Найти тему
De Profundis

Соль по вкусу, сахар на глазок....

Мартин "Наше все" Лютер перед императором
Мартин "Наше все" Лютер перед императором

В 1956 году профессор Фриц Цербст из Евангелической Церкви Аугсбургского исповедания в Австрии писал:

"Меланхтон очень пессимистично относился к небольшому количеству сознательных христиан в мире. Конечно, в его намерения не входило делить церковь на редких истинных христиан и лжехристиан. Но, выделять немногих опасно — например, когда мы говорим, что немногие, меньшинство, и есть истинная церковь. Когда мы говорим это, церковь меньшинства необходимо развивает самопонимание, согласно которому она включает в себя истинных христиан только в силу своего статуса меньшинства. Многие приезжают в диаспору в надежде найти истинную церковь. Они заранее готовы подгонять свои впечатления под эти ожидания. Церковь меньшинства не является ни идеальной конструкцией, ни civitas platonica" (Amt und Gemeinde, материалы конференции LWF по вопросам церквей-меньшинств, 1956, вольный перевод)

Это написано применительно к весьма специфической проблеме - церквям лютеранской диаспоры в Африке и Латинской Америки в 1950-е (
это было время создания Всемирной Лютеранской Федерации, а связать весьма разнородные церкви в единый функциональный конструкт было непросто).

Иногда и невпихуемое можно впихнуть...
Иногда и невпихуемое можно впихнуть...

Здесь, как мне кажется, отражен очень важный принцип, который часто игнорируется на уровне персоналий, групп и общин: то, что ты оказался в меньшинстве, не означает твоей автоматической правоты (или привилегированного статуса, если рассуждать более широко).
Уязвимость? Да, меньшинство всегда уязвимо и христианский долг большинства отнесись к этому с пониманием и участием.
Решимость быть меньшинством (
если здесь есть какой-то выбор)? Да, и это вызывает уважение (и понимание, если выбора нет).
Но, сам факт принадлежности к меньшинству (
этническому, социальному, политическому или сексуальному) не делает тебя правым (или привилегированным).

Посмертный суд над папой Формозом - погуглите, кул стори...
Посмертный суд над папой Формозом - погуглите, кул стори...

Но, именно претензия на правоту (или особый статус) по умолчанию возникает в малых группах, вынужденных отстаивать свое бытие перед лицом больших групп - особенно, если малая группа возникла в конфликте внутри большой. Например, следы этой претензии мы видим у автора Евангелия от Матфея. И малая проблема может стать огромной, если малая группа вырастет, сохранив эту травму. Впрочем, это вечная, проблема.
Как бы то ни было, у каждой группы, большой или малой, есть своя истина. Они не всегда совместимы друг с другом и с этим, зачастую, трудно что-либо сделать. Но, одно доступно всем: я могу быть критичным по отношению к себе и своей истине - тогда между большими и малыми сохранятся пространство для диалога. Пространство, в котором можно построить мост между нами. В этом состоит ответственность большинства и меньшинства друг перед другом.