Немногим известно, что в конце 1920-ых в Советском Союзе в сельской местности начался своего рода эксперимент по созданию новой модели правосудия, призванной значительно уменьшить нагрузку на судейский корпус (в первую очередь, за счёт передачи для разбора мелких бытовых дел) и направленной на сближение населения и суда. Речь идёт о так называемых примирительных камерах, ставших прообразом общественных судов, которые руководство страны на полном серьёзе рассматривало в качестве замены судов государственных.
Плюсы создания подобного органа были очевидны: они решали проблему перегруженности народных судов, массового прекращения дел частного обвинения по причине неявки сторон в силу удалённости их места проживания, решали проблему непроведения выездных сессий судов из-за отсутствия средств. Их созданием государство продолжило традиции дореволюционного общинного правосудия, что, в свою очередь, формировало положительные тенденции в правовом развитии крестьянства.
На примирительные камеры возлагалось рассмотрение мелких бытовых дел «о взаимных обидах и оскорблениях», требующих морального воздействия со стороны окружающих, об имущественных спорах (взыскание денег, продуктов, убытков), о мелких кражах, о нанесении небольших побоев, об «озорстве» (по нынешнему - мелком хулиганстве).
Во многом деятельность работы примирительных камер строилась на местных обычаях и укладе деревенской жизни, а потому главной их целью являлось склонение сторон к мирному разрешению спора на взаимоприемлемых условиях и снижение конфликтности в деревенской среде. Основными наказаниями при этом были предупреждение, общественное порицание (с публикацией или без), штрафы, принудительные работы (до семи дней и без оплаты труда).
Популяризация примирительных камер среди населения достигалась их доступностью, упрощённым порядком обращения (было достаточно даже устного заявления) и оперативностью рассмотрения. Привлекало и то, что взыскание сборов и пошлин не допускалось.
Таким образом, создаваемые при сельсоветах примирительные камеры, не будучи частью судебной системы и представлявшие собой орган с особым порядком социального разрешения конфликтов, были призваны в какой-то степени заместить официальные суды, которым предписывалось лишь координировать их работу и оказывать необходимую помощь.
Члены примирительных камер избирались на год на общем собрании. Заседания проходили в открытом режиме в свободное от работы время и в составе трёх человек - председателя и двух членов, выполнявших свои полномочия без какого-либо вознаграждения. А приводить в исполнение постановления должны были сельские исполнители (о них я уже писал в одной из своих предыдущих публикаций).
Даже несмотря на существенные проблемы и огрехи (отсутствие квалифицированных кадров, слабые материальная база и контроль со стороны народных судов), их работа в первые годы после появления получила высокую оценку со стороны государства на очередном съезде партии, в связи с чем были поставлены задачи по дальнейшему совершенствованию деятельности.
А завершился этот необычный сельский судебный эксперимент реорганизацией: в начале 1930-ых годов примирительные камеры (уж больно неблаговидное название!) стали товарищескими судами колхозников.
Читайте мои последние публикации на канале:
- Жизнеспособна ли идея о частичной мобилизации сотрудников МВД? Пообсуждаем?
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!