Нет ни одного персонажа, который был бы так загадочен и непонятен, как трикстер. Прежде всего сочетание совершено казалось бы несочитаемых качеств. Трикстер и глупец, но он и мудрец, благодаря которому остальные выходят из затруднительных ситуаций. Правда затруднительной ситуация становится часто благодаря самому трикстеру. Трикстер осторожен и скрытен, но он и болтун, в порыве тщеславия, эмоции, или желания похвастаться выдающий то, что у него на душе Обманщик, ловко одурачивающий других, но иногда – простак, которого, кажется, может обмануть даже ребенок. Трикстер сеет разрушение везде, где находиться, но благодаря этому разрушению появляется нечто новое, идёт развитие. Трикстер настоящий враг закостенелости и стабильности, если эта стабильность не дает возможности развития. По одной из версий мифа именно Велес запустил время, смену часов, дня и ночи, времен года, самих лет.
И плевать трикстер хотел даже на то, что эта стабильность вроде всех устраивает, а равновесие достигалось тысячелетиями, чтобы прийти к идеальному виду празднично-пряничной картинки. Его сила –изменение, раскачивание казалось бы непреложных устоев. Он делает все, чтобы дать место новым , ранее не виданным росткам столь же никогда и никем не виденных ранее растений.
Не принадлежащий ни к одному из миров, подчас стоящий на грани между одним миром и другим (Велес живёт у реки Смородина, отделяющей Навь от яви, Локи не принадлежит к богам, хотя и живёт с ними, по поводу Насреддина никто не знает где он родился и когда). Трикстер вне всех миров, его место везде и нигде. Даже место рождения его(если оно известно вообще) подчас необычно, непривычно.
Не в отчем дому, не в родном терему,
Не в горницах цветных,—
В лесу родился Робин Гуд
Под щебет птиц лесных.
Трикстер возник из хаоса. Он создание до, до …всего. И прежде всего до разделений. На черное и белое, злое и доброе, разумное и безумное, женское и мужское, сознательное и бессознательное, человеческое и звериное. Он был создан еще до того, как содержания обрели форму. Именно поэтому комфортно чувствует себя в любой форме и с легкостью меняет ее.
Подчас трикстеру, скорее всего, просто всё равно, кем быть. Мудрым или глупым, хитрым или простодушным, добрым или злым. Трикстер может быть везде. И всем. Именно он содержит в себе ту глину, из которой потом можно вылепить что-то новое, до этого ещё никем не виденное.
Возникший в божественной сфере как Локи, Велес или Гермес, он был словно в зеркале отражен на земле в качестве Насреддина, Кемиле, Бирбала и многих других подобных персонажей. Трикстер хитрец, мошенник, вор, смутьян. Он не признаёт никакого порядка и морали и часто может показаться даже слишком жестоким. Таковы древние трикстеры Сибири и Америки, Африки и Океании. Но в более приближённое к нам время, когда боги перестали ходить по земле и кажется, утратили интерес к смертным, именно его, трикстеровские качества оказались наилучшими для создания уже вполне земного персонажа - плута, мошенника, неунывающего весельчака. По сути он все еще выполняет ту же функцию, что и его божественные собратья. Он вновь вне системы, он вновь смеется над неразумностью привычных, но уже утративших необходимость обрядов, вновь подвергает правителей жесткой проверке на закостенелость и способность увидеть ситуацию с другой стороны, поменять, при необходимости привычные схемы действия на новые, более результативные.
Очень яркий пример – рассказы об Акбаре и Бирбале. Будучи визирем могущественного шаха Акбара, Бирбал подчас одним словом или делом разрушал привычный способ реагирования, заставлял по- другому посмотреть на ситуацию. Хотя в данном случае – пример гораздо более художественный, чем реальный. И дело даже не в том, что многие рассказы придуманы, а в том, что любой, кто изучал этих персонажей, как исторические личности, не сразу сможет ответить на вопрос, а кто в этой паре обладает большим количеством трикстеровских качеств – Бирбал или Акбар?
Временами трикстеры действительно находятся у трона стабильности и порядка. Правда, чаще ненадолго. Слишком уж невыносимы им оказывались рамки и система. Трикстер говорит, когда хочет и что хочет. Причём подчас не из-за величайшей смелости(во многих случаях трикстер показывает изрядную трусость, когда речь идёт о его драгоценной особе), а просто потому, что он действительно не думает или не хочет думать о последствиях. Правда хитрец иногда может перевести всё на шутку, за которую серьезным господам и обижаться не по статусу. Обижаться на шута – тьфу, так неблагородно настолько не сдерживать свой гнев, чтобы обращать его на ничего не значащего дурака. Так и каждый шут, если он умён, несёт в себе кусочек трикстера, больший или меньший, при дворе своего господина. Что касается небесных сфер, то часто встречается предположение (например, у Платова), что трикстер является тенью верховного бога, воплощающего порядок. Локи-теневая сторона Одина. Хотя, разве сам Один – не трикстер? Впрочем, тень или не тень, на небе или на земле, трикстер остается трикстером и практически всегда до конца проявляет свои качества.
По Юнгу трикстер – это древнейший архетип, одна из универсальных изначальных врожденных психических структур, составляющих содержание коллективного бессознательного, (той части бессознательного которая копилась у нас со времён начала человеческой расы) распознаваемых в нашем опыте и являемых, как правило, в образах и мотивах сновидений.
Так что частичка трикстера есть в каждом из нас.
В рамках психосинтеза Ассаджиоли существует понятие – субличность. Считается что субличность представляет собой динамическую подструктуру, некоторую часть личности, Субличности - это психоэнергетические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы , зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас - толпа. Здесь могут быть бунтарь и домохозяйка, мыслитель и авантюрист, саботажник и аскет, организатор и лентяй - каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно уживаются в одном человеке. . Самые типичные субличности человека — те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т. д. Есть субличности такие как «Критик». «Бесшабашная девочка». «Беззащитная крошка»
По этой теории архетипы тоже могут быть описаны как субличности. В какой-то степени общие для всех представителей рода человеческого. Например трикстер – наша эмоционально-творческая субличность. Живая, любопытствующая, креативная, но при этом часто слишком эмоцинальная, даже взрывная, не приемлющая правил, норм, рамок.
Так что со своим трикстером можно поговорить. Хотя бы узнать, что он из себя представляют. Да и заодно с остальными субличностями. Вот так просто сесть спокойно, закрыть глаза и сказать «А ну, моя субличность – Дочь(Мать, Работница офиса, Центр внимания на вечеринке, и тп. – тут по выбору) – выходи, разговор есть.» Шучу. На самом деле там чуть посложнее. Кому интересно – интернет в помощь.
