Найти тему
КиноМеломан

Оливер Стоун. Режиссер-патриот, которых так не хватает в России

Он из тех режиссеров, которые являются лицом американского кинематографа. По его художественным и документальным фильмам вполне можно изучать всю современную историю США. При этом успех и слава совершенно его не испортили. Оливер Стоун по-прежнему способен удивлять своих зрителей. И даже эпатировать их.

В нашей стране некоторые оппозиционные товарищи считают его чудаком. Мол, продался на старости лет властям. Но на родине простые американцы ценят Стоуна как большого патриота. Даже, несмотря на то, что в своих кинокартинах он высказывает очень непопулярные точки зрения. Стоун из тех мастеров, которые в своем творчестве стремятся разобраться в самой сути событий. Таких режиссеров-патриотов сегодня очень не хватает в России.

Жизнь изрядно потрепала будущего мастера. Родился он в Нью-Йорке, в семье биржевого брокера. Позже деятельность отца найдет отражение в его фильмах на финансовую тематику. Родители развелись, когда Оливер был еще школьником. Развод парень переживал тяжело. И больше сблизился с отцом, чем с матерью. Однако каникулы предпочитал проводить у бабушки и дедушки по материнской линии – во Франции. Там он выучил французский язык и заработал свои первые деньги. Продавал какао и сахар.

После школы судьба начала кидать его из стороны в сторону. Стоун поступил в Йельский университет, но не проучился там и года. Бросил учебу и отправился в Южный Вьетнам – преподавал там английский язык. Далее некоторое время проработал уборщиком на военном судне. А затем восстановился в университете. Но учеба и на этот раз не задалась – из вуза его исключили.

Стоун ушел служить в армию и снова попал во Вьетнам. Только на этот раз уже в качестве военного. Пробыл там полгода. Участвовал в боевых действиях, получил ранения, был награжден за смелость и отвагу. Все тяготы войны он испытал на себе и все видел собственными глазами. То есть, к моменту поступления в Нью-Йоркский университет и знакомства с Мартином Скорсезе, ставшим его наставником, он уже был человеком с большим жизненным опытом. И ему было, что сказать людям.

-2

Однако путь к успеху был долгим и тернистым. Стоун трудился водителем такси, кассиром, почтальоном. Был мальчиком на побегушках на киностудии. А первой его киноработой стала остросоциальная короткометражка, снятая от лица ветерана войны во Вьетнаме. Позже он еще не раз поднимет в своем кино социальную проблематику. Но в начале своего голливудского пути Стоун набивал руку на низкобюджетных ужастиках. А заодно – писал сценарии. Первый «Оскар» он получил именно как сценарист – за триллер Алана Паркера «Полуночный экспресс».

Также, из-под его пера вышли сценарии к фильмам «Конан-варвар», «Лицо со шрамом» и к другим кинохитам. Но подлинный успех к Оливеру Стоуну пришел после выхода антивоенного фильма «Взвод». Здесь он выступил и как сценарист, и как режиссер. За автобиографическое, по сути, кино Стоун получил свой второй «Оскар». Сегодня это кино снова стало актуальным и до сих пор производит мощнейшее впечатление. Думаю, этот пронзительный фильм обязательно стоит посмотреть всем любителям «Можем повторить!» по обе стороны океана.

Военная драма Оливера Стоуна «Взвод» до сих пор производит сильное впечатление
Военная драма Оливера Стоуна «Взвод» до сих пор производит сильное впечатление

Впоследствии к антивоенной тематике Стоун возвращался неоднократно – в лентах «Рожденные четвертого июля», за которых он заработал третью статуэтку американской киноакадемии, и «Небо и земля». Впрочем, в его фильмографии много и других достойных работ. Это дилогия «Уолл-стрит», художественное кино об истории группы The Doors, исторический боевик «Александр», триллер «Башни-близнецы», боевик «Особы опасны».

В последние годы режиссер часто снимает документальное кино. Много шумихи в свое время наделал его документальный сериал «Интервью с Путиным». Причем, за этот проект Стоуну досталось и в Америке, и у нас. В США режиссера обвинили в «пособничестве Кремлю». У нас – в танцах под «российскую дудку».

-4

Однако сам режиссер заявил, что свое кино снимал для того, чтобы американцы могли узнать правду и понять точку зрения российского президента от него самого. И чтобы избежать ухудшения отношений двух стран. Сегодня сложно сказать, достиг ли фильм своей цели. Отношения, как мы видим, ухудшились все равно. Хуже уже некуда.

А ведь кино и правда получилось любопытным. С нашим президентом Стоун провел полтора десятка интервью. Общался на улице, на борту его самолета, в кремлевских коридорах, даже по пути на хоккейную площадку. И узнал много чего интересного из первых уст. А главное – постарался отразить это в своем проекте.

-5

Стоун и сегодня часто бывает в России. В 2020 году, например, он был замечен в Мурманске – снимал очередной документальный фильм. Режиссер не боится делать по-настоящему острое кино. Таких мастеров сегодня в Голливуде – единицы. Да и у нас их не сыскать днем с огнем. Мне вот интересно: много ли найдется российских режиссеров, которые осмелились бы провести интервью с президентами США – бывшими и нынешним. Чтобы понять точку зрения американцев и донести ее нам. Глядишь, может что-то и изменилось бы.

Ханс Циммер. Главный кинокомпозитор 21 века
КиноМеломан8 февраля 2021

Друзья, благодарю, что дочитали до конца. Подписка, лайки, репосты, комментарии приветствуются.