На днях врачи клиники стали участниками спонтанно возникшей и очень интересной дискуссии между пациентами. На тот момент на лечении в клинике находились несколько человек, получавшие помощь в восстановлении после инфаркта и инсульта, в частности, психологическую поддержку. Спор начался с демонстрации одной пациенткой, назовём её Мария, молодой девушкой с лёгкой формой депрессии, недовольства их присутствием. Она была очень раздражена:
– Им здесь не место, для них есть свой стационар. Причём здесь психология, тем более психиатрия?
Ей тут же возразили известным выражением «все болезни от нервов, а нервы как раз и лечат психиатры и психологи». Но нашлись сторонники и точки зрения Марии. Мнения разделились, и пациенты обратились к доктору, чтобы тот помог разрешить их спор. Ответ доктора Марию не устроил, точнее, напугал, чем вызвал сильное сопротивление.
– Если бы люди, – говорил доктор, – находящиеся в длительном стрессе, тревоге, или страдающие депрессией, вовремя обращались за медикаментозной и психологической помощью – риск развития у них сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) сократился бы в разы. К примеру, существует прямая связь между развитием ишемической болезни сердца и депрессией: при депрессии происходит выброс гормона, высвобождающего кортизол, который в свою очередь подавляет выработку гормона роста. Дефицит этого гормона у взрослых повышает риск преждевременного развития сердечно-сосудистых заболеваний. Всё просто.
Мария взорвалась:
– Мне что, грозит инфаркт по-вашему?!
Однако взгляд её уже был лишён прежней уверенности.
– Вы поступили к нам неделю назад, Мария, – сказал доктор, – вы помните чувства, в которые были погружены несколько месяцев перед поступлением? Опишите их, если не возражаете. Мария согласилась дать ответ:
– Беспомощность, безнадёжность, опустошённость, бессмысленность жизни, подавленность, постоянная усталость.
– Вот видите. А ведь даже если испытывать эти чувства в течение только одного месяца – значит вдвое увеличить риск развития ССЗ. Кроме того, депрессия часто связана с хроническими воспалительными процессами в стенках сосудов и эффектом сгущения крови, а это решающие факторы в возникновении атеросклероза, «предвестника» ССЗ.
Повисло гнетущее молчание. Мария сидела, поджав губы, но уже не возражала доктору. Тот продолжил:
– Тревога – более опасный враг. Она может вызвать внезапную коронарную смерть, так же, как и острый или длительный стресс. Я мог бы долго рассказывать о нейрогуморальном возбуждении и гормональных сдвигах как о механизме этого процесса, но, думаю, достаточно будет упомянуть многим знакомое и, к сожалению, обесцененное, повышенное давление. Что ж, думаю, для вас достаточно на сегодня, – доктор дал понять несколько подавленной публике, что разговор близится к концу. – Добавлю лишь, что работать над собой, над стрессом, прорабатывать свои эмоции и, если это необходимо, поддерживать себя медикаментами, снижающими тревогу, необходимо каждому. Тогда сердцу не придётся расплачиваться за всё.
Доктор ушел, оставив своих слушателей в задумчивости. Послышался тихий женский голос:
– Только недавно, после операции на сердце, я поняла, как связаны сердце и душа, и, если душа остаётся без внимания – сердце все заботы берёт на себя и пытается справиться… пока может. Но часто бывает поздно.
Обернувшись на голос, пациенты увидели женщину средних лет, красивую и очень печальную, одну из тех, кто стал поводом возникшего спора. Никто не нашёлся что ответить, сочувственно вздохнули и разбрелись по палатам, погружённые в свои мысли. Только Мария и эта женщина еще очень долго и увлечённо говорили о чём-то. И в голосе Марии больше не было ни насмешки, ни агрессии.
_________________________________
Онлайн-консультации с опытным психотерапевтом в клинике Корсаков доступны каждому.