Понятно, что все черты трикстера, которые тут выделяются каждая отдельно на самом деле перетекают друг в друга и неразделимы друг от друга. Не всегда и не всем трикстерам присуще сразу все черты (но бывает даже и такое)
Это всего лишь небольшая попытка что-то устаканить и разложить по полочкам. Несмотря на то, что сделать подобное, учитывая то, что имеешь дело с подобным существом, практически невозможно. Поэтому, скорее всего, получится несколько сумбурно и хаотично (или даже не несколько)
Место жительства
Омирбек всегда ставил свою юрту возле дороги или поближе к дороге: так было интереснее жить.
Сидишь у юрты, а мимо тебя течет жизнь.
С арбакешем поговоришь, с жигитом перекинешься словом – и знаешь, что происходит в Бухаре, Хиве, даже в Коканде… Не говоря уже о местных новостях: в юрте чимбайского торговца было слово сказано, а его уже повторяют в Куня-Ургенче… Вот что такое дорога!
Трикстер сам хаос. И как хаос он постоянно меняется, переходит из одного состояния в другое. Так же сложно ему и усидеть на одном месте, врости в землю корнями. Ему нужно меняться постоянно. Ну, хотя бы элементарно менять месторасположение.
Можно сказать, что дорога – его дом. Ну, или как минимум он живет у дороги, на пороге, на границе. Так дом Велеса у Калинова моста, на границе между Явью и Навью.
Трикстер проникает во все миры. Он постоянно в движении. Он не принадлежит ни одному из миров. Единственное место, где он может чувствовать себя дома – дорога и порог.
Где чаще всего его можно встретить? Правильно. На дороге! На связующей миры артерии. Гермес – бог дорог и путешественников, Локи постоянно не сидится на месте. Велес живёт на перекрестке Конечно, трикстеры не могли оставить своим вниманием и самую важную дорогу – дорогу из жизни в смерть. Гермес – проводник мёртвых, дом Велеса стоит у реки Смородины – реки отделяющей наш мир от того.
Земные трикстеры тоже не прочь попутешествовать. Насреддин практически постоянно в пути. Как сам о себе говорит Насреддин в повести Соловьёва
– Ехать? Разве у тебя есть какие-нибудь неотложные дела в другом городе? Куда ты собираешься ехать?
– Не знаю. Но уже светает, уже открылись городские ворота и двинулись в путь первые караваны. Ты слышишь – звенят бубенцы верблюдов! Когда до меня доносится этот звук, то словно джины вселяются в мои ноги, и я не могу усидеть на месте!
Наверное, именно дорога дарит трикстеру то самое ощущение свободы, к которому он всегда стремиться. Передвижение, непринадлежность ни к одному миру, способность чувствовать себя везде как дома – это хорошо. Но есть вещь, которая требуется при всём этом. Именно – свобода. Свобода от всего – обязательств, привязанностей. И трикстер стремится к этой свободе. Хотя бы личной. Свободе хотя бы не делать, но говорить, то, что хочется. Ради этой свободы он готов оставить дом, ценности, место, которое сулит безбедную жизнь. Ради этой свободы он готов даже разыгрывать сумасшедшего и дурака.
Он вообще вне концепции. Трикстер создание времени, когда нечто ещё не выделилось из первобытного хаоса. Подчас он сам является одним из создателей этого самого сущего. Трикстер оказывается вне мира, который он же и помогал создать. Он везде чужой. Но при этом он отлично может проникать во все сферы. Общаться со всеми жителями всех миров. Одной из его особенностей, которые связаны с легкостью его проникновения в другие миры, является скорость. Локки использует соколиное оперение. Гермес-вестник богов с крылатыми сандалиями. При этом трикстер не только проникает в другие миры. Он это делает достаточно быстро. Его скорость потрясает. Недаром Гермес ещё олицетворяется с мыслью. Что может быть быстрее?
Земные трикстеры тоже всепроникающи. Насреддин, Кэмиле, вхожи и в дома бедняков и во дворцы. Они не только могут путешествовать по мирам. Они могут органично вписываться в них, когда надо. Они умельцы на все руки, знатоки многих искусств и профессий (Гермес, Луг, Насреддин). В том числе и магия даёт им способность проникать в другие миры и адаптироваться в них. Они могут с каждым найти общий язык. Выглядеть своими (правда недолго – трикстеру обычно быстро надоедает одна и та же роль) Иногда у трикстера получается это даже очень хорошо. Так Локи настолько удачно перевоплотился в кобылу, что даже родил жеребёнка.
Трикстер везде свой вроде бы. Но гораздо точнее – он везде чужой, не такой, не тот. Проникая в различные миры, трикстер вынужден, подстраиваясь под новую среду, играть роль. Быть не собой. А если учитывать, что трикстер везде «Не свой» то сложно сказать, когда он играет, а когда нет. Поскольку он не любит раскрываться, игра и театральная маска, весьма ценные приобретения для него.
И если и есть место, где трикстер может стать самим собой и сбросить маски, то это наверняка лишь дорога, между тем и этим.
Оборотничество
Однажды, перевоплотившись в небожителя, он (Чон Учхи), ……сел на облако и окутался туманом.
Вскоре он достиг дворца государя и остановился над ним….Государь как раз принимал у себя чиновников всех рангов и служб. Внезапно солнце заслонили пятицветные облака, в воздухе разнёсся благоуханный аромат, и с высоты прозвучал голос:
-Выслушаёте , государь, повеление Небесного императора.
Как уже говорилось – трикстер – тот кто возник до….много до чего))) И прежде всего, очень часто – это персонаж который возник до разделения. На белое и черное, плохое и хорошее, земное, подземное и небесное, сознательное и бессознательное. А также….человеческое управляемое разумом и животное, управляемое желаниями.
Трикстер настолько древний, что часто сам является еще в зверином обличье священного животного (койот, ворон, заяц, паук).
Или, по-крайней мере содержит в себе нечто от зверя. Он – часто Увенчанный рогами, практически всегда бог-защитник животного мира. Тот же Велес считается сыном небесной коровы Земун, созданной в начале времен.
Совершенно очевидно, трикстер является «Психологеммой», чрезвычайно древней структурой. В своих наиболее отчётливых проявлениях трикстер предстаёт как верное отражение абсолютно недифференцированного человеческого сознания, соответствующего душе, которая едва поднялась над уровнем животного.
Именно это позволяет трикстеру воплощать неразумную, животную сторону в противовес разумной человеческой. Плюс опять-таки действует ещё одно качество трикстера - непринадлежность к какому-либо одному миру, а точнее принадлежность ко всем. В том числе трикстер стирает границы между миром животных и людей. И он вовсе не склонен отказываться от своей привилегии стирателя границ даже когда во главу угла ставиться человеческая природа. Он всегда напоминает о том, что иррациональное, темное, животное, храниться в глубине нашего сознания. Поэтому, перестав быть зверем, трикстер становиться оборотнем.
