Найти тему
Мир вокруг нас

Мать

После разговора с матерью у Лидии сильно испортилось настроение. В очередной раз она выслушала претензии в свой адрес и недовольство родительницы.

- Не обращай внимания! - говорил ей супруг, - Списывай все на возраст, уже скоро 72 года теще, вот и чудит периодически.

- Если бы чудила периодически, можно было и не обращать внимания, но она на протяжении всей жизни что-нибудь выбрасывает, а мне и деваться некуда.

- Что теперь Зинаида Петровна придумала?

- Она решила, что нужно переезжать к нам, поскольку сама не справляется с бытовыми моментами.

- По сути правильно, по факту тебе решать, поскольку я в курсе ваших непростых отношений.

Именно сложности в прошлом, не давали Лидии возможности адекватно реагировать на призывы и постоянные выпады матери. Она выросла в семье отца и мачехи, поскольку родная мать ушла из семьи ради новой любви едва дочери исполнилось восемь месяцев. Первое время воспитанием брошенной девочки занималась бабушка, поскольку папа находился в состоянии постоянного стресса и переживаний. Потом он женился, но лучше от этого особенно не стало. Пока в новой семье не родились общие дети, к девочке относились относительно сносно, потом начались первые проблемы.

- Лида, нужно сегодня помочь маме Кате нянчить Степку, потому что я поздно вернусь, а нее работы многого, - говорил папа, торопясь в свой гараж.

- Сваришь сегодня суп и уберешь в доме, нам нужно в город поехать на целый день, потому что малой заболел, - говорила мачеха.

Особенного выбора у Лиды не было, она боялась расстроить родственников и постоянно работала. Пока сверстники занимались учебой или бегали по улицам, девчонка выполняла роль няньки. Особенно непросто ей пришлось после рождения у отца и мачехи еще одного сына. Вася оказался болезненным ребенком и часто прибывал в плохом настроении. Катерина не успевала справляться с двумя маленькими мальчиками, поэтому перекладывала часть обязанностей на падчерицу.

- Ты прям как Золушка, - периодически говорила ей лучшая подруга Антонина.

- Все нормально, кто-то же должен помогать родным людям, это же мои братья.

Отец и мачеха, конечно больше времени и тепла отдавали общим детям, но Лиду старались не обижать. У них не всегда хватало времени и возможностей заниматься ее воспитанием или принимать участие в жизни, но еда, крыша над головой и средства на карманные расходы они обеспечивали.

Сразу после окончания школы Лидия поступила в строительное училище. Она не особенно горела желанием заниматься выбранной профессией, просто в заведении было общежитие и можно было сбежать из дома. Студентка редко приезжала в гости, находя для этого всегда подходящие отговорки. Особенно никто и не настаивал на ее присутствии, поскольку родственникам приходилось много работать, заниматься домашним хозяйством и воспитанием мальчишек. Лишь бабушка, оставалась самым родным и близким человеком для девчонки, которой рано пришлось повзрослеть.

- Бедная девочка, сколько же выпало на твою долю в столь юном возрасте, и никто не знает, что ждет дальше, - говорила она, стараясь угощать внучку разными вкусностями в редкие приезды.

- Все нормально, ба. Вот закончу учебу, пойду работать и самостоятельно буду принимать решения относительно дальнейшего будущего.

Бабушка делала вид, что искренне верит, кивала головой, а сама утирала тайком слезы и пыталась подсунуть в карман пальто немного денег с пенсии, пакет пирожков с собой в общежитие. Приезжать к ней Лида любила, потому что бабушка по сути являлась единственным человеком, любившим ее без условностей и необходимости соответствия ожиданиям или требованиям. Она была светлым и понимающим человеком, поэтому ее потеря оказалась для девушки огромным ударом.

- По завещанию бабушка свой дом оставила тебе, - сказал Лиде отец вскоре после похорон. Я считал правильным разделить его между тобой и братьями, но решение матери оспаривать не стану.

Пока девушка училась дом стоял закрытый, потому что она не особенно понимала, что можно с ним делать. На последнем курсе учебы, первый раз в ее жизни, появилась мать, которую раньше Лида видела только на фотографиях. Зинаида оказалась привлекательной и ухоженной дамой, явно привыкшей к красивой жизни.

- Вот, мимо проезжала, решила заехать и посмотреть, как вы тут живете, - сказала она, глядя на всех свысока.

