Найти в Дзене

Греко-Бактрийское царство.

Греки были известными мореплавателями, основавшими города по всему Средиземноморью. Менее всего известно о существовании Бактрийского царства, в глубине Средней Азии.

Завоевания Александра Македонского были поистине далеко идущими, принеся греческий народ и культуру на земли, далекие от Средиземноморья. К 323 г. до н. э. его империя охватывала не только большую часть Греции, но также Египет, Вавилонию и Персию, а также простиралась до окраин Индии. Однако эта колоссальная империя просуществовала недолго, и после его смерти она была разделена между его соперничающими преемниками, диадохами. Греческий мир эллинистического периода (323–31 гг. до н. э.) внезапно стал намного больше и, в отличие от прежнего, гораздо более разнообразным. Это время культурных трансформаций и смешений, вызванное приходом греков в глубь Западной и Центральной Азии. На самых восточных границах этого царства лежала Бактрия, обширный регион и изолированный форпост, в котором должно было находиться уникальное Греко-Бактрийское царство.

Греки и образование Бактрийского царства

-2

Именно его удаленность и изоляция от Средиземного моря, сердца греческой цивилизации, делали процветающих греков Бактрии еще более удивительными. Спрятанный между северными склонами гор Гиндукуша, реки Оксус и отделенный от Средиземного моря длинными участками пустыни и гор, этот регион находился очень далеко от центра греческой цивилизации.

Однако присутствие греков в этом регионе засвидетельствовано задолго до прибытия Александра Македонского в 329 г. до н.э. А после завоеваний Александра, греческое присутствие в этом регионе стало ещё более существенным. После его смерти она сформировала самую восточную часть империи Селевкидов, названную в честь греко-македонской династии, правившей большей частью Ближнего Востока в эллинистический период.

Диодот I Сотер
Диодот I Сотер

Селевкидам не суждено было долго удерживать Бактрию. В какой-то момент в середине третьего века до нашей эры этот регион отделился от империи и при Диодоте I Сотере образовал Бактрийское царство, которое просуществовало до начала первого века до нашей эры. Примечательно, что Диодот, первый царь независимого бактрийского царства, был греком бактрийского происхождения. Это царство, на пике своего развития расширилось за пределы Бактрии, приблизившись к Каспийскому морю на западе и Индии на востоке и охватив большую часть современного Афганистана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Приключения греко-бактрийского царя Деметрия I в ок. 200 г. до н.э. в северо-западную Индию приведет к созданию там Индо-Греческого царства, которое переживет даже Бактрийское царство.

Карта Индо-Греческого царства
Карта Индо-Греческого царства

Греки принесли свой городской образ жизни, и Бактрийское царство приобрело репутацию богатой страны. Возможно, единственный город, остатки которого все еще сохранились, - это город Ай-Ханум, самый восточный бастион эллинизма. Даже его историческое греческое название сегодня вызывает споры среди историков.

Браслет, найденный в Ай-Хануме.
Браслет, найденный в Ай-Хануме.

Город был основан около 280 г. до н.э. предположительно греком Кинием из Фессалии. С его греческими жителями пришли объекты, которые были неотъемлемой частью греческой городской культуры. В городе были структуры, характерные для греческих полисов, такие как театр, вмещавший около 5000 зрителей, гимнастический зал, пропилей (монументальные ворота с коринфскими колоннами) и два мавзолея. Это были не просто архитектурные памятники, а городские институты, которые способствовали распространению греческой культуры и обычаев. Город располагался вдоль главной улицы, протянувшейся с севера на юг, и включал в себя верхний и нижний город, типичный для греческого урбанизма. Греческий характер Ай-Ханума виден и в его мельчайших деталях и греческое искусство было обнаружено повсеместно. В руинах королевского дворца были обнаружены мозаики из гальки, изображающие дельфинов и крабов в ванной комнате, гимнасий и пропилеи. Примечательно, что в гимназии была обнаружена изысканная колонна Герма в виде старика, которая легко соответствует художественным стандартам, найденным в других местах в эллинистический период. Таким образом, несомненно, что в этом городе находилась школа ремесленников, производивших греческое искусство выдающегося качества.

Коринфские колонны Ай-Ханума
Коринфские колонны Ай-Ханума

Предположительно, в какой-то неустановленный момент в третьем веке до нашей эры человек по имени Клеарх, ученик Платона, отправился в Ай-Ханум. Он принес с собой дельфийские изречения (серию изречений, приписываемых семи греческим мудрецам) из храма Аполлона в Дельфах, священного места в материковой Греции, и начертал их на герооне (святилище героя) Киния.

Личность автора надписи, как и многое другое, касающееся Ай-Ханума и Бактрийского царства, неясна. Если бы это действительно был знаменитый философ, это означало бы, что Ай-Ханум был известен среди некоторых греческих интеллектуалов Средиземноморья и считался достойным посещения. Это говорит о том, что были жители были грамотные, читавшие по-гречески, и что город стремился укрепить греческую религиозную идентичность.