Велес – бог медведь. Бог, являющийся часто в обличье медведя. Недаром медведь был так почитаем всегда на Руси. Даже название животного нельзя было произносить – табу. У нас так много «имен» для медведя. Косолапый, Потапыч, а ведь еще и Хозяин (ибо хозяин леса и зверей), уважительное – Михайло Потапыч. Еще одним животным Велеса является бык – ведь Велес сын Небесной Коровы. Недаром иногда Велеса изображают рогатым.
Более «приземленным» является другое обличье трикстера – Волх Всеславьевич, который действует в наших сказаниях уже не как божество, но как великий колдун. И настоящий трикстер)))
И все молодцы закручинилися,
Закручинилися и запечалилися,
Говорят таково слово:
«Потерять будет головки напрасные!
А и как нам будет стену пройти?»
Молоды Волх, он догадлив был:
Сам обвернулся мурашиком
И всех добрых молодцов мурашками,
Прошли они стену белокаменну,
И стали молодцы уж на другой стороне,
В славном царстве Индейскием;
Локи пользуется ястребиным опереньем. Хотя оно ему и не принадлежит, но в сагах только он им и пользуется. Может изначально эта игрушка принадлежала именно Локи, и только потом почему-то записали ей другого хозяина (точнее хозяйку).
Так же именно Локи превратился в кобылу, чтобы увести коня Свадильфари и не дать тем самым достроить стену вокруг Асгарда. Причем как минимум на примере Локи оборотничество трикстера не только внешняя иллюзия. Это полноценное превращение. Ведь Локи умудрился не только соблазнить коня великана, но и родить от него жеребенка.
Тут кстати есть еще один аспект оборотничества трикстера – оборотничество половое. То есть трикстер способен менять пол. И также, это вовсе не пустая внешняя иллюзия, а нечто, что лежит внутри, меняя трикстера не только внешне, но и внутренне.
Один также является трикстером. И в таком аспекте нет ничего странного, что из всех мужских божеств пантеона скандинавов, только он обладает так называемой женской магией, которой обучился у Фрейи. Магией, заниматься которой для мужчины считалось неприличным и позорным, ибо она предполагала трансовые состояния. Один же в использовании ее ничего плохого или неприличного для себя не видит. И наверняка его не очень сильно оскорбляет обвинение Локи о том, «Что он бил в барабан, как поступают ведьмы». Ну а если самого Локи оскорбляет название «муж женовидный», так вспыльчивого бога огня обидеть легко)))
Интересно тут кстати еще и вспомнить о том, что шаманы мужчины, которые по сути, являлись всегда жрецами одной из древнейших религий (если не самой древней) в мире, часто одевались в женскую одежду и вели себя по-женски. Причем происходило это в разных культурах, далеко подчас отстоящих друг от друга(например в Африке и в Сибири) Точно также как и часто шаманы были оборотнями-животными. По-крайней мере символически.
Наверное, основным аспектом, ведущий трикстера к оборотничеству, как животному так и половому – то, что трикстер, как частица хаоса представляет собой не застывшую форму, а лишь возможность формы. Трикстер вечно меняется. Он может ещё стать чем угодно. И самое главное – ему по большому счету, особенно без разницы, кем быть. Поэтому он становиться тем или этим в зависимости от ситуации.
В данном контексте очень интересно рассмотреть синтоистское божество с явными трикстеровскими чертами - Инари. Божество риса(и злаковых вообще), урожая, изобилия, лисиц(прежде всего оборотней кицунэ), и хранителя тайных знаний( в том числе магических). Божество это может быть представлено как в женской, так и в мужской ипостаси. В женской изображается как богато одетая молодая дама, а в мужской чаще всего мужчиной пожилого возраста одетого и выглядящего как крестьянин, со снопом риса в руках. Пол изображений Инари в Японии варьируется в зависимости от местности и личных верований. Инари часто почитается как собирательный образ трёх божеств («Инари сандза»); со времён их число иногда увеличивается до пяти («Инари годза»). Однако, состав этих божеств не был постоянным, в него включались различные ками(божества). Что может придавать образу Инари некую андрогинность. Впрочем, все вышесказанное совершенно нормально для божества-трикстера.
Но время идет. И время божеств, которые ходили по земле, и вступали в диалоги со смертными, прошло. Прошло и время великих колдунов. А трикстеры остались. Так что же – теперь их удел был застывшая навсегда форма? Не совсем.
В дальнейшем оборотничество на земном плане превращается в переодевание. И так же как его божественный двойник, земной трикстер тоже может с помощью изменения внешности (пусть и не магического) проникать туда, куда ему вроде бы ход закрыт. Робин Гуд переодевается стариком, чтобы участвовать в турнире в Ноттингеме, Насреддин у Соловьёва тоже проникает к султану, позаимствовав одежду у придворного мудреца. Бирбал частенько, если верить рассказам, ходил по улицам Дели в одежде простолюдина, накинутой на вельможный наряд. Исключительно для того, чтобы быстро в любом случае показать себя и успеть пресечь злодеяние или несправедливость. Именно так он успел спасти невинную девушку от насилия со стороны важного военачальника.
При этом трикстер перевоплощается не только внешне. Чтобы его не разгадали, он умеет подражать и разговору и манерам того, в чьих одеждах находиться. Трикстер поистине «человек мира», посягающий даже на такую незыблемую священную систему, как сословное разделение. Он с легкостью преодолевает эти границы, вживаясь в любую роль. Манеры, слова, голос, иногда кажется, что даже думать он начинает, как представитель того сословия, маску которого надел. Таким образом, у трикстера прекрасно получается быть неузнанным и на виду. При этом иногда трикстер делает это без определённой цели. Просто так. Показать (самому себе), что у него это получается. Ну, или чтобы просто потом вдоволь посмеяться над глуповатым врагом.
Верхом прискакал Робин Гуд в Ноттингам,
Проехал у всех на виду,
К шерифу пошел - и деньги на стол
За место в торговом ряду.
Ну и конечно, трикстер не видит ничего необычного, или унизительного для себя в том, чтобы если нужно одеваться и женщиной. И Бирбал и Насреддин совершенно спокойно проделывали такие штуки. Оно если для дела нужно – то почему бы нет?
Таким образом, получается, что трикстер не просто великий лицедей. Он и в самом деле – настоящая глина их которой он сам лепит то, что ему надобно в настоящий момент.
Возраст
-Так ведь это неправильно! Так не делают!
-Э, как все, так каждый может. А вот вы попробуйте сделать как я, Ходжа Насреддин!
Ещё одно оборотничество – возраст трикстера. Он может предстать как мальчишкой, так и юношей. Как зрелым человеком, так и старцем. И не только предстать и выглядеть. Но и вести себя соответственно.
Правда, надо признать. что трикстеру гораздо милее более юная ипостась.
Миссис Дарлинг подошла к окну, теперь она уже не спускала глаз с Венди. Она сказала Питеру, что усыновила всех мальчишек и охотно усыновит и его.
