Судя по комментариям к моим статьям о Троцком, многие не понимают почему Троцкого не расстреляли в 1929 году, а всего лишь выслали из страны.
Я не хотел бы выдвигать какие-либо конспирологические теории на эту о неких высокопоставленных тайных покровителях Троцкого (без меня есть много желающих пофантазировать на данную тему), ограничусь лишь цитатой самого Троцкого.
Данное объяснение он сделал в 1940 году, незадолго до очередного покушения на его жизнь, к сожалению, удавшегося. Лично я считаю данную версию вполне логичной, хоть и содержащей некоторые умолчания.
Вот, что написал Троцкий в своей статье «Коминтерн и ГПУ»:
Непосвященным может показаться непонятным, почему клика Сталина выслала меня сперва заграницу, а затем пытается заграницей убить меня. Не проще ли было бы подвергнуть меня расстрелу в Москве, как многих других? Объяснение таково. В 1928 г., когда я был исключен из партии и выслан в Центральную Азию, не только о расстреле, но и об аресте невозможно было еще говорить: поколение, с которым я прошел через Октябрьскую революцию и гражданскую войну, было еще живо. Политбюро чувствовало себя под осадой со всех сторон. Из Центральной Азии я имел возможность поддерживать непрерывную связь с оппозицией, которая росла. В этих условиях Сталин, после колебаний в течение года, решил применить высылку заграницу, как меньшее зло. Его доводы были: изолированный от СССР, лишенный аппарата и материальных средств, Троцкий будет бессилен что-либо предпринять. Сталин рассчитывал, сверх того, что когда ему удастся окончательно очернить меня в глазах страны, он сможет без труда добиться от дружественного турецкого правительства моего возвращения в Москву для расправы. События показали, однако, что можно участвовать в политической жизни, не имея аппарата, ни материальных средств. При помощи молодых друзей я заложил основы Четвертого Интернационала, который медленно, но упорно развивается. Московские процессы 1936-37 г.г. были инсценированы для того, чтобы добиться моей высылки из Норвегии, т. е. фактической передачи в руки ГПУ. Но и это не удалось: я очутился в Мексике. Как мне сообщали, Сталин несколько раз признавал, что моя высылка заграницу была "величайшей ошибкой". Чтоб поправить ошибку, не оставалось ничего другого, кроме террористического акта.
(Л. Троцкий «Коминтерн и ГПУ»)
Я уже подробно рассматривал конфликт Троцкого с упомянутой им «кликой Сталина» в своей статье «За что на самом деле Троцкого выгнали из СССР и почему партийная верхушка поддержала Сталина, а не Троцкого». Хочу лишь привести небольшую цитату на данную тему из той же статьи Троцкого «Коминтерн и ГПУ», которая даёт понять почему советская бюрократия называла его иудушкой:
Ненависть московской олигархии ко мне вызывается тем, что я, по ее глубокому убеждению, "предал" ее. В этом обвинении есть свой исторический смысл. Советская бюрократия не сразу и не без колебаний возвела Сталина в вожди. До 1924 г. Сталин не был известен даже в широких кругах партии, не говоря уже о населении, и, как упомянуто, в рядах самой бюрократии не пользовался популярностью. Новый правящий слой надеялся, что я возьму на себя защиту его привилегий. В этом направлении делалось не мало усилий. Только после того, как бюрократия поняла, что я намерен защищать не ее интересы против трудящихся, а, наоборот, интересы трудящихся против новой аристократии, она окончательно повернулась в сторону Сталина, объявив меня "предателем". Эта кличка из уст привилегированной касты есть свидетельство моей верности делу рабочего класса. Не случайно 90% революционеров, строивших большевистскую партию, совершивших Октябрьскую революцию, создавших советское государство и Красную армию и руководивших гражданской войной, оказались в течение последних 12-ти лет истреблены, как "предатели". Наоборот, сталинский аппарат пополнился за этот период людьми, которые в годы революции в подавляющем большинстве находились по другую сторону баррикады.
(Л. Троцкий «Коминтерн и ГПУ»)