- Нормально мы живем, не жалуемся, - сказал недовольно отец.

Лида прекрасно запомнила тот день, когда она жадно всматривалась в черты матери и ждала от нее хотя бы минимального проявления внимания или нежности. Но незваная гостья окинула ее мимолетным взглядом, оценила обстановку в доме и отбыла в неизвестном направлении.

- Папа, а почему вы развелись? - спросила потом Лида.

- Пока я в командировки ездил, маме твоей внимания и красивой жизни хотелось, поэтому она отправилась на ее поиски.

- Неужели за все эти годы у нее ни разу не было желания посмотреть на меня?

- Не знаю, она не проявляла инициативы, а я особенно и не настаивал, - пожал плечами отец Лиды.

Потом Лидия запретила себе думать о произошедшем и сосредоточилась на дальнейшей учебе. После получения диплома девушка устроилась работать на стройку, потом вышла замуж и родила двоих детей. Жизнь как-то шла своим чередом и в ней не оставалось места для прежних переживаний или сомнений. Дети требовали заботы, с мужем отношения складывались не всегда гладко, а на работе приходилось пахать до упаду, чтобы решать все материальные проблемы.

К тридцати годам Лидия встретилась с матерью второй раз в жизни. Тогда она позвонила, узнав о смерти отца и явно больше интересовалась получила ли Лида от него наследство.

- Я ни на что не претендовала, к тому же у меня два младших брата и правильным было оставить дом и автомобиль им, - честно ответила девушка на прямой вопрос.

- Явные пробелы в воспитании просматриваются, - недовольно сказала Зинаида, положила трубку и опять исчезла из жизни Лиды на следующие пятнадцать лет.

Особенно подробностями ее жизни женщина не озадачивалась, занимаясь домашними делами. Мачеха после смерти отца осталась жить в семье старшего сына. С ней и братьями Лида отношения поддерживала, поскольку других родственников у нее не было. Братья по мере взросления создали собственные семьи и занимали высокие должности, но между ними никогда не было конкуренции или каких-то детских обид. На совместных мероприятиях Лида любила вспоминать, как возилась с ними вскоре после появления на свет и периодически они втроем доставляли проблемы родителям.

А потом в жизни Лидии, которая сама уже воспитала двоих взрослых детей, появилась мать. Она не спрашивала ждут ли ее появления, просто позвонила однажды и задала ровным тоном вопрос, как будто они не виделись максимум несколько часов.

- Лидия, тебе не кажется, что пора брать ответственность за пожилую мать? Я уже на пенсии, самой скоро будет сложно справляться с домашними делами, считаю тебя обязанной забрать меня в свой дом.

- Я не считаю себя твоей должницей, - искренне сказала Лида, - Тебя не было рядом на протяжении всей жизни и теперь нет особенного смысла что-то менять.

Потом она плакала на кухне, а муж подбирал успокоительные слова, не зная, что нужно и правильно говорить в таких ситуациях. Некоторое время родственница не давала о себе знать, потом позвонила вновь. Лиде было тяжело сдерживаться и не грубить, но она пыталась проявлять уважение хотя бы к возрасту родного по крови человека.

Недавно Зинаиде исполнилось 70 лет и от ее прошлой шикарной жизни не осталось и следа. Во втором браке детей она не родила, после кончины супруга, сбережения быстро иссякли и от красивой жизни оставалась только большая квартира в центре города. Но содержать себя и жилье на маленькую пенсию не удавалось, поэтому женщина неожиданно вспомнила о наличии взрослой дочери.

Следующие два года они общались только телефону, поскольку Лида не торопилась звать мать в гости, и сама не горела желанием к ней ехать. Она не преследовала материальной выгоды и была бы рада оставить все, как есть, но в последнее время Зинаида довольно настойчиво напоминала о степени родства и необходимости оказать ей поддержку.

- Поскольку ты упорно игнорируешь мои намеки, вынуждена сказать прямо, - заявила она в очередной раз во время общения, - Я уже в почтенном возрасте, родственников кроме тебя у меня нет. Поэтому предлагаю вариант с переездом к тебе, для последующего ухода и составления завещания на мою квартиру в твою пользу.

