Найти в Дзене

История и современность арт-рынка. Эпоха черного лебедя.

В последние полгода арт-рынок нашей страны столкнулся с неожиданной ситуацией, вызванной политическими, экономическими и гуманитарными факторами. Мнения экспертов по оценке дальнейшего поведения рынка противоречивы.

До революции в России рынок предметов искусства был мощным. Все мы знаем про знаменитых российских меценатов и коллекционеров, собиравших картины не только российских художников, но и именитых зарубежных. 30 октября 2022 в Пушкинском музее завершается выставка, посвященная деятельности братьев Морозовых. Собрания коллекционеров сформировали в дальнейшем ядро художественного фонда российских музеев. Одни коллекции были переданы собственниками добровольно, некоторые национализированы, какие-то были утрачены.

«ПОРТРЕТ ИВАНА МОРОЗОВА», ВАЛЕНТИН СЕРОВ, 1910.
«ПОРТРЕТ ИВАНА МОРОЗОВА», ВАЛЕНТИН СЕРОВ, 1910.

В СССР ситуация изменилась - к мировому арт-рынку не было доступа. Внутренний рынок искусства не был так масштабен. Коллекционеры собирали картины современников, помимо станкового искусства ценились иллюстрации, графика, офорты, акварель. Известны коллекции русского народного искусства, от иконописи до лубка и предметов быта. Например, известный график Татьяна Маврина  1900-1996 гг. в своих воспоминаниях пишет о том, что в 40-80 годах коллекционеры интересовались ее букетами, этюдами обнаженной натуры, акварелями и иллюстрациями. Кроме того, они с мужем, художником Н. В. Кузьминым (1890—1987), сами коллекционировали донца прялок, лубки и иконы.

Татьяна Маврина (Tatiana Mavrina)
Татьяна Маврина (Tatiana Mavrina)

Частные коллекции и коллекционеры в то время не играли на рынке определяющей роли. Большее значение имели коллекции музеев, которые ежегодно пополняли свои фонды. Главным покупателем произведений искусства становится государство. Через систему художественных комбинатов художники получали заказы, которые потом принимал худсовет. Очевидцы говорят, что комиссию было сложно пройти, а получить выгодный заказ (например, на большую картину с Лениным) еще труднее. Тем не менее заказы всегда были, крупные предприятия были обязаны включать наглядную агитацию в смету расходов.

Художники времен СССР вспоминают о них с ноткой ностальгии. По их воспоминаниям, написав и сдав в художественный комбинат портрет Ленина, можно было безбедно существовать примерно полгода. Свободное время можно было посвятить творческим экспериментам или написанию картин для частной продажи.

Через некоторое время на рынке появился новый посредник – художественные салоны. Туда принимали работы членов Союза Художников, и спрос был постоянный. Перестройку, падение железного занавеса и открытие границ арт-рынок принял радостно, на волне моды на все советское на Западе в тренд вошли андеграунд, советское искусство разных лет. До сих пор постоянно растет в цене новаторское искусство 20х и соцреализм.

Комсомолки завода "Светлана" (худ. - А. Ситтаро). 1937 г.
Комсомолки завода "Светлана" (худ. - А. Ситтаро). 1937 г.

Некоторые художники уехали и большинство кануло в безвестность, но некоторые попали в самый топ продаж и их произведения по сей день растут в цене.

В Москве появились памятные многим крупные но «полудикие» рынки искусств: на Крымском валу, Арбате и Измайловской. Художников подкупало то, что не будучи членами Союзов и без худсоветов автор или посредник занять торговое место и в тот же день продать работу. Не всегда произведения отличались высокими художественными качествами, но рынок диктовал свои условия. Картины были в каждом доме.

Русские в какой-то момент снова вышли на мировой рынок не только как продавцы, но и как покупатели. Несколько анекдотичный образ «нового русского», готового купить непонятно что за большие деньги, не так уж далек от реальности. Держатели капиталов охотно вкладывали деньги в произведения художников с мировыми именами.

Сильно способствовал развитию мирового арт-рынка интернет и соцсети. Российские авторы и покупатели полностью интегрировались в мировой рынок. При небольшой сноровке можно было продать арт любого уровня или купить хорошую работу. Знаю семьи, которые содержали несовершеннолетние дочери, наловчившиеся рисовать милых животных или персонажей анимэ. Большой сектор рынка составляли различные стоки, виртуальные галереи аукционы. Русские художники свободно попадали на площадки арт-маркетов, выставки и биеналле современного искусства, продавали свои NFT.

Александр Subsensus, цифровой художник.
Александр Subsensus, цифровой художник.

Сейчас российский арт-рынок в изоляции. Соцсети, через которые шли продаж заблокированы. Стоки и аукционы не работают с российскими авторами. В международные арт-проекты российских авторов без острополитической повестки практически не приглашают. Вывод денег, поездки за рубеж и доставка работ туда и оттуда становятся очень сложными. Даже с азиатских арт-салонов многие художники по полгода не могут получить свои работы после выставок из-за проблем с логистикой.

Под давлением внешней среды сейчас формируется новейший российский арт-рынок, и через некоторое время мы увидим: создаст ли он питательную среду для прорыва в искусстве, сведет ли художников и покупателей искусства в одной информационной среде и даст ли тренд на развитие. Будет ли изолированный арт-рынок создавать что-то уникальное и производить свои тенденции, или станет он придерживаться того, что актуально в мировом искусстве? Выживет ли и будет ли развиваться, или его деятельность и интерес к нему покупателей погубит экономический кризис, и будет возврат к системе госзаказов? По факту - пока у арт-рынка в России стадия роста и спада не прогнозируем.

Один из представителей новейшего арт-рынка грядущая ярмарка на Artplay 4Сезона&Пленэр-Москва (независимое творческое сообщество московских художников и кураторов арт-проектов). Ярмарка 4Сезона вышла на первичный рынок произведений искусства как площадка для офлайн-продаж в октябре 2022 года. На первом маркете нового формата представлены более 20 современных художников с работами от 3000р до 120000р., мастер-классы от педагогов по живописи от 2000р. до 3000р для широкой аудитории. Вход - свободный. Приходите вкладывать деньги в искусство, которое сейчас из-за кризиса еще не успело вырасти в цене до реальных цен. По вопросам записи на МК и бронирования работ пишите на plener_moscow@mail.ru.

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Супер если вы захотите высказать своё мнение, не стесняйтесь - комментируйте.