Найти тему
Русская глубинка

Шедевры храмовой стенописи в селе Красное - Сумароковых

Есть в Нерехтском районе Костромской области село Красное – Сумароковых. То, что в названии села фигурирует слово «красное», наводит на мысль, что места там красивые. И это действительно так, что я продемонстрирую своими фотографиями, но чуть позже. А сейчас немного истории.

Село Красное (пока еще без приставки Сумароковых) впервые упоминается в 18 в. В то время уже стояла деревянная церковь во имя Троицы, а поместье принадлежало двум владельцам. Одной частью села владели помещики Шокуровы и Лодыгины, а другой владел Михаил Евстафьевич Пушкин, предок поэта. Не раз сменив хозяев, в итоги село оказывается во владении рода Сумароковых, по имени которых и получает своё второе название – Красное-Сумароковых.

Познакомился я с селом не так давно, хотя ранее в тех краях бывал неоднократно. Находится оно вдали от дорог и скрыто от глаз. Село расположено на левом крутом берегу небольшой речки Сентушки, которая формирует холмистый рельеф. А на правом более пологом берегу находится село Спас, со стороны которого и открывается дивный вид на Красное.

В разгар лета.
В разгар лета.

Что бы увидеть Красное-Сумароковых, нужно пересечь Спас поперёк главной дороги, и тогда попадаешь на значительную возвышенность, с которой можно любоваться открывающимся прекрасным пейзажем с видом на село и храм. Сразу становится ясно, за что село получило название Красное. Окрестности исключительно живописны. Здесь красиво в любое время года, но особенно осенью.

Золотая осень.
Золотая осень.
Сельский пейзаж.
Сельский пейзаж.
В окрестностях села.
В окрестностях села.

В село Красное можно проехать на машине, но я бы советовал совершить пешую прогулку от Спаса. Об этом не пожалеете. Гарантировано будете наслаждаться красотой русской природы в течение всего перехода, который займет не больше часа в одну сторону.

В вечерний час.
В вечерний час.

По фотографиям понятно, что главная изюминка местного ландшафта это церковь Троицы. Она была построена в 1766 г. Представляет собой типичный приходской храм, сочетающий архаичные приемы и формы, тяготеющие к допетровскому зодчеству 17 в.

Церковь Троицы Живоначальной.
Церковь Троицы Живоначальной.

В общем, снаружи облик церкви вполне заурядный, чего нельзя сказать о ее внутреннем убранстве. Вот теперь мы подходим к главному. Троицкая церковь хранит в своих стенах уникальную роспись середины 18 в., отличающуюся неординарным иконографическим исполнением. Основным источником художественных композиций послужила Библия Маттиуса Мериана, швейцарского средневекового художника и гравёра. Специалисты отмечают, что оригинальная сюжетная линия росписей не имеет аналогий не только в современной им поволжской живописи, но и в более раннюю эпоху.

Когда попадаешь в храм, вырывается вздох изумления. Совершенно не ожидаешь увидеть в провинциальной заброшенной церкви такие стенные росписи, которые могли бы стать в один ряд с более именитыми костромскими храмами. Росписи относятся к 1775 г., когда владелицей Красного была Прасковья Ивановна Сумарокова, урождённая Шокурова. Церковная летопись сообщает, что стенопись исполнена Костромскими художниками – братьями Иваном и Лукой Носковыми на средства помещика Ивана Семёновича Шокурова.

В центре свода находится Троица Новозаветная в варианте Сопрестолия в окружении Сил небесных.

-7

В нижних ярусах развёрнут Евангельский цикл, включающий в себя 27 сцен.

-8
-9
-10

В алтаре размещен Страстной цикл, что совершенно не типично для храмовых росписей Поволжья, поскольку «Страсти» всегда помещали в основном объёме.

-11

Службы в храме продолжались до шестидесятых годов 20 в. А находившийся здесь главный иконостас 2-й четверти 19 века в начале 1990-х был перенесён в Воскресенскую церковь города Нерехты. В советское время утрачены все жилые и хозяйственные усадебные постройки, в церкви обрушилась глава южного придела, большая часть ограды была разобрана, регулярные посадки парка сильно вырублены, пруд заболочен. Но в последние годы видны изменения к лучшему. Церковь начали реставрировать, кровля храма обновлена, что позволяет законсервировать церковь и спасти уникальные фрески от дальнейшего разрушения.

Около Троицкого храма сохранилось небольшое кладбище с могилами бывших владельцев села Шокуровых и Сумароковых.

Церковная ограда и надгробный памятник Прасковье Ивановне Сумароковой.
Церковная ограда и надгробный памятник Прасковье Ивановне Сумароковой.

Какой бы я вывод сделал. Уголок костромской земли, о котором шла речь, уникален по природной и исторической составляющим. Костромскому туристическому центру стоило бы в плане развития внутреннего туризма популяризировать тур выходного дня в село Красное - Сумароково с посещением Троицкой церкви. Тем более этот маршрут привлекателен, поскольку рядом находятся старинные сёла Владычное и Спас, которые тоже представляют интерес.

Источники информации. Статья Н.И. Комашко "Храмовая живопись Поволжья".

Сайт «Народный каталог Православной архитектуры».