— И вы пошлете меня в школу?
— Конечно.
— А потом — на работу в контору?
— Ну, вероятно.
— И скоро я вырасту и стану мужчиной?
— Довольно скоро.
— Нет, не хочу! О Вендина мама! Подумать только: однажды утром я проснусь, а у меня — борода!
— Я любила бы тебя и бородатого, — успокоила его Венди, а миссис Дарлинг протянула к нему руки, но он отшатнулся:
— Осторожно, леди. Никому не удастся меня изловить и сделать из меня взрослого мужчину.
Впрочем даже взрослая и мудрая ипостась трикстера содержит в себе подчас совершенно детские черты.
Прежде всего, это связано еще и с тем, что трикстер помнит еще то время, когда само человечество было еще в детском состоянии. Правила, нормы, и необходимость их соблюдения - это было дело уже следующих веков. Также как и способность потерпеть, не поддаваться сиюминутным порывам, понимание того, что не все, что хочется можно получить прямо здесь и сейчас.
Трикстер может плакать, и капризничать даже будучи в состоянии взрослого мужа. Точно также, как и, подобно ребенку, он не хочет ограничивать свои сиюминутные желания. Яркий пример- Сусаноо-микото. Который плакал и жаловался, как дитя, да и вообще вначале своей «божественной» карьеры вел себя не как взрослый разумный муж, но как шкодливый ребенок.
Человечество взрослело, взрослели и его боги. Но трикстер оставил за собой право иногда возвращаться в блаженное состояние детской вседозволенности. Ведь быть всегда взрослым, когда можно и по-другому – это так скучно. А скуку трикстер ненавидит более, чем что-либо еще.
Еще одним образом трикстера является образ мудрого старца. Древний трикстер много видел в своих путешествиях( а ведь дорога – можно сказать второй, если не первый, дом любого трикстера, на оном месте эти непоседы обычно долго не сидят), много видел, много выведал (недаром вовсе трикстер часто является богом всех тех, чье благополучие зависит от способности хорошо говорить, у самого трикстера язык подвешен просто прекрасно, болтать он любит и умеет делать это с максимальной для себя выгодой). К тому же, именно знания являются тем, к чему больше всего обычно стремиться трикстер. Ради знаний он готов на многое. Даже принести в жертву сам себя. Неудивительно, что образ мудрого старца ему вполне подходит.
Но образ мужчины в расцвете сил и здоровья подходит ему не меньше! А все дело в том, что трикстер напрямую связан с плодородием, как самой земли, так и живущих на ней. Самые древние трикстеры вполне известны своей похотливостью. Да и боле современные не очень от них отстают. Причем опять таки это не тот случай, когда они склонны сдерживать себя нормами или простым здравым смыслом того, что наказания им не избежать( похищение Велесом жены Перуна).
Думаю, вполне можно говорить о том, что в любой своей возрастной ипостаси, трикстер сохраняет какие-то черты всех трех состояний(детского, взрослого, старческого). В любой момент он может поступить безрассудно и наивно, как дитя, или мудро, словно умудренный старец. И что самое забавное – похоже, то, как трикстер будет реагировать на события, зависит вовсе не от какой-то логики или здравого смысла. А просто от сиюминутного настроения трикстера.
Существо вне возраста, трикстер вполне может позволить себе послать взрослую логику куда подальше. Смотря на события взглядом незамутненным взрослостью и «привычными и приемлемыми способами решения проблем», трикстер подчас может находить такие решения, которые никогда не придут в голову серьезным разумным людям.
Один человек схватил ребёнка и забрался с ним на мимбар, крича, что сейчас столкнёт его вниз.Уговоры не действовали. Человек отвечал, что он сумасшедший и не может отвечать за свои поступки. Мать была в ужасе. Никто не мог ничего предпринять. Пока наконец не подошёл суфий. Он спокойно взял пилу и начал делать вид, что перепиливает башню
-Что ты делаешь? – заинтересовался сумасшедший
-Перепиливаю башню. Сейчас перепилю и ты упадёшь вниз. и разобьешься.
-Но ведь тогда тебя будут судить.
-Нет, я же сумасшедший. Я не отвечаю за свои поступки.
Человек на мимбаре задумался, а потом сошёл вниз и отдал сына матери.
Хаос –разрушение - саморазрушение
Трикстер принадлежат хаосу. Он является противоположностью порядку. Зачем же он вообще остается при деле, когда уже что-то определилось и проявилось в форме? Порядок со временем достигает крайней степени упорядоченности, когда меняться уже вроде бы и не к чему. Но за этой упорядоченностью следует закостенелость. Это совершенство, но совершенство застывшее, не развивающееся. Когда ростки нового просто не могут пробиться и ничего не развивается. Трикстер же являет собой разрушительность. Он разрушает всё старое, для того. Чтобы могло прорасти новое. Локи в Скандинавии ведёт в бой мертвецов. И этот бой разрушит весь мир. Только лишь для того, чтобы мир вновь возродился уже в другом качестве. Трикстер стремиться разрушать. Но его стремление так велико, что подчас его сила разрушения обращается против него самого. Ведь тот же Локи тоже погибает, во время Рагнарёка. Это понятно и логично. Трикстер нужен лишь для того чтобы дать дорогу новому. В логичном, форматированном мире где всё разложено по полочкам, всё вертится и крутится по схеме, трикстеру просто нечего делать. Мало того, он может быть опасен там. Так и согласно теории этноса Гумилёва пассионарии – люди с большим количеством энергии, которая тратится ими на преобразования, на то, чтобы вести, создавать новый мир, такие люди появляются лишь в период становления народа. В период стабильности, они не нужны. Они опасны. И если на волне борьбы такие люди – герои, то в стабильности, они подчас воспринимаются как преступники, сотрясающие основы общества.
Правда надо признать, что иногда дело обходится «малой кровью» Велес не стал разрушать созданный мир, а всего лишь запустил его движение, подарив миру время.
И да, новый мир необязательно будет лучше старого. Дело тикстера – разрушать, сразу или постепенно. Но никак не строить. Когда он пытается делать что-то подобное строительству, обычно получается сущее недоразумение. Строить должны другие. А уж как они построят….
Оттенение
Часто трикстер играет роль тени и вечного спутника героя. Он тень, оборотная сторона медали. Благородного, сильного создателя или великого победителя чудовищ. Мудрого правителя и судьи. При этом трикстер как бы умаляет значение героя. Показывает что герой не так уж и велик, и совершенен. Локи оттеняет Одина, Бирбал оттеняет Акбара.
Однажды падишах Акбар сказал:
– Бирбал! Как хорошо было бы, если бы падишах, раз севши на трон, навсегда оставался бы на нем.
– Шахиншах! – отозвался Бирбал учтиво. – Истинны ваши слова, но тогда как стали бы вы падишахом?
