Найти тему

Царь среди пророков: миссия и служение Исайи

Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем (Мк. 6:4).

Читая Ветхий и Новый Завет, трудно обойти вниманием истории пророков – благочестивых людей, избранных самим Богом и призванных сообщать людям Его волю. Пророк всегда появляется тогда и там, где он нужен. Когда народ отворачивается от Господа, впадает в разврат, идолопоклонство, преисполняется гордыней или теряет веру, приходит тот, кто говорит ему правду, за что и страдает.

Из текстов Священного Писания мы знаем много таких людей – Илию, Елисея, Амоса, Осию, Иеремию и других. Судьбы многих из них трагичны, речи трогательны, а истории жизни представляют огромную ценность не только для богословия, но и для светских наук – истории, археологии, религиоведения, филологии и т.д. До начала активных раскопок на Ближнем Востоке в 80-е гг. XIX в., тексты, написанные этими авторами, оставались главным источником по истории Палестины и соседних государств.

Разделение царства иудеев
Разделение царства иудеев

Эпоха, в которую довелось жить пророкам, была крайне тяжелой для Израиля – в первую очередь потому, что он перестал быть единым. Благополучные времена Давида и Соломона прошли, и после смерти последнего (ок. 928 г. до н.э.) великое государство раскололось на два царства – Северное (Израильское) и Южное (Иудейское). Вместе с территорией, разделенным оказался и народ, который с того момента начал все чаще отворачиваться от Бога и практиковать идолослужение, поклоняясь популярным в то время божествам – Молоху, Мардуку, Баалу и т.д. К примеру, борьбе с культом Баала было посвящено служение св. Илии. Кроме того, ослабла военная мощь Израиля, и израильтяне были вынуждены бороться за существование против враждебных соседей, самым опасным из которых стала Ассирия – первая в истории мировая империя.

Ассирийская империя в VII в. до н. э.
Ассирийская империя в VII в. до н. э.

Ассирийский правитель Саргон II, воспользовавшись раздорами между Израилем и Иудеей, завоевал Северное царство и навис над Южным. Царь Иудеи Ахаз заявил о подчинении Иерусалима Ассирии и выплатил завоевателям огромную дань, которая тяжелым бременем легла на плечи простых граждан. Кроме того, в своем стремлении иудейский монарх совершил святотатство – ограбил Храм Соломона, великую святыню своего народа, и ввел в нем культ ассирийского бога Ассура.

В это непростое время в Иудее появляется новый пророк по имени Исайя – выходец из знати и образованных кругов. Подобно предшественникам, он обличает любостяжание, надменность, роскошь и, в особенности, – представителей власти, «обижающих слабого», которые ради своего достатка грабят простых бедняков. Самый главный грех в речах Исайи – лицемерие. Своими проповедями он бичует грешников, выставляющих себя праведниками. Пророк верит в союз любви между Богом и человеком, призывает к искреннему диалогу с Создателем, в котором должны звучать не заученные фразы из молитв, а слова, идущие от сердца. «Богу угодна правда, а не культ» - такова главная мысль его проповедей.

Видение пророка Исайи. Вт. половина XVIII в. Центральная Россия. Музей христианской культуры.
Видение пророка Исайи. Вт. половина XVIII в. Центральная Россия. Музей христианской культуры.

«К чему Мне множество жертв ваших? - говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носи́те больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. (Ис. 11-17).

Обличение лицемерия, сладострастия, показной набожности, любостяжания – именно эти мотивы повторят в своих речах герои Нового Завета на заре христианской эры. В первую очередь – сам Христос. Тексты Евангелий и Посланий пестрят цитатами из «Книги Исайи» – произведения, которому будет суждено стать предтечей христианского учения.

Древние пророки своими проповедями сделали колоссальный шаг на пути к христианству. Они боролись с идеей еврейской исключительности – древние иудеи верили, что они – единственный народ, который достоин любви и Царства Божия. Еще Амос и Осия призывали израильтян не верить этому и говорили о том, что Бог любит все народы и наказывает каждого за его грехи. В этом смысле иудеи не представляли из себя ничего исключительного и не возвышались над остальными. Такие идеи, несомненно, не могли нравиться ни простым евреям, ни властям, и по этой причине пророки подвергались гонениям. Однако уже современники Иисуса почитали их как благочестивых мучеников, осуждая поступки собственных предков.

Пророк Исайя. Фрагмент царских врат. Посл. треть XVIII в. Ионические острова. Музей христианской культуры.
Пророк Исайя. Фрагмент царских врат. Посл. треть XVIII в. Ионические острова. Музей христианской культуры.

Исайя пошел дальше. Он тяжело переживал события, свидетелем которых стал, и предвидел трагедию Израиля – разорение городов, разрушение святынь, гибель тысяч людей и пленение целого народа. Однако главный стержень его проповеди – надежда. Пророк верит, что, даже когда многие соблазнятся и отвернутся от Господа, сохранится некий благочестивый «остаток» – верные Богу люди, которые своими благими деяниями обновят мир и войдут в Царство Мессии. Он говорит об «отрасли», которая «взойдет от ствола Иессея (отца Давида)»:

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. (11:1-4).

В своем откровении от Бога он видел обращение язычников: ассирийцев, эфиопов, египтян и многих других: «И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава» (11:10). В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне - в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой - Египтяне, и дело рук Моих - Ассирияне, и наследие Мое – Израиль (19:24). Великий пророк не дожил до этих времен. При царе Манассии – гонителе и идолопоклоннике, практиковавшем человеческие жертвы, он претерпел мученическую смерть. Предание гласит, что его распилили надвое по приказу правителя. Но именно эти революционные идеи и пророчество о Мессии – Помазаннике и Спасителе – и его Царстве, в котором все «перекуют мечи свои на орала и копья на серпы» (2:4), впервые ясно сформулированные, подарили Исайе титул «Царя пророков» и мировое признание как одного из величайших интеллектуальных гениев в истории – вестника грядущего триумфа христианства.

Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. (Мф. 4:14-16).