Найти в Дзене
Психология Psychologies

Сундук с воспоминаниями: возвращаясь в прошлое, меняем будущее

Оглавление

Память о ребенке, которым мы были когда-то, не исчезла – она записана у нас в душе. Анализируя свои воспоминания, мы поймем, как она продолжает влиять на нас.

Нам может казаться, что детство осталось в прошлом, поскольку мы представляем себе жизнь как прямую линию. Однако наша личность скорее схожа с матрешкой: самое маленькое, детское «Я» хранится внутри более взрослых версий.

Свойственный детству эмоциональный рисунок повторяется с вариациями в нашей реакции на многие последующие события.

Так, если в детских переживаниях преобладала печаль, вряд ли нас ждет много радости впереди. Также в детстве ради сохранения родительской любви нам, возможно, приходилось жертвовать некоторыми желаниями, а иногда и сторонами своей личности. Но став взрослыми, мы получаем шанс «отыграть» их обратно. Как? Объясняет психотерапевт Эммануэль де Кокромон.

1. Дайте слово своим ощущениям

Цель: вновь обрести свою «живость». Ребенок, которым мы были когда-то, до сих пор живет в нашем теле. Это не воспоминание, оторванное от того, что мы чувствуем сегодня, а реальность. И для нас очень важно снова встретиться с ним, «потому что ребенок — носитель жизненного порыва, — говорит Эммануэль де Кокромон, — который я называю «живость», а значительная часть взрослых мужчин и женщин принимают решения, не исходящие из этого источника. Они делают выбор, который не развивает в них жизнь и радость». Чтобы воскресить этот порыв:

Найдите свои детские фотографии (до 12 лет). Разберите их на два типа: те, которые нравятся, и те, что не нравятся — не по эстетическим причинам, а в силу того, что они выражают. Выберите фотографию, которая нравится меньше всего, и ту, которая нравится больше всего. Если вы не найдете «положительного» фото, работайте над «отрицательным».

Возьмите ручку и бумагу. Посмотрите на фотографию и позвольте проявляться возникающим образам, ощущениям и чувствам. Записывайте от первого лица, «я», все, что этот ребенок говорит вам о себе в данный момент: ощущения и факты (место, время года, почему была сделана фотография, одежда, которая на вас была). Затем возьмите следующую фотографию и сделайте то же самое. Уделяйте внимание физическим ощущениям, которые вы испытываете, глядя на каждое фото.

Пройдите наш тест: Какие раны вам мешают быть собой?

Положительные переживания (радость, порыв, энергия) говорят, что внутренний ребенок в контакте со своей «живостью». Во взрослом возрасте физические ощущения (открытие, расширение, легкость — или же закрытие, сжатие, тяжесть) сигнализируют, контактируем ли мы с чем-то в себе, что полезно для нас, или с тем, что вредно.

Вот почему важно регулярно — лучше всего ежедневно — прислушиваться к собственным ощущениям.

И особенно в тех случаях, когда нам предстоит принять важное решение.

2. Окажите себе первую помощь

Цель: осознать свои раны. Некоторые из них получены вследствие плохого обращения с нами в крайнем проявлении (сексуальное насилие, побои, унижения). Другие возникли из-за недостатка внимания, заботы. Речь не о том, чтобы преувеличивать одни раны и преуменьшать другие, а о том, что мы должны признать их и исцелить. Чтобы их обнаружить:

Позвольте появиться образу ваших переживаний, в котором объединились несколько болезненных воспоминаний: возможно, о том, как вы стараетесь не плакать (рана «примерного ребенка»); о том, что вы в стороне, когда все играют (рана «невидимого ребенка»), как вы попробовали что-то сказать и это заставило вас стыдиться себя. Позвольте всем ощущениям и эмоциям, вызванным этой сценой-источником, прийти к вам.

Лягте на спину, положив одну руку на сердце, а другую на живот, и думайте о ребенке из этой сцены — ребенке, которым вы были когда-то. Делая вдох, думайте-чувствуйте любовь на уровне сердца; делая выдох, думайте-чувствуйте доверие на уровне живота. Продолжайте несколько минут.

Каждый день, ухаживая за собой, делайте это внимательно и осознанно (душ, причесывание, одевание, макияж). Это поможет ощутить собственное присутствие и обращаться с собой уважительно.

-2

3. Вновь обретите способность играть

Цель: восстановить связь со всем, что вдохновляло вас, когда вы были ребенком (игры, мечты о будущем, отношения, окружение). Ядро нашей уникальной личности можно сравнить с многогранником, где каждая грань — часть нас самих. Лучший способ освоить эту множественную реальность — игра. Дети любят играть в «давай как будто», потому что чувствуют потребность выразить все грани своего существа: клоун, тиран, художник, мужчина, женщина, зверь. В игре все позволено. Но, став взрослыми, мы теряем гибкость, которая позволяет воплощать различные аспекты себя. Это делает нас жесткими и обедняет нас. Чтобы оживить эту способность:

Возьмите лист бумаги и напишите: «Моей любимой игрушкой была», «Игра, в которую мне нравилось играть в одиночку, была…», «Моей любимой игрой в компании было…». Погрузитесь в соответствующее время, в ощущения, которые у вас были тогда. Опишите, почему вам это нравилось.

Попробуйте уловить связь между занятиями, которые доставляли вам удовольствие в детстве, и сегодняшними видами деятельности. Если вы испытываете ностальгию по какому-нибудь занятию, подумайте, почему отказались от него и как вы могли бы вновь включить его в свою жизнь.

Затем перейдите к детским мечтам. Какая из них больше всего воодушевляла вас, если вы думали: «Когда я вырасту…»? Вспомните эту мечту и объясните ее. Может быть, в детстве вы хотели стать космонавтом, а когда выросли, стали биологом: в обоих случаях вы исследуете неизведанное научными методами.

Если между прошлым и настоящим есть значительное несоответствие, сначала спросите себя, воодушевляет ли вас что-нибудь сейчас.

Если нет, задумайтесь, почему раньше у вас была именно такая мечта — что в ней привлекало вас? Например, можно мечтать стать учительницей в школе, чтобы иметь авторитет или нести знания.

4. Освободите истинное «Я» от маски

Цель: освободиться от ярлыков, чужих ожиданий, то есть от тех видов поведения, которые с самого детства воспитывали в нас другие люди. Юнг называл социальную маску «персона»; а Винникотт определял то «Я», которое развивается для соответствия потребностям и ожиданиям наших родителей, как «ложную самость». «Когда мы растем, мы приспосабливаемся к обстоятельствам и одновременно рискуем потерять контакт с истинным «Я». Как его выявить?

Вы можете купить белую маску, закрывающую лицо, или вырезать овал по размеру лица из листа бумаги, сделав отверстия для глаз и дырочки для резинки. Запишите на маске роли, действия, эмоции, которые вам необходимо показывать, чтобы быть признанным (терпение, юмор, скромность).

Возьмите маску в руки и прочтите, про себя или вслух, все написанные на ней слова. Позвольте всплыть в памяти людям или ситуациям из прошлого, которые служат конкретным примером этих слов.

Стоя перед зеркалом, наденьте маску на лицо и долго смотрите себе в глаза, затем снимите маску. «Большинство людей испытывают ощущение освобождения и осознают, что они бессознательно снова и снова разыгрывали ситуации, в которых с ними обращались плохо», — отмечает Эммануэль де Кокромон. Он советует после этого упражнения вернуться к «скорой помощи» из этапа 2.

Читайте также на нашем сайте:

5 душевных ран: какую маску вы носите?

Не забудьте подписаться на наш канал!