«После появления новых законов то и дело читаешь в новостях: учительница написала заявление на ученика, студенты донесли на преподавателя, соседи попросили органы проверить соседей после спора о политике… Все чаще и чаще люди доносят друг на друга. Иногда даже прихожане - на священников и священники - на прихожан. С одной стороны, люди думают, что поступают хорошо - проявляют бдительность в непростое время. А с другой - разве это не предательство? И не доносами ли питались репрессии при Сталине? Недаром доносы называют Иудиным грехом. Или кесарю - кесарево и можно исполнять гражданский долг, оставаясь истинным христианином?»
На вопрос читателя отвечает иеромонах Феодорит (Сеньчуков)
Иуда тоже считал, что он выполняет гражданский долг.
Если священник доносит на прихожан - за это, в принципе, должны лишать сана.
Когда прихожане доносят на священника - за это должно быть отлучение от Причастия на многие-многие годы. Учитель, который доносит на своих учеников - просто профнепригоден, вне зависимости от того, каких взглядов он придерживается.
Одно дело, если ты доносишь о том, что совершено реальное преступление - воровство, убийство. Хотя священник не имеет право донести и это. Но когда люди доносят о чьих-то мыслях - это иудин грех. Спаситель ведь тоже открыто проповедовал и власти его не трогали, не замечали, но нашелся человек, который донес в Синедрион. И чем это закончилось - мы знаем.
Любые доносы о чьих-то мыслях - это абсолютно не христианский поступок. Доносить можно о о тех действиях, которые реально несут в себе какое-то зло, вред для окружающих.