Говоря о Берне мы подразумеваем два явления: либо самый популярный продукт компании - табак Black Burn, либо компанию в целом, со всеми ее брендами: Burn, Black Burn, B3, Peter Ralf, Banger и Overdose.
Блэк Берн хороший и важный для российского рынка табак, а компания Берн очень успешна в дизайне, маркетинге и выводе на рынок новых брендов.
Табак Бёрн в современном виде существует на российском рынке с 2018 года. Однако, первое пришествие было намного раньше, в виде некоторой пародии на Фумари: такая же упаковка, производство в США и неопределенный способ попадания безакцизного продукта на территорию России (по слухам, через Украину). Табачный лист, впрочем, был не фирменный French Golden Virginia, как у Fumari.
Упаковка уже тогда выделялась.
Табак хоть и помелькал на рынке, но какого-то фурора не произвел, и уже казалось, что табак совсем пропадет, но то ли нашлись новые инвесторы, то ли прежние владельцы решили сделать перезапуск продукта, в любом случае, продукт стал производиться в России, получил акцизы и сменил дизайн.
Победы дизайна
Даже треугольная упаковка "белого" Берна уже выглядела интересно.
Но по-настоящему Берн себя проявил в дизайне своей новой крепкой линейки Black Burn.
И сам табак получился очень удачным, и упаковка выше всяких похвал!
Би-2, но на 1 повыше
Твердо закрепившись на рынке с продуктом Блэк Берн, компания пустилась в эксперименты в низком ценовом сегменте. Первым был продукт с довольно странным названием B3, который сам производитель предлагал читать как Be Free.
Успех Блэк Берн позволил компании сделать ощутимые первичные продажи, и худо-бедно закрепиться на рынке, соседствуя на полках с Адалией и Щербетли. Для бюджетных табаков, оставаться на полке столько лет (с 2019 года) это уже успех.
Пара неплохих вкусов отмечены пользователями htreviews.org: D+C (печенье), Strawberry Yogurt (клубничный йогурт) и Corn Flex (кукуруза).
Но если B3 плюс-минус нормальный проект, то другой бренд компании Peter Ralf оказался полным провалом.
Табак, который позиционировался как что-то стильное, утонченное и для профессионалов, на деле воспринимался как типичный бюджетный табак. Слишком уж прочно закреплен в умах российского потребителя форм-фактор коробочки как у Аль Фахера, Адалии, Щербетли и множества других табаков низкого ценового сегмента. Да и качество продукта особого восторга у людей не вызывало.
На htreviews.org отзывы о продукте достаточно негативные, и их сравнительно мало, что тоже говорит о том, что табак особо не курят.
Звездопад
В 2021 году Duft сделал супердорогущую коллаборацию с Моргенштерном (по слухам это стоило 15 млн рублей), которая была хоть и шумной, но не сильно успешной в плане заработка для компании.
А вот Берн оказался куда дальновиднее, запустив не просто коллаборацию, а целое совместное производство с другой звездой российского шоу-бизнеса - Тимати. Табак получил название Banger и заставил понервничать даже крупных участников рынка. По словам самого Тимати, он не только стал лицом бренда, но и инвестором.
Вовлеченность звезды в промоушен бренда оказалось максимальной. Бэнгер появился на полках магазинов с сумасшедшей скоростью. А дизайн упаковки был выше всяких похвал.
Хотя сам продукт получил довольно смешанные оценки, все-таки он оказался успешным. Одним из наиболее заметных вкусов оказался вкус Sexy, который был очередным клоном вкуса Pinkman от Musthave (клубника, грейпфрут и малина) - на htreviews оценка 4.1.
Что интересно, Burn уже копировал Pinkman в другой своей, более ранней коллаборации с рэпером Гуфом. Вкус назывался Ice Baby и тоже оказался успешен.
Надо отметить, что коллаборации Берну очень хорошо удаются. Еще одним успешным сотрудничеством была совместная линейка вкусов с кальянными блогером Славой КМТМ. Вкусы Chupa Graper, Papaya V Obed, Shock Currant Shock и Kiwi Stoner стали чуть ли ни самыми удачными вкусами Black Burn, упаковка вновь порадовала дизайном.
А вкус Чупа Грапер даже попал в наш топ-10 виноградных вкусов.
Передозировка
В 2021 году в линейке Black Burn вышел казалось бы ничем не примечательный цитрусовый вкус Overdose. Его особенностью было то, что он выделялся крепостью относительно всех остальных вкусов Black Burn.
Неожиданно, уже в 2022 году вновь наметился тренд на крепкие табаки и компания Burn превратила один вкус в целую крепкую линейку, а точнее в целый отдельный бренд своей компании - Overdose.
Вновь успешная рекламная кампания и снова максимальная скорость появления табака на полках магазинов. А также неплохие оценки от тех, кто табак попробовал.
Важные вкусы
В портфеле компании Burn на сегодня шесть брендов и более 180 вкусов, изучить их все не многим под силу.
Но на некоторые стоит обратить особое внимание.
Флагманский бренд Black Burn на сегодня (2022 год) соответствует средней/средне-крепкой крепости. Тут стоит обратите внимание на следующие вкусы.
Вся сублинейка "Something": Something Tropical, Something Fresh, Something Sweet и другие. Дословно названия переводятся как "Что-то тропическое", "Что-то сладкое" и т.п., и в основном названия соответствуют своим вкусам. Можно проверять любой.
Вся сублинейка "Shock": Berry Shock, Lemon Shock и другие - это вкусы с особой кислинкой, достаточно необычны и будут интересны многим.
Вся линейка со Славой КМТМ: Chupa Graper, Papaya V Obed, Kiwi Stoner, Schock Currant Shock - наиболее удачные вкусы всего Black Burn.
Другой локомотив компании - Banger, соответствует средней крепости. У него не очень много хитовых вкусов, внимания заслуживают Sexy и Holostyak (роза с личи).
Классическая "белая" линейка Burn, B3, Peter Ralf - это не те табаки, которые просятся к рекомендации, тут стоит обратиться к отзывам на htreviews.org и подобрать что-нибудь для себя на основе них.
Ну а совсем свежий крепкий Overdose (хотя многие оценивают его крепость максимум как средне-крепкую) пока что не имеет явных фаворитов и открыт для ваших экспериментов.
Итого
Берн - важнейшая компания на кальянном рынке России, не боится экспериментов, умеет делать маркетинг, умеет делать выдающийся дизайн.
Отличный пример, когда деньги оказались в хороших руках, грамотно распределялись между основным направлением и инновациями.
Ждем дальнейшего развития компании и новых поводов о ней поговорить!