- Я не претендую на апартаменты, как и не горю желанием забирать тебя, - честно ответила Лидия, - Мы по факту чужие люди, как можно рассчитывать на принятие тебя в нашу семью? Даже не понимаю, как я объяснять буду своим детям, где все это время была их бабушка…

- Будем знакомиться в процессе, я не могу позволить чужим людям из социальной службы заходить в мою квартиру.

Лида отказывалась долго, старалась не общаться с матерью и не отвечала на ее звонки, но это особенно не помогало. Чувство ответственности, привитое отцом, во время воспитания братьев, навсегда осталось с ней. Особенно сильно оно активировалось после того, как Зинаида попала в больницу с повышенным давлением. Лидии пришлось нарушить свои принципы и отправиться в другой город, для похода в больницу к матери.

- Пациентку нельзя останавливать одну, поскольку кризис может повториться, - сказал Лидии доктор, - Рекомендую вам забрать маму или нанять ей постоянную сиделку. Нагрузки должны быть минимальными и правильное питание постоянным, это поможет решить многие проблемы.

- Нужно забирать тещу, - сказал Лиде муж, после выхода из кабинета врача, - Я понимаю, у тебя обиды на нее и отсутствие настоящей привязанности. Но ты же сама себя не простишь, если с ней что-то случиться по нашей вине. Давай забирать, а дальше посмотрим, как жизнь пойдет.

Зинаида после переезда к родственникам не могла выключить режим королевы, постоянно демонстрируя недовольство и предъявляя завышенные требования.

- Я привыкла на завтрак пить чай с молоком, - заявляла она, отодвигая чашку с черным чаем.

- Молоко куплю на обратной дороге с работы, сейчас все пьют и едят то, что есть в доме.

Такое отношение не особенно устраивало гостью, но особенного выбора у нее не было, поскольку в любой момент родственники могли запросто вернуть ее в родной город и отказаться от квартиры. Внукам она была не особенно интересна, поскольку у каждого уже сложилась собственная жизнь. Зять терпеливо сносил капризы и старался сводить отношение к минимуму, выбора не было только у Лиды. Она прибегала с работы, занималась домашними делами, выслушивала недовольство матери, кормила поздно приходящего домой Бориса, а потом падала без ног от усталости.

Так они прожили два года в состоянии негласного не нападения, поскольку особенно ничего общего между родными по крови людьми так и не находилось. Периодически Зинаида устраивала показательные выступления с плохим самочувствием, обвиняя родственников в равнодушии. Но они давно перестали обращать на это внимание. Потом состояние здоровья женщины действительно стало ухудшаться и часто приходилось вызывать доктора.

- Ты, наверное, никогда не простишь меня, за то, что я тебя оставила в детстве и долгие годы не принимала участие в твоей жизни... - скорей утвердительно, чем вопросительно сказала однажды Зинаида.

- Уже столько времени прошло, нет смысла прошлое ворошить, пусть все идет своим чередом, - устало говорила Лида.

Она много раз прокручивала в голове откровенный разговор с матерью, стараясь понять и найти оправдание ее поступкам. Но Зина даже не предпринимала шанс поговорить откровенно, а потом Лида действительно перестала ждать чудес и принимала все равнодушно. В детстве и юности было больно, потом что-то отболело и почти полностью атрофировалось.

- Знаешь, мне кажется, если бы я тебя не оставила много лет назад, возможно жизнь твоя пошла по другому сценарию. Может лучше, может хуже, но точно по-другому. Я не стану просить прощения или лить слезы, надеюсь Бог меня простит, больше ни перед кем не виновата.

Зинаиды не стало через пару дней после этого разговора. Дочь, зять и внуки устроили по всем обычаям процедуру прощания с ней. Внешне все казалось скорбно и соответственно ситуации, и только Лидия при всех усилиях не могла выдавить из себя ни слезинки. Она выплакала все слезы по матери в детстве, а на момент прощания ничего не осталось.

- Ни во мне, ни в моем прощении ты никогда не нуждалась, так что пусть действительно Бог тебя простит, - сказала потом Лидия, оставшись наедине возле могилы женщины, давшей ей жизнь, - Надеюсь он не будет к тебе суров, поскольку за предательство обычно приходится дорого платить.

Уходила Лида домой под руку с мужем, рядом шли взрослые дети. Они были ее семьей в настоящем и будущем, а в прошлом остался образ милой бабушки и немногословного отца, благодаря которым она не оказалась в детском доме. Все остальное теперь было не так уж важно.

Автор: Анастасия П.