Найти тему
Вестник VR

Как сделать школьный урок интереснее? Советы методиста

На уроке внимание учеников рассеянно, им интереснее смотреть в окно или в телефон, чем слушать учителя. Знакомо? Каждый год в школу приходят новые поколения, и к каждому ребёнку нужно найти особый подход. Как же вернуть расположение современных детей и увлечь их своим предметом? Советами поделилась Анастасия Каминская, методист ИнфинITи — Центра цифрового образования школы №509 г. Санкт-Петербург.

Ориентация на запросы детей

Первое и самое главное правило. В приоритете у учителя всегда должны быть дети. Не государство и не родители, хотя они тоже важные участники образовательного процесса, их мнение нужно учитывать. Проблема в том, что часто желания трёх сторон противоречат друг другу. Родители требуют одного, государство ставит другие задачи, а ребёнок и вовсе хочет третьего. Ориентируйтесь на особенности и запросы детей, ведь именно ученики — основные получатели в образовании. Например, если ребёнку скучно читать и пересказывать, не заставляйте его это делать. Включите видеоролик на тему и обсудите его всем классом.

Дети имеют право на своё мнение

Проблема некоторых учителей в том, что они считают своё мнение аксиомой: мол, «должно быть так, как я сказал» или «я знаю лучше». Однако в современных реалиях учитель должен понимать, что он — не единственный источник знаний. В свободном доступе в интернете есть огромное количество материалов, статей, видеороликов. Дети и сами могут нас чему-то научить. Дайте им эту возможность. Сегодня урок должен быть маленьким шоу, где выступаете не только вы, но и сами ученики. Они тоже часть этого «шоу», им важно раскрываться, проявлять инициативу и высказывать своё мнение. Ваша задача — лишь помочь правильно его аргументировать.

Технологии и интерактив

Современные дети живут в виртуальном мире, они постоянно погружены в гаджеты. Не стоит запрещать: лучше используйте технологии, как инструмент обучения. Школьникам скучно на уроки биологии смотреть в микроскоп — этим можно было удивить 20 лет назад. Покажите, например, 3D-модель клетки в разрезе на интерактивной панели — это сделает урок гораздо увлекательнее.

Интерактивные панели есть во многих школах. Помимо этого, в обучении можно использовать VR и цифровые лаборатории, мобильные классы, планшеты и многое другое. Это оборудование постепенно появляется в образовательных учреждениях, но не всегда получается раскрыть его потенциал и эффективно применять.

Обновлённые ФГОС предполагают, что современные технологии нужно обязательно использовать на уроках. Но что делать, если, например, робототехника в программе есть, а конструкторов для сборки роботов нет? Компания Modum Lab разработала Цифровые мастерские Modum CORAL для преподавания модуля «Робототехника» на уроке технологии. Набор цифровых материалов позволяет проходить интерактивные курсы и собирать роботов даже при отсутствии физических конструкторов. Достаточно наличия компьютеров и интерактивных панелей.

Больше практики

Чтобы урок был интересным, только теории недостаточно. Ребёнок должен сделать что-то самостоятельно, видеть результат своей работы или на конкретном примере убедиться, как полученные знания пригодятся ему в жизни. Для этого подойдут как технологии, описанные выше, так и другие методы.

Например, можно сделать образовательный процесс более открытым и пригласить на урок экспертов из разных сфер. Это могут быть как представители крупных компаний, так и родители учеников. Кто-то из родителей проводит химический анализ веществ в лаборатории? Отлично, позовите его на урок химии — пусть расскажет детям о своей деятельности в деталях. Уроки должны быть практико-ориентированными, чтобы ученики знали, что их ждёт во взрослой жизни. Закрытость и консервативность пусть останутся в прошлом.

Свобода творчества

Учителю сложно придумывать каждый раз что-то новое, потому что он загружен рутинной, механической работой. Помимо того, что нужно провести урок, от него требуют заполнять журнал, составлять бесконечные планы и отчёты и т.д. Но без творческого подхода дети не будут вовлечены в процесс обучения.

У любого урока есть цели и задачи. Какими методами они будут достигнуты — это и есть творчество учителя, его личный вклад и желание. Когда педагог «горит» своим делом, он найдёт способ провести урок так, чтобы было не скучно. Используйте различные карточки, виртуальные путешествия, игровые механики и другие способы.

Один в поле не воин

Помните, что вы — не одни. Наверняка, в вашей школе несколько учителей по одному предмету. Объединяйтесь в педагогические сообщества и развивайтесь вместе. Участвуйте в вебинарах, которые будут полезны и направлены на ваш личностный и профессиональный рост. Обменивайтесь материалами и инструментами. Приходите на уроки коллег — может быть, удастся почерпнуть для себя что-то новое.

Анастасия Каминская, методист ИнфинITи — Центра цифрового образования школы №509:

Однажды я начала использовать на уроках истории скрам-доску — это такой инструмент, который обычно применяется в бизнесе для распределения задач. Когда учителя других предметов увидели это, то взяли себе на вооружение и придумали, как интегрировать этот инструмент в свои уроки. Не зацикливайтесь на тех знаниях, которые у вас уже есть. Будьте открыты ко всему новому, объединяйтесь, делитесь опытом и тем самым вдохновляйте друг друга.

Правила интересного урока: ориентируйтесь на запросы детей; позволяйте им выражать собственное мнение и помогайте его аргументировать; используйте технологии на уроках; не забывайте про практикоориентированность и творчество; перенимайте опыт коллег. То, насколько ученики будут вовлечены в ваш предмет, зависит только от вас.