Найти в Дзене

Почему Лариса Долина почернела в фильме "Мы из джаза"?

Зачем авторы фильма “Мы из джаза” сделали известную певицу Ларису Долину чернокожей? Почему это сделано столь небрежно? Кто такая Клементина Фернандес, знаменитая кубинская певица и что она делала в Москве? Пересматривая фильм “Мы из джаза”, я обратил внимание на некоторые странности в эпизодах с чернокожей певицей Клементиной Фернандес, которые не дают мне покоя. Забавно, что именно этот второстепенный персонаж мне запомнился больше всего при первом просмотре фильма в детстве. Вряд ли я знал тогда, кто такая Лариса Долина, но то, что белая тётя зачем-то изображает негритянку, было очевидно даже ребенку. Зачем авторам фильма, Шахназарову и Бородянскому, эта нелепица, в принципе, понадобилась? Вот, казалось бы, нужна тебе в фильме чернокожая актриса в небольшой роли, найди подходящую студентку в любом из московских вузов. В Москве восьмидесятых их были, наверное, тысячи. Найти чернокожего актера не было проблемой даже в гораздо более ранние времена, вспомните “Цирк” или фильм про Макси

Зачем авторы фильма “Мы из джаза” сделали известную певицу Ларису Долину чернокожей? Почему это сделано столь небрежно? Кто такая Клементина Фернандес, знаменитая кубинская певица и что она делала в Москве?

Типичная негритянка. Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.
Типичная негритянка. Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.

Пересматривая фильм “Мы из джаза”, я обратил внимание на некоторые странности в эпизодах с чернокожей певицей Клементиной Фернандес, которые не дают мне покоя. Забавно, что именно этот второстепенный персонаж мне запомнился больше всего при первом просмотре фильма в детстве. Вряд ли я знал тогда, кто такая Лариса Долина, но то, что белая тётя зачем-то изображает негритянку, было очевидно даже ребенку.

Зачем авторам фильма, Шахназарову и Бородянскому, эта нелепица, в принципе, понадобилась?

Вот, казалось бы, нужна тебе в фильме чернокожая актриса в небольшой роли, найди подходящую студентку в любом из московских вузов. В Москве восьмидесятых их были, наверное, тысячи. Найти чернокожего актера не было проблемой даже в гораздо более ранние времена, вспомните “Цирк” или фильм про Максимку, что говорить о восьмидесятых. Разговаривать студентка будет с натуральным акцентом, а не деланным. Спеть за неё могла бы та же Лариса Долина. Не пришлось бы мучаться с гримом, а как раз с этим в фильме самые большие проблемы и странности.

Проблема даже не в том, что белая Долина в гриме изображает негритянку, тем более что у певицы настолько специфические черты лица, что она смотрится вполне натуралистично. Проблема в том, что она разного цвета в каждом кадре.

С дороги, с паровоза ещё не так почернеешь!  Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.
С дороги, с паровоза ещё не так почернеешь! Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.

С поезда она сходит весьма тёмненькой. “Так это она с дороги” - сказала моя жена, когда мы вместе смотрели фильм. Ну да, паровоз, дым, сажа, открытое окно... Рабочая версия! Уже на перроне она светлеет, пиво пьёт с другим оттенком кожи, а в гостинице за столом сидит с третьим, причем руки и лицо у неё разного цвета. Потом, в каких-то кадрах в той же гостинице, певица опять темнеет, видимо, от шампанского и прочих напитков, а в заключительных кадрах, на сцене, она вообще практически белая. Типичная слегка загорелая одесситка в начале лета.

Светлее... Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.
Светлее... Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.

Светлее, светлее... Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.
Светлее, светлее... Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.

Белее Майкла Джексона!  Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.
Белее Майкла Джексона! Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.

Не женщина, а хамелеон какой-то!

Быть может, авторы фильма хотели снять именно Ларису Долину, во что бы то не стало? Популярную певицу, для привлечения зрителей. Однако, насколько была популярна и известна зрителям певица Лариса Долина в 1983 году? Я не очень знаком с её творчеством, но подозреваю, что знали её тогда немногие. Тут, скорее, наоборот, фильм сделал её известной.

Первая мысль была, конечно же, о криворуком гримере. Быть может, постановщики света тоже виноваты. Может быть, оператор усугубил всю эту неприглядную картину. Вопрос: куда смотрел режиссер? Почему он не надавал всей команде подзатыльников? Был бы это кто другой, я бы вопросов не задавал, но Карен Шахназаров очень внимателен к картинке. Мне как-то совсем не верится в наплевательское отношение к собственному фильму по типу “и так сойдёт”.

А что, если это, как говорится, не баг, а фича? Что, если именно так и было всё задумано? Что, если мы видим именно то, что и должны были увидеть?

Мы видим явно белую женщину с небрежным гримом и деланным акцентом, но при этом, умеющую хорошо петь. Она прибыла в Москву и зачем-то встречается с музыкантами. Кто такая Клементина Фернандес на самом деле?

