Обычно протестанты, как еретики, предстают в образе жертв католицизма и инквизиции. А уж история Варфоломеевской ночи вообще делает их великомученниками.
Однако хватает и жертв их фанатизма.
Одной такой жертвой является испанский мыслитель и врач Мигель Сервент.
Мигель родился в Туделе ( город в той части Наварры, которая была завоеванна к тому времени испанцами) в семье Антонио Сервента, нотариуса монастыря Санта-Мария-де-Сигена. Его мать была из семьи новообращенных евреев.
Получив в кругу семьи первоначальное образование, он знал латынь, греческий и иврит, разбирался в математике. В 14 лет Мигель покинул родной город и отправился изучать право в Тулузу. В Тулузский университет он поступает под именем Мишеля де Вильнёва. С чем связана смена имени историки не пришли к единогласному мнению. Но позже во Франции он пользуется в равной степени этим и своим настоящим именами до определенного времени.
Далее он отправляется в Париж, где изучает медицину и астрономию. И там же, окончив учебу и приступив к практике, первым в Европе описывает малый круг кровообращения.
В 1531 году вышел в свет его трактат «Об ошибках троичности», а через год — второй трактат «Две книги диалогов о Троице». Взгляды Сервета вызвали протест как в католическом, так и в протестантском мире.
Его астрологические занятия вызвали недовольство церкви, дело рассматривалось Парижским парламентом, после чего Сервет был вынужден бежать из города. Он жил в различных городах Франции, занимаясь под чужим именем врачебной практикой. После 1540 года стал личным врачом архиепископа Пьера Пальмье во Вьенне.
Переписка с Кальвином, которую Сервет вёл в течение нескольких лет, закончилась ссорой. Кроме того, Кальвин отправил Мигелю свои «Наставления в христианской вере», которые Сервет вернул с оскорбительными заметками на полях. И Кальвин причислил Сервета к числу злейших врагов христианской религии.
В 1553 году во Вьенне анонимно вышел главный труд Сервета «Восстановление христианства» (Christianismi Restitutio), содержащий основы его антитринитарной «рациональной теологии». Цель Сервета — «восстановить христианство», которое, по его мнению, одинаково ложно толкуется католиками и реформаторами.
Книга Сервета была признана еретической, а весь тираж её уничтожен. Книга вышла с инициалами M. S. V., что позволило инквизиции установить авторство Сервета. Он был арестован, но ему повезло. Во время судебного процесса бежал из тюрьмы и был заочно приговорён к смерти.
После удачного побега Сервет направился в Женеву и неосмотрительно посетил богослужение в церкви Кальвина, где был узнан и арестован.
По одному из источников Кальвин уговаривал Сервета отречься от своих взглядов. Когда эти попытки оказались напрасны, все швейцарские кантоны посоветовали женевским «инквизиторам» казнить Сервета. Кальвин просил заменить сожжение на более гуманную казнь (мечом), но вышло иначе. Сервет был сожжён на костре 27 октября 1553 года.
Мигель Сервет — мыслитель, теолог, естествоиспытатель и врач
27 октября 202227 окт 2022
18
2 мин