Мчит, бьет копытами, спускается с небес, растворяясь в осеннем тумане.
Дикая Охота ищет жертву, ищет что забрать с собой из мира живых в мир холода и небытия.
В скандинавской мифологии Дикую Охоту возглавляют Один и Фрейя, они несутся по свету, собирая души воинов, чтобы забрать их в Вальгаллу.
А поскольку воины погибали на поле битвы и не были как следует помянуты, оплаканы и упокоены, стало быть еще находились среди живых. Их и собирала Охота.
Людям важно было показать призрачным всадникам, что ты жив, тебя не надо забирать, ну либо наоборот, прикинуться своим, чтобы пронеслись мимо.
Миссия Охоты — забрать все мертвое и оставить только живое.
Изначально это время — конец октября, начало ноября — и миф об Охоте в частности были связаны с довольно бытовым событием.
А именно, сезонным забоем скота.
С гор и холмов в это время спускается туман, напоминающий призрачных всадников, оседает вечерами в низинах и оврагах, расползается по деревенским улицам, заполняет дворы и смешивается с кровью от забоя, с паром и запахом варящихся крепких и сытных бульонов, запахом свежего и вареного мяса.
Начинался сезонный мясоед.
В каждом доме после забоя скота варили бульон, это первое что надо было утилизировать, и следом заготавливали мясо впрок, коптили, солили, вялили.
Также в народной традиции северного полушария это было пограничное время, момент, когда надо было отделить живое от мёртвого: людей поместить в теплые избы, где горит огонь в печи, отгородив от пространства, в котором ближайшие месяцы не будет жизни, а будет стужа, лед, безжизненный мрак.
Иное ее название Дикий Гон. В древности людей пугали густые туманы, в это время спускающиеся с гор и заполняющие поля и леса, к тому же это сопровождалось жутким криком лесных оленей, у которых начинался брачный период.
Все это и плюс предчувствие долгой страшной зимы, во время которой важно выжить, перезимовать, распределить запасы, чтобы хватило на весь период, питало миф о Дикой Охоте.
Да и просто не сойти с ума от отсутствия света.
Поэтому неспроста миф о Дикой Охоте имеет место именно в северных народах, там, где живут олени и властвуют осенние туманы.
Это и есть Дикая Охота, ее прикладной, бытовой смысл, из которого выросла масса легенд и сказаний. За пределами дома осенью наступает ее вотчина, ее владения.
Именно осенью, если не позаботиться о своем прокорме, о ментальном и физическом здоровье, случалось много смертей и, как бы мы сейчас сказали, сезонных депрессий.
Чтобы пережить зиму без голода и лишающего воли страха, надо было жить в ладу с ритмами Солнца, учитывать времена года и правильно войти в осень, а затем и зиму.
Чтобы твои демоны не догрызли тебя темными вечерами, когда ты будешь на ментальном дне, без сил и способности радоваться, без надежды на весну и скорое возрождение.
Предки хорошо понимали, что есть летнее время веселиться и жить телесными удовольствиями на всю катушку, и есть время для себя, когда копить силы, разбираться с душой, проводить внутри себя инвентаризацию, что-то взять с собой в зиму, а что-то отплакать, отгоревать, выбросить как ненужное.
Если не прожить весь этот цикл правильно, то в ноябре-декабре, в самые темные месяцы, силы кончались и наступало уныние.
Люди верили, что чтобы Дикая Охота не забрала жертву сама, ее надо опередить и накормить, то есть дать что-то на откуп.
Выносили на улицу дымящийся бульон, и его пар насыщал духов Охоты.
Выкрикивали в лес, в туман свои страхи, тревоги, все ненужное, тягостное, всю боль свою, все беды, что накопились и мешают жить.
И Дикая Охота питалась ими, забирала, уносила их с собой, чем такая жертва хуже.
Напитавшись бульонным паром, Охота не трогала никого из живых, никого не забирала.
Люди оставались жить-не тужить, делать обычные дела, заготовки на долгую зиму, пить ароматные бульоны, богатые железом, коллагеном и ГАМК, чтобы пережить зиму, когда здоровые суставы и хорошая нервная симтема особенно в цене.
И все это вместе давало силы не впасть в сезонное уныние от того, что мир ограничен помещением, кругом все мертво, даже природа, и практически нет солнца.
Ну и момент, который тоже добавляет в мифологию добрую щепоть рациональности: у владельцев замков, помещиков и крупных сеньоров начинался сезон охоты. Всадники носились по лесам как безумные, гнали зверя. В пылу охоты звуки рога, топот копыт и лихие богачи могли напугать, а того хуже — затоптать насмерть.
Поэтому с началом осенних холодов сиди дома, в лес не ходи, неровен час, станешь жертвой Дикой Охоты.
Но и дома в эти дни не стоит расслабляться.
Есть верное правило: в канун Дня всех святых обязательно надо рядиться, надевать маску, переодеваться кем-то, а не собой самим.
Тогда Дикая Охота примет вас за своего и оставит, пронесется мимо.
©Аглая Ненаглей
Вам знакомо состояние сезонной депрессии? Как боретесь с ней?
#дикаяохота #обычаи #мифы #колесогода #поверья #осенняядепрессия #адаптация #традиции #русскаякультура