Падишах понял насмешку и промолчал.
Немного другой, более серъезный аспект приобретает это свойство уже на более высоком уровне. Локи – темная сторона Одина. Как Локи, Всеотец может позволить себе не только создавать. Но и разрушать, и вообще делать вещи, которые не к чести Великому.
А вот Велес воплощает в себе все сразу – и темную Навь и светлую Явь. Неделимо.)))
Шутовство
Шут, Дурак – ещё одно название трикстера. Шутовство помогает ему переворачивать всё с ног на голову, противопоставляет его серьезной реальности. К тому же, как мне кажется, шутовство смягчает и самого трикстера, убирая флёр мрачности и опасности с существа, порождённого хаосом. Когда смешно не так страшно. И нет так опасно. И не так серьезно. И трикстеру легче вершить свои темные (и не очень) делишки. Шутовство идеально вписывается в иррациональный образ трикстера. В его противоречия Умный Дурак, - вот настоящее название для него. Шутовство к тому же, позволяет делать то, что другим не позволено. Можно многое сказать и сделать недозволенное больше никому. И обернуть это в фантик дурачества и шутки. Что с шута, дурака возьмешь?
«он хорошо играет дурака.
Такую роль глупец не одолеет:
Ведь тех. Над кем смеёшься надо знать,
И разбираться в нравах и привычках.
И на лету хватать как дикий сокол
Свою добычу.
……….
Такой дурак и с мудрецом поспорит
А глупый умник лишь себя позорит
В средние века при дворе королей колпак шута действительно был реальной защитой от мести обиженных особ самых высоких рангов. Совершенно официально шуту позволялось то, что не позволялось никому больше. (В этом смысле стоит отдать должное смелости шутов при дворе китайских императоров – в отличие от европейских, никакой официальной защиты их статус не предоставлял, что не мешало им острить подчас очень дерзко над сильными мира сего)
Ну а у нас? Когда придворные в очередной раз пожаловались на шута Балакирева Петру I, император, если верить слухам, сказал что-то типа «Вы что, действительно на дурака обижаетесь? Ну и кто вы сами после этого?»
Глупость -мудрость
Не один и не два трикстера рубили тот сук, на котором сидят. В прямом смысле. Это одно из несоответствий в трикстере. Подчас он ведёт себя невероятно глупо Словно специально навлекая на себя беду. И тут опять таки скорее всего для лишенного нашей бинарности трикстера на самом деле нет разницы, как вести себя – глупо или умно. А если она есть – трикстер просто выбирает больше даже по настроению, а не по неоходимости. Ведь он, как пришедший из хаоса совмещает в себе обе возможности. И видать считает слишком уж скучным постоянно использовать только одну.
Хитрость
Трикстер хитрец и мошенник. Практически всего он добивается хитростью, обманом. Это ставиться ему в вину, но ведь именно его хитрости помогают окружающим. Не расплатиться за стену Асгарда помогла хитрость Локи, благодаря хитрости Одиссея ахейцам всё же удается высадиться на берег (никто не хотел идти первым, поскольку пророчество гласило, что первый, чьи ноги вступят на земли Илиона – погибнет. Погибать естественно никому не хотелось. Одиссей незаметно бросил на землю щит и спрыгнул на него. Следующий за ним воин спокойно спрыгнул на землю и был тут же убит стрелой), хитрости помогают Насреддину, Омирбеку,и другим восточным трикстерам помогать своим собратьям, хитростями Робин Гуд спасает осуждённых на смерть бедняков. А потом все возмущаются хитростью трикстера . Правда благородными трикстеры стали не сразу. Древние трикстеры использовали хитрость только для себя. И плевать хотели на окружающих. Эти ребята стояли вне морали также как и вне логики.
Игра с судьбой
У славян только два бога могли поспорить с судьбой и оспорить её решения. Это Жива – богиня жизни. И Велес – бог-трикстер. Именно он изначально давал герою тот самый клубочек, что вёл того к цели. В обход опасных гибельных мест. Вёл кстати, наперекор напророченному судьбой. Лишь потом этот клубок стал атрибутом Бабы-яги, по одной из версий мифа – жены Велеса.
Но поскольку это для него игра, трикстер, как капризный ребенок иногда устает. А, поскольку он абсолютно уверен, что в любом случае выиграет(надо признать, что тот мошенник до поры до времени у судьбы в любимчиках) просто пускает все на самотек
Пусть идёт, как идёт. В комедии Лопе де Веги собака на сене. Тристан сначала продуманно получает деньги с недругов своего хозяина, за его мнимое убийство, потом планирует нового богатого отца. А потом… бросает всё на самотёк, предлагая хозяину ждать и не нервничать
Теодоро
Меня терзают сотни мук
Волненья горести и страха.
Ведь если вскроется обман.
Я столько бедствий жду Тристан
Что наименьшим будет плаха.
Тристан:
С такими мыслями носиться
Теодоро
Ты дьявол, вот ты кто такой!
Тристан
Пусть всё течет само собой
А там посмотрим что случиться.
Игра с другими
Трикстер не принадлежа ни к одному из миров и привязанностями особо не страдает. Он действует по своей воле и ради себя. Он актёр. И актёр великий. Но иногда он приходит и к другой роли – роли режиссера. И в самом деле, Раз трикстер не привязан к мирам и живущим в них существам, то почему бы не пользоваться ими. Не заставить их плясать под свою дудку. Ради выгоды или собственного удовольствия? Ну и наслаждаться зрелищем, конечно.
Государыне Екатерине I давно хотелось видеть жену Балакирева, и потому она не раз просила шута привести ее во дворец, но Балакирев все почему—то медлил исполнением воли императрицы. Однажды государь был очень ску¬чен и сидел в своем кабинете; им овладевала хандра; входить в это время было нельзя и даже опасно. Балакирев, не зная на этот раз другого средства вывести государя из тяжелого положения, отправился к жене.
— Жена! Государыня тебя требует во дворец... скорей одевайся... царская одноколка у крыльца дожидается.
Жена Балакирева была очень удивлена этим предло¬жением, она к тому же никогда не была во дворце; все это заставило ее поскорее одеться, чтобы не упустить случая представиться царице.
— Послушай, жена! Как только ты приедешь к царице, то не забывай, что она немного глуха, и потому не опасайся, говоря с нею, кричать; с нею все так говорят... Государыня на тех обижается, кто говорит с нею вполголоса, — она ни¬чего разобрать не может. Жена Балакирева обещала слу¬шаться совета мужа. Пришли во дворец; оставив жену в передней, Балакирев взялся сам доложить о своей жене.
— Ваше Величество! Я сегодня только вспомнил о том, что Вы приказали мне представить жену; сегодня я решился на это; но буду Вас просить, государыня, чтобы Вы говорили с ней как можно громче, потому что она чрезвы¬чайно глуха. Не будет ли такой разговор для Вашего Величества обременителен?
