Смотря духоподъемные передачи на государственных телеканалах или, слушая провластные радио, можно находиться в полной уверенности, что российское общество испытывает такой же подъем патриотизма, почвенничества, государствоцентризма и т.д. как в 2014 году. Тогда социологи фиксировали так называемый «крымский консенсус», который, в том числе означал, что большинство россиян, а может быть и подавляющее, испытывают рост патриотических настроений, осознание своей страны в качестве субъекта международной политики, понимают важность действий Президента и т. д.
Прошло восемь лет, которые успели стать чуть ли не притчей во языцех, и ситуация кардинальным образом изменилась. Сейчас сложно говорить о том, что двигало российским руководством до 24 февраля: кто-то говорит об уверенности в недееспособности украинской армии, кто-то отдаёт предпочтение ошибочным донесениям, кто-то возлагает злой рок на знаменитые папочки на столе Президента, кто-то вспоминает про формирование «крымского консенсуса» и желание повторить успех. Учитывая, что о финальной мотивации мы узнаем не скоро, можно только предполагать. Если мыслить логически и в рамках политической науки, то можно отметить, что ни одна из озвученных версий/объяснений друг другу не противоречат, следовательно, могут сосуществовать. Бритва Оккамы напоминает, что стоит выбрать самое простое объяснение, но в ситуации, когда все объяснения находятся на одном уровне сложности, такой выбор сделать непросто, а может и невозможно.
Но прежде чем вернуться к этому, чтобы выбрать одно из объяснений или их совокупность, стоит обратиться к последним социологическим данным. Левада-центр (иноагент), так многими не любимый, провел исследование о том, находится ли российское общество в состоянии стресса.
На 22 сентября 45% россиян, отвечая на вопрос о своём настроении в последние дни, давали ответ «нормальное, ровное состояние». Двумя месяцами ранее – 22 июля – так отвечали 65%. Падение составило 20% - это самый низкий показатель с ноября 2000 года, когда аналогично отвечало 43%. Испытывают напряжение и раздражение 32% россиян, два месяца назад – только 17%. В последний раз 32% россиян были напряжены и раздражены в сентябре 2004 года. Прекрасное настроение россиян упало до 7%, в июле составляло 15%. В последний раз 7% было в апреле 2011 года. Испытывают страх и тоску 15% россиян, в июле таких было только 4%. В последний раз страх и тоску выше 15% испытывали россияне в сентябре 1998 года, после того как случился дефолт – 20%.
Путинская стабильность, о которой так любили говорить на тогда еще более-менее умеренных государственных телеканалах, полностью нивелирована 24 февраля. На самом деле эта тенденция наблюдает уже пару лет, как минимум. О понятии путинской стабильности перестали говорить еще до ковидного 2020 года, после – уже не используется вовсе.
Также интересно поляризация общества, при объединении четырех категорий ответов россиян в две – положительную и отрицательную. 52% россиян считают, что у них прекрасное настроение и нормальное и ровное состояние, 47% - испытывают напряжение, раздраженность, испытывают страх и тоску. Можно предположить, что в отношении будущего россияне смотрят более оптимистично и такой поляризации не наблюдается. Напротив, при ответе на вопрос об уверенности в завтрашнем дне наблюдается точная поляризация общества – ровно половина россиян считают, что уверенность есть и скорее есть, а другая половина – уверенности нет и скорее нет. Складывается ситуация стакана, который наполовину пусть и полон одновременно. В последний раз российское общество находилось в такой патовой ситуации в первой половине нулевых.
Говорят, что дважды в одну реку не войти, что подтверждается историческими примерами, например, современности. Власть исходила, планируя 24 февраля, из желания повторить «крымский консенсус». Это требовалось для поднятия уровня одобрения Владимира Путина, рейтинг которого начал падение с апреля 2018 года, потом падение усилилось с началом пенсионной реформы, в 2019 году стабилизировались на докрымском уровне. «Крымский консенсус» 2.0 планировался исходя из, скорее всего, ошибочной уверенности в недееспособности украинской армии, ошибочных донесениях, которые находились в папочках на президентском столе, подаваемых с целью повторения успеха. Также не стоит забывать о том, что на российских пропагандистских программах давно рассказывали, что в случае вхождения российской армии в украинские города их будут встречать, «душа в объятиях». (примеры таких высказываний тут и тут. Здесь и произошло столкновение с реальностью, которая оказалась иной. Телевидение смогло успешно продать россиян Крым в 2014 году, так как от россиян ничего кроме молчаливого (не)одобрения не требовалось. Ситуация 2022 года совершенно иная – она отчасти напоминала 2014 год, но только до 21 сентября, когда объявили частичную мобилизацию. Сейчас мы наблюдаем такие результаты соцопроса, потому что от россиян требуется не только молчаливое одобрение перед телевизором, но и реальных действий, заставляющих выйти из комнаты. Такой же эффект наблюдался в ковидные 2020 и 2021 годы, когда от россиян требовалось пройти массовую вакцинацию, но из путинского большинства выделилось ядро антиваксеров, вокруг которого в свою очередь сформировалось большое сообщество. В итоге власть резко прекратили массовую вакцинацию, отменив многие ковидные ограничения. Будет ли наблюдаться такая ситуация сегодня покажет время и последующие события.
P.S.
Если социология Левада-центра вам кажется неправильной с научной точки зрения, то пишите в комментариях ваше мнение, но только с аргументами. Если существование Левада-центра вызывает у вас неприятие аж до посинения, то оставьте ваши скабрезности при себе. В противном случае будет бан. Также бан получит любой кто оскорбляет, использует мат и пытается использовать эвфемизмы для этого.
____________________________________________________________________________________