и адаптировалась к современной жизни с ее высокими технологиями, социальными сетями и господством техники. Живут нганасаны, энцы, эвенки, ненцы и долганы в Дудинке и во множестве поселков по всему полуострову Таймыр. Осталось не более 100 семей северных народов на всем Таймыре, которые и сейчас поддерживают традиционный уклад жизни, занимаются крупно-табунном оленеводством (хотя даже и до них дошли уже дошли современные технологии).
Встретить настоящих представителей нганасан, эвенков, ненцев, долган и энцев можно в Таймырском Доме Народного Творчества в Дудинке. Это те люди, которые действительно выросли в тундре или в поселках, вели кочевой образ жизни. Они делятся с туристами личным опытом и историями из своей реальной жизни. Представители каждого народа показывают гостям, как выглядят их жилища, как они ведут хозяйство, чем занимаются. Параллельно они рассказывают историю своего народа. Самое интересное в том, что с представителями коренных народов севера в Таймырском Доме Народного Творчества можно пообщаться за кружкой чая. Спросить любой интересующий вас вопрос, даже самый неловкий. Такая встреча обычно вызывает у туристов огромный восторг и множество эмоций. Панарктик Стар представляет туристам такую возможность на обзорной экскурсии по Дудинке.
Таймырский Дом Народного Творчества - аутентичное место, где делают все для сохранения и продолжения культуры, письменности, языка коренных народов севера. Что является чрезвычайно важным для культурного наследия региона и всей страны. Ведь представителей коренных народов севера становится все меньше, они все активнее ассимилируются и теряют навыки и историю своего народа. Мы надеемся, что этот уникальный опыт, знания и историю, накопленные за столетия жизни северных народов на Таймыре, удастся сохранить и передать потомка.