— Нисколько! Что за беда! Я так рада.
Балакирев ввел к Екатерине свою жену, а сам, чтобы не изменить себе, вышел в другие комнаты.
Разговор между государыней и женой Балакирева на¬чался. Государыня кричала громко, еще громче кричала жена Балакирева: казалось, обе хотели перекричать друг друга. Государь, услышав шум в других комнатах, наконец, так увлекся им, что, выйдя из задумчивости, пошел на голоса, чтобы узнать о причине.
Балакирев пошел навстречу императору.
— Что там за шум, Балакирев?
— Ничего, Алексеич, это наши жены между собою дружескую беседу ведут.
Но беседа эта разносилась по всем комнатам. Государь пошел в ту комнату и стал расспрашивать у Екатерины, что за крик. Вопрос был сделан обыкновенным голосом. Екатерина обыкновенным голосом отвечала, что причиною тому глухота жены Балакирева.
Жена Балакирева, слыша, что ее предполагают глухою, извинилась перед государыней, сказав, что ей муж приказал говорить громко по случаю глухоты императрицы и не велел жалеть легких.
Эта выходка рассмешила государя и государыню; припадок Петра прошел, и Балакирев, обратясь к жене, сказал:
— Ну, будет, накричалась... теперь говори своим голосом.
Отношение к власти
Чаще всего –не очень хорошее. Власть – в любом случае система. Стремящаяся навести какой никакой , но порядок. И упорядоченность. Правила, по которым нужно жить. Структурированную систему. Что вообще ни под каким соусом трикстера не устраивает. Ну никак. Поэтому явно или тайно, но часто трикстер противостоит власти и её представителям. От настоящего бунта (Робин Гуд), до непочтительных шуток и хитростей неуважения к законам, осмеяния и выставление на посмешище. Лишь иногда создается сцепка (правитель – помощник-трикстер) Но чаще всего ненадолго. Система невыносима трикстеру. Правила его душат. Подчиняться хаос не умеет. Вписываться куда-то тоже. Притворяться может недолго.
Удалился он в пустыню и построил себе шалаш около одного соленого заброшенного колодца. Раз Тимур заблудился на охоте и, проплутав несколько дней среди песчаных барханов, выехал к колодцу, где жил Афанди. Чем же угостить грозного гостя, когда в шалаше пусто? Афанди пошел в пустыню, поймал несколько змей, отрубил им головы и сделал казанкабоб. Изголодавшийся, наконец, повелитель мира накинулся на змеиное жаркое. Наевшись, он попросил напиться. Афанди подал ему воды из колодца. Наморившись, Тимур воскликнул:— Как можешь ты здесь жить? Питаться змеями, пить вонючую соленую воду. И для этого бросить тенистые сады, цветники, прохладные реки и ручьи со сладкой водой!— Зато здесь нет ни налогосборщиков, ни беков, ни тебя, Тимур.
Защитник бедных
Достаточно необычно для трикстера. Но именно его качества идеально вписались в образ подобного защитника.
Ведь трикстер действует наперекор установившейся системе. Соответственно наперекор тем, кто стоит во главе этой системы. Это и позволяет делать его подчас защитником тех, кто обижен этой системой, тех, кто в ней слаб. К тому же сами действия трикстера подходят этому. Он тоже очень часто слабее власть имеющих и законы издающих. Поэтому вынужден действовать ловкостью и хитростью. Прежде всего его в свои защитники записывают бедняки. Ущемлённые в своих правах перед имеющими власть и деньги, которые дают власть, эти люди поставлены в оппозицию в представителям власти. И трикстер весьма неплохо вписывается в их число. Ему есть чем заняться. Он борется с властью в лице жадных богачей, продажных чиновников, жестоких правителей священнослужителей, которые пользуются доверчивостью народа, представляя из себя чуть ли не святых.
Ишан кормил своих супы(учеников) впроголодь и приговаривал:
– Чем больше испытаете на этом свете мук голода, тем сытнее вас будут кормить в раю… Зачем здесь есть сухие крошки, когда в раю вместо них будет перед вами стоять блюдо с пловом?
Супы превозносили мудрость пира и давились сухими лепешками. Сам же ишан любил напрашиваться на приглашение в гости – каждый из супы уже несколько раз принимал у себя своего пира. Все, кроме Омирбека. Но наконец и Омирбеку ишан надоел своим напрашиванием.
– Мой пир, приезжайте завтра ко мне в юрту, – сказал Омирбек, – не пожалеете об этом.
…На следующий день ишан с племянником и его друзьями приехали к Омирбеку.
Возле юрты и в самой юрте гости не заметили никаких приготовлений к пиршеству.
Омирбек затеял разговоры про то про се, а еды не подавали.
Наконец ишан не выдержал и спросил!
– Где же твое угощение?
– Разве я говорил что-нибудь об угощении? – удивился Омирбек. – Я сказал, что если вы ко мне приедете, то не пожалеете об этом. Вот мы и сидим, терпим голод, то есть зарабатываем себе роскошный пир в раю. Вы же сами учите нас: чем больше голодаешь на этом свете, тем больше сытной еды будет на том свете. Ух, какой плов мы съедим на том свете из-за того, что сегодня ничего есть не будем! Вы об этом не пожалеете, мой пир!
Эта борьба позволяет ему помогать, но вовсе не изменяя своей разрушительной и язвительной природе. Наоборот, он совершенно спокойно ярко раскрывает свои таланты в области хитрости, мошенничества, разрушения. Бунтовать против власти трикстер начинает с детства. Смеется над учителями , обманывает взрослых. При этом подчас трикстер остается трикстером. Насреддин жулит не только с «чужими» но со своим братом бедняком. Иногда ворует и обманывает и своих соотечественников по социальному слою.
Отношение к церемониям
У одного бая умер брат. Бай боялся, что во время похорон Эсенполат станет смешить людей и тем опозорит его, поэтому он позвал весельчака и сказал:
– Если ты будешь хорошо вести себя на похоронах, я дам тебе на халат.
Когда все вернулись с кладбища в село, родные стали причитать:
– О, брат!..
Эсенполат продолжил:
– Ты дал мне на халат! Кто же даст на подкладку?
– Получишь и на подкладку, только перестань! – взмолился брат умершего.
Церемонии являются одним из столпов системы, которая их создал. Подчас они – самое главное свидетельство её окостенелости. Поэтому не могут угодить герою трикстеру. И тут он не смотрит ни на торжественность, ни на приличия. Церемония, на которой всё должно идти как должно для трикстера, всё равно что для быка красная тряпка. Он не может удержаться, чтобы не нарушить установленный порядок.