В фильме присутствует намёк, в виде знакомой Степана и Жорика певицы Катьки из Одессы, той, что пела в хоре “Гигиена” от Санпросвета, за еду и кусок мыла раз в месяц. В какой-то момент ей это надоело, и она подалась в столицу, где стала звездой, Изабеллой Фокс. Вот так, от работы за еду, до собственного автомобиля и “нэпманов у ног”.

Катька из хора "Гигиена".  Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.
Катька из хора "Гигиена". Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.
Изабелла Фокс, столичная звезда.  Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.
Изабелла Фокс, столичная звезда. Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.

Почему бы другой одесситке из хора какой-нибудь “Главрыбы”, например, не стать мулаткой, Клементиной Фернандес?

Голос у неё есть, петь умеет, теперь ещё добавились экзотическая для наших северных краёв внешность, заграничное имя и флёр мировой знаменитости. Осталось только найти подходящий оркестр и достойную площадку для выступления.

Возможно, Клементина Фернандес аферистка, но ведь она имеет дело с такими же аферистами. Наши герои всеми силами пускали ей пыль в глаза, также выдавая себя не за тех, кем являлись на самом деле.

Роскошные господа при деньгах, столичные музыканты.  Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.
Роскошные господа при деньгах, столичные музыканты. Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.

Роскошные костюмы, шикарная гостиница, многочисленные бутылки шампанского, кутёж с цыганами. (Кстати, в очередной раз убедился - фильм, где поют цыгане, по определению не может быть плохим!) Всё это атрибуты жизни богатых знаменитостей, столичных звёзд, любимцев публики, а никак не начинающих провинциальных музыкантов, не имеющих особого успеха. Настоящие они не богема, там, в гостинице, а бомжующие в парке люди у костерка.

А на самом деле...  Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.
А на самом деле... Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.

Принципиально эта теория в сюжете фильма ничего не меняет, но все сцены с Клементиной Фернандес и нашими джазменами смотрятся гораздо смешнее. Мы видим не безуспешную попытку музыкантов-любителей очаровать иностранную знаменитость, а поединок Остапов Бендеров. Победителем из этой схватки вышла Клементина Фернандес. Довольно скоро она поняла, с кем имеет дело, погуляла, выпила и закусила на халяву, затем тихо испарилась незамеченной. Очень сильно подозреваю, что последний червонец, пропавший у музыкантов, тоже её рук дело, а не цыган.

Разве могли бы эти чудесные люди что-то украсть?  Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.
Разве могли бы эти чудесные люди что-то украсть? Кадр фильма "Мы из джаза", скриншот.

Вероятно, Костя, крепко напившись и сбросивший всё воспитание вместе с тормозами, в какой-то момент понял, что его обманывают, поэтому начал прогонять фальшивую Клементину, параллельно делая комплименты голосам цыганского хора. Затем, с горя добавил крепкого и опал, как озимые, до утра в дальней комнате.

Клементина Фернандес скоро достигла вожделенного успеха, оказавшись на сцене с шикарным оркестром холеного Орлова, а наши герои оказались на обочине жизни.

Дальнейшая попытка перекрасить барабанщика в негра смотрится уже не каким-то нелепым хулиганством, а жестом отчаяния, попыткой использовать тот же трюк, что принес успех “Клементине”.

Товарищ Клемент Фернандес, настоящий негр. "Мы из джаза", скриншот.
Товарищ Клемент Фернандес, настоящий негр. "Мы из джаза", скриншот.

Кто знает, быть может смешной вопрос одного из членов жюри о том, настоящий ли перед ними негр, связан с распространенностью данного трюка в околомузыкальном мире столицы? Пока чиновников во всяких сельсоветах осаждали многочисленные дети лейтенанта Шмидта, музыкальных функционеров Москвы окучивали "угнетенные негры” по линии Коминтерна, обильно напомаженные гуталином.

Мне в целом нравится думать о “Мы из джаза” как о части единого литературно-киношного пространства.

Быть может то общежитие в Москве, где некоторое время жили музыканты, это то самое общежитие имени монаха Бертольда Шварца? Где-то, в одной из соседних комнат, стоял скелет, принадлежащий студенту Иванопуло, а на матрасе лежал Остап Бендер, планирующий охоту за очередным стулом с бриллиантами.

А может быть, Бендер был на том самом концерте в Одессе, где публика освистала музыкантов? Он послушал джаз, поглядел на белые штаны, вздохнул и сказал, что это не Рио-де-Жанейро.

Может быть, когда музыканты шли по бульвару, где-то там же прогуливались Берлиоз с Бездомным, а Аннушка ещё только собиралась купить бутылку масла?

Где-то в литературно-киношной вселенной. "Мы из джаза", скриншот.
Где-то в литературно-киношной вселенной. "Мы из джаза", скриншот.

Где-то там, в этой круговерти, вполне мог быть и женский аналог Остапа Бендера, в небрежном темнокожем гриме.

Джаз
2461 интересуется