Насколько Россия зависит от импорта газовых турбин ярко показала история со строительством тепловых электростанций в Крыму.
В 2017 году концерн Siemens инициировал процесс разрыва лицензионного соглашения с российскими компаниями за "грубое нарушение контрактов и правил Евросоюза", то есть европейских санкций, в отношении Крыма.
Четыре турбины для полуострова были изготовлены на совместном предприятии «Сименс. Технологии газовых турбин». Однако российской стороне, в лице компании "Силовые машины", принадлежало только 35 % его акций. Siemens имел полное право диктовать свои условия, да и условия контракта не разрешали экспорт технологий и оборудования в Крым. Тогда, скандал удалось замять, но этот тревожный звоночек оказался лишь только "цветочком".
По настоящему серьезные проблемы начались в текущем году. Вдруг выяснилось, что зависимость России от импорта газовых турбин и их компонентов составляет более 90%. Подавляющая часть закупок в этой области приходилась на "недружественные" страны. А ведь газовые турбины являются основным элементом тепловых и электростанций. От их надежной работы критически зависит снабжение промышленности и населения светом и теплом.
Уместно вспомнить, что первопроходцем в области создания газовых турбин большой мощности был Советский Союз. Первые образцы начали работать в конце 70-х. Однако предпочтение было отдано развитию паровых турбин. А в 90-е, в угоду принципу "зачем тратить деньги на изобретение чего-то нового, если это можно просто купить", инженерная школа разработки газовых турбин была и вовсе утеряна.
Несколько попыток организовать собственное производство закончились плачевно. И до 2014 года, когда западные "партнеры" стали вводить первые санкции, и до 2022 года, политика 90-х в этой области продолжалась.
На сегодняшний день существует несколько проектов по разработке отечественных турбин. "Силовые машины" и "ОДК-Сатурн" обещают закрыть все потребности к 2030 году. Но это в перспективе. А что делать с большим количеством импортного оборудования? Ремонт и обслуживание необходимы уже сейчас. Ситуация аналогичная, сложившейся в гражданской авиации с импортными "Боингами" и "Эрбасами".
Как это не странно, выход нашелся в сотрудничестве с Ираном. Местная компания Mapna тесно сотрудничала с Siemens до определенного момента. Западные санкции тоже коснулись их совместной деятельности. Однако, как выясняется, иранцы не тратили напрасно время и деньги. Компания Mapna полностью локализовала производство газовых турбин, закупив соответствующие технологии. Мало того, иранские инженеры смогли сделать качественный шаг вперед. Сегодня Иран является одной из немногих стран в мире, производящих газовые турбины большой мощности. Колоссальное достижение, особенно, если учесть то, что персы совершили этот прорыв за несколько лет, с нулевых стартовых позиций.
Сразу возникает вопрос, а почему сотрудничество "Силовых машин" и Siemens не только не привело к такому же результату, но и отбросило отечественное турбостроение на много лет назад? Куда делись знаменитые на весь мир заводы "Электросила", ЛМЗ, "Завод турбинных лопаток", с их передовым опытом и уникальными разработками?
Сами не смогли сделать турбину - пошли на кооперацию с Siemens. Это логично. Но для чего? Получается, что только для организации "отверточного производства"? А может цели более приближенные к жизни - для "нецелевого использования" бюджетных средств?
Результат налицо. Пионеры в области создания газовых турбин вынуждены идти на поклон к стране, которую, ну никак, не назовешь передовой. Или уже все поменялось?
Сколько ещё подобных отголосков из "лихих" 90-х придется услышать в ближайшее время?
Больше новостей читайте на сайте "Футшток"