В конце сентября в Буркина-Фасо произошел второй за год государственный переворот. Военный путч в этой западноафриканской стране сверг господствующую хунту и сделал 34-летнего капитана Ибрагима Траоре самым молодым национальным лидером во всей Африке. Переворот, в значительной степени бескровный, был осужден Африканским союзом, ЕС и официальные лица США.
В сообщении, опубликованном через приложение Telegram, Евгений Пригожин, российский олигарх, близкий к ближайшему окружению президента Владимира Путина и глава ЧВК Вагнера, сказал, что захват власти Траоре «был необходим».
Он описал ранее малоизвестного капитана как «поистине достойного и мужественного сына своей родины» и назвал серьезные проблемы безопасности, терзающие западноафриканскую нацию, частью имперского наследия Франции.
«Народ Буркина-Фасо находился под игом колонизаторов, которые грабили народ, а также играли в свои подлые игры, обучали, поддерживали бандитские банды и причиняли много горя местному населению», — сказал Пригожин. Сцены ликующих сторонников переворота в столице Уагадугу показали, что некоторые размахивают российскими флагами, что отражает как охват российских пропагандистских сетей, так и недовольство населения статусом-кво, который имеет некоторую связь с западной политикой. Это включает в себя десятилетнюю французскую контртеррористическую кампанию в странах центрального Сахеля, обширной полосе полузасушливых земель к югу от пустыни Сахара.
Буркина-Фасо переживает мучительный кризис в области безопасности. Исламистские боевики контролируют часть страны. Только в этом году были убиты тысячи мирных жителей, а около 2 миллионов человек — десятая часть населения Буркина-Фасо — были вынуждены покинуть свои дома в результате боевых действий. Подполковник Поль-Анри Сандаого Дамиба, предыдущий лидер переворота, которого сменил Траоре, сам захватил власть в январе на том основании, что правительство подводит военных в своих битвах с повстанцами.
«Столкнувшись с ухудшением ситуации, мы несколько раз пытались заставить Дамибу пересмотреть свой подход к политике безопасности страны», — сказал Траоре в подписанном заявлении, зачитанном другим офицером на государственном телевидении после последнего переворота.
С 2018 года группа Вагнера участвует в оказании помощи хрупким африканским режимам в борьбе с исламистскими экстремистскими повстанцами. В Центральноафриканской Республике, Мозамбике, Ливии, а теперь и в Мали российские военные подрядчики действовали на местах вместе с местными национальными силами.
После переворота 30 сентября в Буркина-Фасо все чаще звучат предположения о том, что новая хунта рассмотрит возможность установления нового «стратегического партнерства» с Москвой и откажется от прежних договоренностей с западными державами. Риторика Пригожина может быть корыстной, но также может свидетельствовать о растущем российском влиянии в регионе.
Хотя неясно, какое фактическое присутствие Россия имеет или будет иметь в Буркина-Фасо, переворот готовит почву для новой главы в более широком геополитическом противостоянии. Некоторые африканские страны, в том числе несколько государств Западной Африки, явно поддерживают Россию в Организации Объединенных Наций и на других форумах.
Мы видим, что Сахель становится полем битвы для соперничества между Россией и Западом.
Буркина-Фасо и Мали, которые столкнулись с быстрорастущими повстанческими движениями и пережили в общей сложности три — теперь четыре — государственных переворота с 2020 года, являются местами обильных запасов золота и других драгоценных полезных ископаемых.
Примечателен случай государства Мали, соседа Буркина-Фасо. В течение почти десяти лет Мали была основным плацдармом для французской военной миссии, направленной на отражение наступления экстремистских исламских боевиков и этнических сепаратистов-туарегов. Но после первоначальных успехов операция захлебнулась, а антифранцузские настроения в стране выросли.
Французские отряды были вынуждены покинуть Мали и направиться в Нигер.
В последние годы Мали стала более публично обращаться к России. В сентябре на Генеральной Ассамблее ООН премьер-министр Мали Абдулай Майга отметил «образцовое и плодотворное сотрудничество между Мали и Россией» и сказал, что это говорит о более масштабном переходе в регионе, где долгое время доминировала Франция, бывшая колониальная держава.