В рамках интеллект-форума «Профсоюзы. XXI век. Горизонты и барьеры» прошла церемония награждения победителей конкурса «Профсоюзный Авангард»-2022 и премии «Профсоюзный Оскар», учрежденных газетой «Солидарность». Участники форума приветствовали коллег, которые поднимались на сцену, громом аплодисментов. 14 наград завоевали представители Общероссийского Профсоюза образования.
В номинации «Новация» победу одержала Волгоградская областная организация профсоюза с проектом «Скажи ДА – СолиДАрности», а призерами стали сразу несколько организаций профсоюза:
- первичная профсоюзная организация детского сада №19 Ворошиловского района Волгограда (профсоюзный информационный «WEB-стенд»);
- Юго-Западная, Троицкая и Новомосковская территориальная организация Московской городской организации профсоюза («Профсоюзный стол»);
- Московская городская организация профсоюза (проект «Школа (вуз) без профсоюзных тупиков»);
- Челябинская областная организация профсоюза (социально-культурный проект «Карусель»).
Грамоты в номинации «Акция» получили:
- Южная территориальная организация Московской городской организации профсоюза за месячник профсоюзных уроков в рамках Всемирной акции «За достойный труд!»;
- первичная профсоюзная организация работников Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И.Платова за акцию «Семья, любовь и верность»;
- объединенная первичная профсоюзная организация Московского политехнического университета за «Первый весенний бал профсоюза».
Призерами в номинации «Лидер» стали Ольга Кушнеревич (первичная профсоюзная организация средней школы №13 города Егорьевска Московской области), Ольга Дунникова (Комсомольская-на-Амуре городская организация профсоюза), Ольга Кочергина (первичная профсоюзная организация Усть-Бюрской средней общеобразовательной школы Республики Хакасия), Нина Васильева (Лениногорская территориальная организация профсоюза, Татарстан) и Наталия Садчикова (первичная профсоюзная организация центра развития ребенка №6 Дзержинского района Волгограда).
Один из двух «Профсоюзных Оскаров» – за наибольшее количество выписанных экземпляров газеты «Солидарность» по итогам года – заслужила первичная профсоюзная организация работников Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И.Платова.
Мотивационный органайзинг
Как рассказала председатель Волгоградской областной организации профсоюза Лариса Кочергина, идею проекта «Скажи ДА – СолиДАрности», который стал победителем конкурса «Профсоюзный Авангард»-2022, подсказал прошлогодний интеллект-форум:
– Тогда мы услышали о технологии профсоюзного органайзинга, которая использовалась профсоюзом лесной промышленности на предприятиях IKEA. Это специфическая методика по созданию новых первичных профсоюзных организаций. Мы попробовали спроецировать проект на себя. Органайзеры, которые проводят работу по вовлечению в профсоюз представителей конкретной образовательной организации, не являются сотрудниками того учреждения, где создается первичка. Это принципиальный момент, слом устоявшихся традиций, изменение в привычной цепи, когда я как председатель могу выехать в отдельно взятую первичную профсоюзную организацию или в образовательное учреждение, где нет первички, и рассказать о том, чем занимается Общероссийский Профсоюз образования.
Лариса Львовна считает, что изменение традиционных подходов в стратегии мотивации очень важно, потому что неосвобожденные профлидеры, работающие в образовательных организациях, не всегда имеют возможность и время донести до коллег всю информацию о том, чем занимается профсоюз сегодня и как защищает интересы работников и студентов.
– За полгода в Волгоградской области благодаря проекту появились три новые профсоюзные организации. Если нужно, мы должны ехать, разговаривать, убеждать и доносить всю информацию о нашей работе. У нас в регионе 80,6% работников образования и студентов в профсоюзе, а 19,4% – наш резерв. В основном в резерве организации СПО, школы-интернаты, и не только. В рамках этого проекта мы отработали технологию мотивации, которую можно тиражировать.
Проект реализуют органайзеры с разным набором функций. Есть полевые органайзеры – они разрабатывают стратегию по созданию первички в конкретном учреждении. Когда стратегия определена, органайзеры технические на месте рассказывают о профсоюзе и его возможностях. А органайзеры-анализаторы изучают круг проблем внутри организации и формируют план действий.
Все к столу!
Ольга Мельникова, председатель Юго-Западной, Троицкой и Новомосковской территориальной организации Московской городской организации профсоюза, рассказала об акции «Профсоюзный стол». Такое название получила новая номинация конкурса «Радуга», который прошел в территориальной организации в апреле.
Долгое время в нем существовало только две номинации: декоративно-прикладное творчество и художественная самодеятельность. В прошлом году одна из участниц конкурса испекла большой торт и угостила коллег. Тогда у организаторов и появилась идея дополнить конкурс «Радуга» кулинарной номинацией. Задача участников была в том, чтобы не просто приготовить отличное блюдо, но и объяснить, какое отношение оно имеет к профсоюзу.
– Такого ажиотажа мы даже не ожидали. Конкурсанты приготовили около ста блюд из разных национальных кухонь. Мы пригласили известных поваров, которые вошли в жюри. После подведения итогов все участники конкурса пробовали блюда друг у друга. Получился настоящий профсоюзный стол, – поделилась Ольга Львовна.
Профсоюзные уроки
Каждый год в октябре по случаю Всемирного дня действий «За достойный труд!» в школах Москвы проходят профсоюзные уроки для старшеклассников. Ребята узнают, для чего существует профсоюз, о его деятельности по защите прав работников. Ольга Соболева, председатель Южной территориальной организации МГО профсоюза, на интеллект-форуме получила грамоту за акцию «Профсоюзные уроки» в номинации «Акция».
– Мы счастливые люди, потому что можем общаться с молодыми людьми и распространять среди них идеи справедливости, взаимопомощи, солидарности, братства¸ единения, – поделилась она после награждения.
Педагоги творчески подходят к подготовке профсоюзных уроков. Среди них не только учителя истории и обществознания, но и литературы, иностранного языка. Ольга Евгеньевна привела несколько наиболее интересных примеров:
– Учителя английского языка на профсоюзном уроке обычно рассказывают об истории профсоюзного движения, о тред-юнионах. Бывают бинарные уроки – их проводят два учителя, например истории и географии. Помню замечательный урок о женском труде, о том, как он менялся на протяжении веков и какое место в этом процессе занимает профсоюз. Чтобы подготовиться к одному профсоюзному уроку по литературе, ребята провели настоящее исследование. Они определили частоту употребления слова «профсоюз» на протяжении 20-21‑го столетий. Оказывается, меньше всего это слово употреблялось писателями в 90‑х годах XX века. А после 2003-2005‑го стало чаще встречаться в литературных произведениях. Потому школьники сделали вывод, что профсоюзы снова набирают популярность и сегодня нужны.
По словам Ольги Евгеньевны, помогает в профагитации и математика. Один учитель математики на своем уроке сравнил сумму профсоюзных взносов и льготы, которые получает член профсоюза, например путевки со скидкой, и доказал, что быть в профсоюзе выгодно.
Из года в год акция «Профсоюзные уроки» становится в Москве все более популярной, особенно среди молодых педагогов.
Наталья ВОРОНИНА
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».