Насреддин часто смешил людей в церкви во время праздников. Однажды ему пообещали по две меры муки с каждого двора, чтобы он не делал этого в следующий раз. Когда люди собрались в мечети, то увидели идущего Насреддина, который вёл в поводу двух собак, навьюченных как ослы пустыми мешками. Все засмеялись. Когда Насреддину попеняли на невыполненное обещание, то он ответил
-Просто я решил собрать с вас долг сейчас. А то потом забудете.
Услышав это, люди опять засмеялись
Отношение к закону
-Поцелуйте мой блестящий железный зад!
-Съешь мои шорты!
Тут всё понятно. Трикстер сам для себя закон. И тут возможны два варианта. 1. Для меня закон, то что хорошо мне. 2. Для меня закон то, что хорошо моему (окружению, семье, народу,) и т. п. Вообще-то подобное отношения существует наверное процентов у девяноста людей. Но в отличие от них, трикстер и не стремиться чем-то это отношение прикрыть и оправдать. Он сам себе закон – зачем ему оправдываться? Когда трикстеру что-то нужно - он просто идёт и берёт. При этом проявляя себя более или менее жестоко. От убийства хозяина понравившегося добра. До простого воровства (это более …цивилизованные трикстеры). Лишь в последующих сказания образ трикстера смягчается. Ему придается больше благородства и морали. Хотя бы по отношению к своим.
Издевательство
Трикстер берёт, что ему нужно. Но при этом он, при возможности ещё и поглумиться над тем, у кого берет. Так Насреддин продал моток шерсти, намотанный на верблюжий череп, да ещё и сообщил, что там верблюжий череп. А история с Робин Гудом. Когда он встретил монахов. Которые открещивались. Что у них нет денег (ничего не послал сегодня Господь). Робин так же представился монахом и предложил помолиться вместе. Потом после молитвы проверил кошельки.
– Гм! Видно, я грешен перед господом богом: у меня в карманах ничего не прибавилось после молитвы.
– И… и у меня ничего не прибавилось! – в один голос ответили святые отцы.
– Разве? А мне почудился звон. Ведь у вас ничего не было прежде, ни фартинга? Сдаётся мне, всё же молитва наша дошла до престола господня. Посмотрим, посмотрим, чем подарило нас милосердие божие… О! Да тут и впрямь что-то есть!
Так воскликнул нищий монах, вытаскивая из кармана крестоносца туго набитый кошель.
– А теперь у вас, святой отец!
Второй кошель, не менее пухлый, упал на траву рядом с первым.
Под пристальным взглядом нищего крестоносец скинул на землю свой плащ, разостлал его пошире и высыпал на него две пригоршни звонких монет. Он безропотно разделил их на три равные части.
– Блажен, кто верует! – воскликнул монах, сгребая с плаща свою часть золота. – Возблагодарим господа за милосердие его!
Но святые отцы не стали молиться на этот раз.
Поспешно упрятав отощавшие кошели, они вскочили на лошадей и помчались прочь.
Это уже не просто грабёж, а мастерство издевательства. Высмеивание власти и её хранителей несёт под собой ещё одну основу, помимо характера трикстера То, что смешно. Неопасно. Тиран, над которым смеются, перестаёт быть таким уж страшным. А неуважение трикстера к служителям церкви и к ней самой? Тут он уже смеется над Богом. Да и над чёртом он не дурак потешиться.
Собственная шкура и трикстер
-Скандалист, либо ты мне врёшь, либо ты придурок!
-Придурок я, придурок!
Как ни странно, но часто трикстер проявляет себя трусливо. Но подобное легко понять, когда известно, что это за существо. Трикстер, не привязанный ни к чему и ни к кому, имеет в мире лишь одну реальную ценность – себя самого. Доморальный, дочестный трикстер вовсе не видит проблемы или бесчестия в том, чтобы унизиться, чтобы спасти свою единственную ценность. Стыд ведь ему знаком только в одном плане – в плане, как это чувство можно использовать, чтобы манипулировать окружающими.
Есть ещё одно. Трикстер воспринимает всё, как игру. А игра со смертью – самая опасная и следовательно самая увлекательная. И трикстер не любит проигрывать. Очень сильно не любит. Это портит его имидж и плохо сказывается на самооценке. Так что трикстер делает всё, чтобы не проиграть. И в этой игре, как он считает все средства хороши.
И опять же, почему не сбросить немного флёра с опаснейшего по сути непонятного создания хаоса?
Боги-трикстеры связаны со смертью напрямую Просто как боги, отвечающие за дорогу. А ведь какая дорога более важна, чем дорога между жизнью и смертью? Они либо попросту живут на пороге. Либо помогают преодолевать эту дорогу другим. С другой стороны смерть это последний бой поэтому иногда именно они помогают преодолевать эту дорогу тем, кто им почему-то понравился (клубочек Велеса, потом бабы яги)
А земные трикстеры сражаются со смертью до конца. Этот последний бой они намерены выиграть. Как и все остальные. Даже не потому, что они так уж бояться, хотя может и так это выглядеть). Просто им обидно проигрывать. Пусть даже самой смерти.
Он хорошо понимал, что судьба и случай никогда не приходят на помощь к тому, кто заменяет дело жалобами и призывами. Дорогу осилит идущий; пусть в пути ослабнут и подогнутся его ноги – он должен ползти на руках и коленях, и тогда обязательно ночью вдали увидит он яркое пламя костров и, приблизившись, увидит купеческий караван, остановившийся на отдых, и караван этот непременно окажется попутным, и найдется свободный верблюд, на котором путник доедет туда, куда нужно… Сидящий же на дороге и предающийся отчаянию – сколь бы ни плакал он и ни жаловался – не возбудит сочувствия в бездушных камнях; он умрет от жажды в пустыне, труп его станет добычей смрадных гиен, кости его занесет горячий песок. Сколько людей умерли преждевременно, и только потому, что недостаточно сильно хотели жить! Такую смерть Ходжа Насреддин считал позорной для человека.
И в этой борьбе они не стесняются. Известная притча, когда Трикстера посадили в мешок и понесли топить. По пути ему удалось отвлечь стражников рассказами о якобы зарытом где-то им золоте. А когда те ушли, то на удачу идёт прохожий, которого и соблазняет тем, что мешок де волшебный. И посидишь в нём станешь красавцем (богатым, удачливым). Он-то своё уже отсидел но деньги заплачены. Вот и сиди дальше. Наивный прохожий вытаскивает Трикстера, и садиться вместо него в мешок. Дальнейшая участь бедняги известна. Соловьёв в своей очень красивой притче-сказке превратил наивного прохожего в жестокого сборщика налогов – кровопийцу народа. Его Насреддин просто не мог бы поступить бесчестно. Можно понять автора и его героя. Но притчи говорят именно о случайном прохожем.
