Найти тему
Зелёная книга

"Безымянная высота": о картине фронтовика Б.Неменского, за которую художника обвинили в пацифизме

Поле с пробивающимися первыми цветами. Весна вступает в свои права, прогоняя зиму, которая уходит вслед за плывущими по огромному небу тучами.

И посреди этой великой красоты спит павший в бою советский солдат. Он, словно сбитый сокол, раскинув свои руки на этом цветущем весеннем поле, лежит рядом со стервятниками, с которыми вступил в свой последний бой и не вышел из него.

"Это мы, Господи"
"Это мы, Господи"

Перед Вами картина "Это мы, Господи", которая написана советским и российским художником, академиком РАХ Борисом Михайловичем Неменским (род. 1922), участником Великой Отечественной войны (1941-1945).

Стоит сказать, что это один из вариантов полотна "Безымянная высота", созданного живописцем еще в 1960-х гг. Всего же их пять. В первом Борис Михайлович изобразил двух солдат: красноармейца и гитлеровца, павших в рукопашном бою:

"Безымянная высота"
"Безымянная высота"
"Война оборвала их жизни, распластав тела на весенней земле. Один – в светлой застиранной гимнастерке, лицом к небу, раскинут в перевернутом распятье. Другой, подогнув под себя руку, уткнулся носом в землю. Они достоверны как солдаты, но можно заметить, как в то же время они похожи на уснувших детей..."
(Из высказывания Б.Неменского о полотне)

Сюжет картины был взят из фронтового прошлого художника. В 1942 году, после окончания Саратовского худ.училища, Борис Неменский был призван на фронт и служил в Студии военных художников им. М.Б.Грекова.

В перерывах между боями он вместе со своими товарищами рисовал советских бойцов, сражавшихся на передовой, изображал тяжёлый фронтовой быт. Сохранилось до наших дней огромное количество черновиков, эскизов, которые позже стали основой для полноценных картин о героях Великой Отечественной войны (1941-1945).

В 1951 году Борис Михайлович окончил художественный институт им.В.И.Сурикова, в 1950-60-х гг. работал в Московском пед.институте им.В.П.Потёмкина и Московском педагогическом гос.университете им.В.И.Ленина. В 1973 году фронтовику присвоено звание "Заслуженный художник РСФСР".

По воспоминаниям Бориса Неменского, в январе 1943 года под г.Великие Луки он случайно наткнулся на уничтоженного в бою гитлеровца. Художник проголодался, присел на пенёк, однако, позже понял, что сидит на ...

"....Увидел совсем мальчишеское лицо, чем-то даже похожее на мое. Меня просто пронзило током. Мне двадцать. Ему, наверное, столько же. Фашист? Виновник выжженных сел, разрушенных городов?..."
(Из высказывания Б.Неменского о полотне)

Вышедший первый вариант картины критики и советские граждане не оценили, обвинив художника в пацифизме. Но на защиту фронтовика встал Константин Михайлович Симонов (1915-1979):

Константин Михайлович Симонов (1915-1979)
Константин Михайлович Симонов (1915-1979)
"О чем хотел сказать нам художник этой своей картиной? О подвиге юноши, защищавшего и защитившего на этой бесчеловечной войне свою советскую землю? Да, об этом. Но не только об этом.
А, по-моему, еще и о том, что, не подвергая сомнению красоту человеческого подвига на войне, нельзя забывать, что сама по себе война - далеко не лучший способ разрешения споров между людьми"
(Из высказывания К.Симонова о картине)

Поэтому художник продолжил "искать", создавая всё новые варианты, которые могли полностью раскрыть то, что хотел он сказать о войне. Так, появилось окончательное полотно "Это мы, Господи", помимо целого ряда других пронзительных картин о героях того времени.

"Дыхание весны", "О далёких и близких", "Земля опалённая", "Мать", "Последнее письмо", "Память Смоленской земли", "Машенька (сестры наши") и многие работы Бориса Михайловича, где перед нами предстают образы бойцов Красной Армии, сражавшихся на передовой, показываются их мужество, а также чувства, переживания и тоска по родному дому.

Красноармейцы, медсёстры, матери и жёны, ждущие своих сыновей и мужей домой. Все они, герои Великой Отечественной войны (1941-1945), благодаря огромному таланту художника, кажутся нам самим такими близкими и родными.

И вот, уже вместе с ними у тусклого огня лампы мы читаем весточку, идём по фронтовым дорогам, осознаём, насколько тяжела судьба простого солдата.

"...Меня направили в Панфиловскую дивизию, которая вела бои в районе города Холм. В этих местах была непроходимая болотистая местность. Наши солдаты и немцы перестреливались, завязнув в непролазных болотах, - не было никакой возможности продвигаться ни вперед, ни назад.
Там, в землянке, я впервые увидел, как на фронте читают письма - это впечатление легло в основу картины "О далеких и близких"..."
(Из воспоминаний Б.Неменского)

СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!

Прошу оценить материал лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другие публикации и видеоролики канала "Зеленая книга".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ДРУЗЬЯ!