Диск из Ай-Ханума
Диск из Ай-Ханума

Есть и другие увлекательные намеки на расцвет греческой культуры. Практически каждый оставшийся фрагмент письма, найденный здесь, в Ай-Хануме, является греческим, за исключением единственного черепка с арамейской надписью. В дворцовой сокровищнице был даже обнаружен папирус с фрагментом, возможно, утерянного философского труда Аристотель и пергамент с надписью классической греческой трагической драмы, что более показательно, если вспомнить, что у жителей Ай-Ханума были театры.

Учитывая то немногое, что осталось в Ай-Хануме и в более широком Бактрийском царстве, легко предположить, что в Бактрии процветала типичная греческая цивилизация. В царстве должен был пройти процесс «эллинизации», в ходе которого греческая культура, язык, религия и, следовательно, идентичность были бы переняты. Действительно, значительная массовая миграция греков в далекую Бактрию маловероятна, поэтому местные бактрийцы, принявшие культуру греков, должны были сыграть большую роль в культурной трансформации.

Однако на самом деле Бактрийское царство не было типичным греческим государством. Его репутация страны «тысячи городов», безусловно, является романтическим преувеличением или ссылкой на множество небольших деревень, которые почти наверняка не были заселены греками. Греки Бактрии всегда были в меньшинстве, и вдали от средиземноморского сердца эллинизма они, естественно, были вынуждены впитывать влияние местных культур.

Сам Ай-Ханум, несмотря на свой греческий характер, не походил на строго греческий город. Все крыши были плоскими, типичными для Средней Азии, в отличие от греческой черепичной крыши. Кроме того, стены как жилых, так и общественных зданий были построены из сырцовых кирпичей, а полы были сделаны из утрамбованной земли и покрыты коврами, что характерно для местных архитектурных традиций. Царский дворец, несмотря на его греческие детали, был построен в ахеминидском стиле.

В тесном контакте эти противоположные стили, естественно, должны были существовать. Засвидетельствовано несколько храмов, и несмотря на то, что они были построены в местном и месопотамском стиле, рядом находились монументальные статуи греческого бога Зевса. Это объединение греческой и ближневосточной религиозной традиции прекрасно изображено на поразительном серебряном диске, изображающем фригийскую богиню Кибелу в сопровождении крылатой богини победы Ники на колеснице, ведомой львами, греческого солнечного бога Гелиоса, возвышающегося над ними, и персидского зороастрийского огненного алтаря.

Диск с изображением богини Кибелы, Ай-Ханум.
Диск с изображением богини Кибелы, Ай-Ханум.

Бактрийское царство также приняло денежную экономическую систему, общую для остального греческого мира, и оборудование для чеканки монет было обнаружено в Ай-Хануме. Раскопки по всей Бактрии обнаружили большое количество бронзовых и серебряных монет, особенно интересными являются монеты, отчеканенные Агафоклом, чье правление (190-180 гг. до н.э.) характеризуется особенно обширной чеканкой.

Декадрахма - древнегреческая монета, Агафокл Сиракузский
Декадрахма - древнегреческая монета, Агафокл Сиракузский

Он был первым, кто ввел двуязычные символы в выпуски монет, в основном на греческом и брахми (древняя письменность, которая стала повсеместно распространенной в Индии/Южной Азии), и даже стал включать буддийские символы, а также индуистские и другие раннеиндийские божества, в истинно греко-бактрийском стиле.

Золотая монета с изображением Антиоха, Ай-Ханум.
Золотая монета с изображением Антиоха, Ай-Ханум.

Эллинистический период был, по сути, эпохой революции в представлении о греках. Движимые экспансией Александра, греки мигрировали, встречались и смешивались с народами, далекими от своей родины, и таким образом формировали новые проявления греческой идентичности. Судя по останкам Ай-Ханума, они были продуктом обеих культур. Греко-бактрийцы настолько впитали господствующие местные обычаи, что это не только отличало их от других греков, но и со временем привело к постепенному исчезновению эллинской культуры в Центральной Азии, точно так же, как она отступала обратно в Средиземноморье с падением эллинистических держав и возвышение Парфянской империи. Это культурное сближение, пожалуй, лучше всего видно в Тахт-и Сангине, остатках храма в иранском стиле, построенного в эллинистический период в сотне миль вниз по течению от Ай-Ханума.

Голова бактрийского правителя, Храм Окса, Тахт-и-Сангин, III-II вв. до н.э.
Голова бактрийского правителя, Храм Окса, Тахт-и-Сангин, III-II вв. до н.э.

Среди руин был обнаружен набор подношений в греческом стиле, посвященных людьми с бактрийскими именами местному речному богу Оксусу. Наиболее примечательной из них является маленькая бронзовая фигурка мифологического греческого сатира Марсия с греческой надписью.

Алтарь Богу Оксу с Марсием, Храм Окса, Тахт-и Сангин, II век до н.э.
Алтарь Богу Оксу с Марсием, Храм Окса, Тахт-и Сангин, II век до н.э.

Надпись, найденная в храме (читается: «Иромоис, сын Немиска, молрпалрес, посвятил Оксу бронзовый котел весом в семь талантов, согласно обету»). Посвящение написано в идеальной греческой форме, но имя посвящающего иранское, имя отца либо греческое, либо кушанское, а мир molrpalres — бактрийское, означающее «хранитель печати». Иными словами, культурный и этнический ландшафт Бактрийского царства и эллинистического периода можно охарактеризовать одним словом, «гибридность».