Он из тех режиссеров, которые являются лицом американского кинематографа. По его художественным и документальным фильмам вполне можно изучать всю современную историю США. При этом успех и слава совершенно его не испортили. Оливер Стоун по-прежнему способен удивлять своих зрителей. И даже эпатировать их.
В нашей стране некоторые оппозиционные товарищи считают его чудаком. Мол, продался на старости лет властям. Но на родине простые американцы ценят Стоуна как большого патриота. Даже, несмотря на то, что в своих кинокартинах он высказывает очень непопулярные точки зрения. Стоун из тех мастеров, которые в своем творчестве стремятся разобраться в самой сути событий. Таких режиссеров-патриотов сегодня очень не хватает в России.
Жизнь изрядно потрепала будущего мастера. Родился он в Нью-Йорке, в семье биржевого брокера. Позже деятельность отца найдет отражение в его фильмах на финансовую тематику. Родители развелись, когда Оливер был еще школьником. Развод парень переживал тяжело. И больше сблизился с отцом, чем с матерью. Однако каникулы предпочитал проводить у бабушки и дедушки по материнской линии – во Франции. Там он выучил французский язык и заработал свои первые деньги. Продавал какао и сахар.
После школы судьба начала кидать его из стороны в сторону. Стоун поступил в Йельский университет, но не проучился там и года. Бросил учебу и отправился в Южный Вьетнам – преподавал там английский язык. Далее некоторое время проработал уборщиком на военном судне. А затем восстановился в университете. Но учеба и на этот раз не задалась – из вуза его исключили.
Стоун ушел служить в армию и снова попал во Вьетнам. Только на этот раз уже в качестве военного. Пробыл там полгода. Участвовал в боевых действиях, получил ранения, был награжден за смелость и отвагу. Все тяготы войны он испытал на себе и все видел собственными глазами. То есть, к моменту поступления в Нью-Йоркский университет и знакомства с Мартином Скорсезе, ставшим его наставником, он уже был человеком с большим жизненным опытом. И ему было, что сказать людям.
Однако путь к успеху был долгим и тернистым. Стоун трудился водителем такси, кассиром, почтальоном. Был мальчиком на побегушках на киностудии. А первой его киноработой стала остросоциальная короткометражка, снятая от лица ветерана войны во Вьетнаме. Позже он еще не раз поднимет в своем кино социальную проблематику. Но в начале своего голливудского пути Стоун набивал руку на низкобюджетных ужастиках. А заодно – писал сценарии. Первый «Оскар» он получил именно как сценарист – за триллер Алана Паркера «Полуночный экспресс».
Также, из-под его пера вышли сценарии к фильмам «Конан-варвар», «Лицо со шрамом» и к другим кинохитам. Но подлинный успех к Оливеру Стоуну пришел после выхода антивоенного фильма «Взвод». Здесь он выступил и как сценарист, и как режиссер. За автобиографическое, по сути, кино Стоун получил свой второй «Оскар». Сегодня это кино снова стало актуальным и до сих пор производит мощнейшее впечатление. Думаю, этот пронзительный фильм обязательно стоит посмотреть всем любителям «Можем повторить!» по обе стороны океана.
Впоследствии к антивоенной тематике Стоун возвращался неоднократно – в лентах «Рожденные четвертого июля», за которых он заработал третью статуэтку американской киноакадемии, и «Небо и земля». Впрочем, в его фильмографии много и других достойных работ. Это дилогия «Уолл-стрит», художественное кино об истории группы The Doors, исторический боевик «Александр», триллер «Башни-близнецы», боевик «Особы опасны».
В последние годы режиссер часто снимает документальное кино. Много шумихи в свое время наделал его документальный сериал «Интервью с Путиным». Причем, за этот проект Стоуну досталось и в Америке, и у нас. В США режиссера обвинили в «пособничестве Кремлю». У нас – в танцах под «российскую дудку».
Однако сам режиссер заявил, что свое кино снимал для того, чтобы американцы могли узнать правду и понять точку зрения российского президента от него самого. И чтобы избежать ухудшения отношений двух стран. Сегодня сложно сказать, достиг ли фильм своей цели. Отношения, как мы видим, ухудшились все равно. Хуже уже некуда.
А ведь кино и правда получилось любопытным. С нашим президентом Стоун провел полтора десятка интервью. Общался на улице, на борту его самолета, в кремлевских коридорах, даже по пути на хоккейную площадку. И узнал много чего интересного из первых уст. А главное – постарался отразить это в своем проекте.
Стоун и сегодня часто бывает в России. В 2020 году, например, он был замечен в Мурманске – снимал очередной документальный фильм. Режиссер не боится делать по-настоящему острое кино. Таких мастеров сегодня в Голливуде – единицы. Да и у нас их не сыскать днем с огнем. Мне вот интересно: много ли найдется российских режиссеров, которые осмелились бы провести интервью с президентами США – бывшими и нынешним. Чтобы понять точку зрения американцев и донести ее нам. Глядишь, может что-то и изменилось бы.
Друзья, благодарю, что дочитали до конца. Подписка, лайки, репосты, комментарии приветствуются.