Дорогие друзья, сегодня мы отправимся в Персию (с 1935г - Иран), красивейшую столицу его- Тегеран и прекрасный дворцовый комплекс "Голестан" - резиденция шахов династии Каджаров
Этот комплекс является самым красивым и самым старинным зданием двухсотлетней столицы Ирана. Это здание, подобно бриллианту, сверкало среди других зданий кремля. Этот дворец, зарегистрированный в реестре ЮНЕСКО, хранит многочисленные секреты и истории, происходившие на протяжении истории Ирана.
Начало строительства дворца Голестан, название которого переводится, как «дворец роз», было положено еще в 16 веке, во время правления Тахмаспа I. Однако изменения в его внешний вид вносились еще долго, на протяжении нескольких веков. На эти архитектурные перемены оказали большое влияние Карим-хан Зенд, Ага Мухаммед-хан Каджар, перенесший в Тегеран столицу, и Насреддин-шах, который даже был похоронен на территории дворца Голестан.
Около двух десятков строений входят в состав дворцового комплекса Голестан, условно поделенного на семь секторов: Антропологический музей, Бриллиантовый зал, музей фотографии, портретная галерея, картинная галерея, павильон Шамс-ул-Эманех и Мраморный тронный зал. Вокруг дворца при царствовании Сефефидов были разбиты четыре восхитительных сада. В 1877 г. в лучших традициях европейского зодчества был построен зал-музей.
История шахского кремля берет начало с эпохи династии Сефевитов.Шах Тахмасиб Первый (1605 – 1651 гг.) династии Сефевитов был первым падишахом, который во время своей поездки с целью поклонения могиле Хазрата Абдоль-Азима, приказал построить крепостную стену протяженностью, равной одному «фарсаху» (мера измерения длинны, равная 6-ти километрам) вокруг Тегерана. После него сефевитский шах Аббас в северной части стены Тахмасиба разбил сад «Чахар баг» и сад из деревьев породы чинар, называемый «Ченарестан». В последующем вокруг садов возвели высокую стену, а внутри построили сооружение в качестве шахской резиденции. Эту территорию, ограниченную высокой стеной, назвали кремлем.
В конце правления династии Сефевидов Тегеран иногда становился временной резиденцией сефевистких шахов, шах Солейман (1698–1726) возвел дворец в этом городе. Даже сегодня остались остатки зданий, построенных в период династии Сефевидов.
Самыми старыми зданиями и сооружениями, находящимся на территории комплекса «Голестан» являются дворец с мраморным троном и покоями Каримхана, принадлежащим периоду правления Каримхан-занда. Во время своих сражений с МохаммадомХасанханом в 1793 году он сделал Тегеран центром формирования своего войска и после победы в этой войне он короновался в здании старинного суда Тегерана, построенного во времена шаха Солеймана, и стал править Ираном в качестве временного правителя.
Веранда Карим Хан Нук во дворце Голестан
На углу того же здания дворца находится украшенная изразцами веранда Карим Хан Нук (Халват-е-Карим Хани). Это малая часть постройки 1759 г., которая служила резиденцией Карим-хан Занда. Когда-то посреди террасы был пруд с фонтаном, который связывался с дворцом посредством желобков. Любовь к журчащей воде – характерная особенность персидского садово-паркового искусства. По воспоминаниям современников, небольшую веранду дворца Голестан очень любил Насир ад-Дин-шах Каджар (прав. 1848-1896). Благодаря его вкусам и усилиям дворец получил современный облик. Большой любитель курить кальян, шах часто уединялся на веранде, и, как считается, дал ей второе название «халват», то есть «уютный уголок». По судьбоносному стечению обстоятельств, именно здесь сейчас выставляется его беломраморное надгробие с портретом. Шахи Ирана стремились подражать своим далеким предшественникам-Ахеменидам, запечатлевая себя в камне. На эту тенденцию повлияло увлечение древностью и археологией.
Здание Шамс ал-Эмарат во дворце Голестан
Главной «визитной карточкой» дворца Голестан стало здание Шамс ал-Эмарат («Особняк солнца»), построенное по приказу Насир ад-Дин-шаха. Увлеченный включением европейского в градостроительство, Насир очень многое делал для усовершенствования Тегерана. Он также хотел любоваться результатами своих трудов. По его задумке, из нового пятиэтажного дворца должен был открываться вид как в сад, так и на оживленную улицу и панораму малоэтажного в то время города.
Фасад здания на долгие годы стал символом не только Голестана, но и самой каджарской столицы. Две квадратные башни, каждая с двухэтажной террасой, завершаются крытыми павильонами. Между ними на крыше возвышается небольшая башня с часами. Нижний этаж выходит во двор открытым залом-таларом в технике зеркальной мозаики. Его прикрывают два высоких окна, над которыми видны изображением солнца и льва – государственного символа Каджаров. Внешние стены дворца облицованы плиткой, созданной в момент взлёта керамического производства, произошедшего в период правления Каджаров. Сочный лимонный, ярко-голубой и густой розовый – три цвета, которые доминируют во внешнем облике. Помимо цветущих кустов и фантастических букетов, декор включает плитки с пейзажами на европейский манер
Основные приемы проходили на первом этаже, который сейчас открыт для посещения. Покои шаха находились на втором этаже, там же хранились французские ковры и механические часы с павлинами – подарок королевы Елизаветы.
К сожалению, в 1961 г. в Голестане огромная часть комплекса, включая входной портал, здание суда, дом живописи, правительственную текью, фруктовый сад и несколько внутренних комнат были уничтожены. Резиденция шаха переехала в комплекс-дворец Саадабад, а Голестан превратился в музей-дворец, служивший для приема почетных гостей, как местных, так и зарубежных.
В ближайшее время мы с Вами продолжим наше путешествие в Национальную сокровищницу драгоценностей в Тегеране и узнаем не много больше об их знаменитой мировой коллекции изумрудов, сапфиров и рубинов.