Также трикстер не стесняется отойти, уйти, сбежать от опасной ситуации. В конце концов, если он выживет, то будут ещё возможности. А если нет, то и возможностей не будет. Ведь логично и понятно. Не правда ли? Трикстер в полной мере ценит китайскую стратагему «Бегство – лучший приём» И вовсе не стыдиться её использовать. Просто потому, что не ведом ему стыд.
Собственность
Трикстер стремиться к свободе. А собственность только отягощает его. Не даёт летать. Даже то, что трикстер получает за счёт подчас мошенничества или воровства, у него в руках долго не удерживается. Поскольку он сам это долго не держит и не дорожит. Хотя вполне способен нажить реальное богатство, если хочет. Что иногда и показывает, когда его обвиняют «Если ты такой умный, то почему бедный» Насреддин за несколько дней в ответ на такой вопрос приобрёл немалую сумму торговлей. Но сказал, что это ему неинтересно. Локи все вещи, что получает помимо золотых волос для Сив отдаёт даже и не пытаясь оставить себе. Также и Слейпнира он отдаёт Одину спокойно. Многие советники-трикстеры раздают бедным полученное ими богатство.
Харизма
Ну ведь нельзя не признать. Что асоциальный. Хитрый, подчас жестокий и бессердечный трикстер привлекает сердца. Своими проделками, своим умом и хитростью. Даже своим шутовством. А более всего – необычностью, непохожестью. Выделением из остальной массы. В нём чувствуется что-то необычное, нездешнее. К тому же трикстеру, легко проникающему везде, находящему общий язык со всеми, обладающему медоточивым (когда ему что-то от окружающих нужно) языком, легче всего буквально влюбить в себя. Окружающих подкупают его медоточивость, его способность понять и поддержать разговор. Его речи обволакивают, его знание и понимание подкупает. А тех, кто смотрит на проделки трикстера отвлечено, тех подкупает его наглость, его хитрость и умение выпутываться.
Юродство
Я вышел из дому в дырявых башмаках
Двенадцать птиц играли в прятки в облака.
Одна из них ко мне упала на ладони.
Она сказала _не думай о доме.
-Ищи дорогу, что идёт наперерез.
Пойдёшь направо – добёрешься до небес.
-пойдёшь налево – попадёшь на дно морское
-а повернешь назад – лишишься покоя.
А я упрямый, я иду прямо
Юродство – одна из форм трикстерства. Юродивый представлялся не просто дураком. Это сумасшедший, безумный. Но безумный сам себе на уме. Этот Святой Василий,. Который перед походом Ивана Грозного на свой же город поливать землю водой.
-Что ты делаешь Василий?
-Пожар тушу. Ведь ты великий пожар собираешься разжечь. Вот я и тушу.
Для Юродивых нет земных законов, земной логики и земного разума. Он отвергает малейшие удобства. Отрицает не из каких-то логических соображений, а по своей природе, по высшему наитию. И недаром Велес как раз и был богом, охраняющим сумасшедших. Именно от него нужно было ждать наказания, если обидишь убогого разумом.
Отношение к себе
– Да разве можно с такими волшебными способностями, какими обладаете вы, великий царь, ухаживать за лошадьми? – воскликнули духи. – Неужели вы недостойны получить звание «Великого Мудреца, равного небу»?
Царь обезьян пришел в неописуемый восторг и стал радостно восклицать:
– Вот это чудесно! Замечательно!
Он тут же велел четырем военачальникам отдать приказ изготовить знамя с надписью из четырех больших иероглифов: «Великий Мудрец, равный небу», и вывесить его на большом бамбуковом шесте.
Отныне все должны были называть его «Великим Мудрецом, равным небу», а не просто великим царем, как раньше. Он повелел оповестить об этом приказе всех демонов – властителей пещер.
Часто трикстер очень высокого мнения о себе. И не стесняется это мнение высказывать громогласно. Тщеславие его часто становиться самым слабым его местом И благодаря нему он попадает впросак. Чаще всего из-за бахвальства взяв на себя слишком много. Потом приходиться выкручиваться.
Как-то зашёл разговор об джигитовской удали. И Насреддин, не выдержав, тоже решил похвастаться.
-Когда я был молод, привели к нам в аул коня. Уж до того горячий. Никто не мог к нему даже подойти. Настала моя очередь. Подошёл я к коню.
Тут в помещение зашёл человек который в молодости был соседом Насреддина и видел всю эту ситуацию собственными глазами.
-…но как я не храбрился, подойти к коню так и не смог, - спокойно закончил свою историю Насреддин
Тут заговорила Эрсвина Волчица:
«Ах, Рейнард, ах, негодяй, как складно ты плетешь свои лживые истории, но все равно тебя ждет расплата! Вспомни, как однажды ты заманил меня в колодец, где на одной веревке висели два ведра, которые поочередно опускались вниз? Ты сидел в одном из них на дне колодца и дрожал от страха. Проходя мимо, я услышала твои рыдания и крики о помощи. Я спросила, как ты там оказался, а ты ответил, что внизу такое множество отличной рыбы, которую ты вылавливаешь прямо из воды, что твое брюхо скоро разорвется. И когда я спросила, как же мне спуститься к тебе, ты мне посоветовал забраться во второе ведро, висевшее наверху, и сказал, что тотчас же поднимешься ко мне. Но едва только я успела забраться в это ведро, как оно стремительно понеслось вниз, ты же стал подниматься. Я рассердилась, а ты сказал, что так уж устроен мир, что всегда кто-то поднимается, а кто-то опускается. С этими словами ты выскочил из ведра и был таков. Я же просидела в колодце до самой ночи, дрожа от холода и голода, а как потом еще меня исколотили!»
Древний, отрешённый, не принадлежащий ни к кому и ни к чему кроме себя трикстер подчас ведёт себя жестоко. Ради достижения своих целей или просто ради тщеславия и зависти, он готов пойти на весьма неприятные в общественном мнении вещи.
Склонность к болтологии
-Пойду сдам кровь
-Чью кровь?
-Чью-нибудь
Язык у трикстера подвешен очень хорошо. Во-первых ему необходимо красноречие для плетения своих паутин интриг –того уговори, этого убеди. Во-вторых трикстер живёт по принципу – сам себя не похвалишь. Никто не похвалит. И в третьих – как же над другими то издеваться? В четвёртых язык трикстера –его первейший помощник и друг. Поэтому бог триксер часто является богом красноречия.
Однажды ночью к Бирбалу явилась богиня Махакали – огромная, многоликая, страшная. Взглянул Бирбал на нее, засмеялся, простерся перед ней ниц, а потом встал и с горестным видом опустил голову.
– Мой верный Бирбал! Почему ты, когда увидел меня, то сперва засмеялся, а потом опечалился? – спрашивает Махакали.
– О богиня-матушка! Вездесущая! От вас ничего скрыть невозможно, но раз вы спрашиваете, то молчать негоже. Смеялся я от радости, что вас увидел. Ну, а про второе я не скажу, боязно мне.
Богиня подбодрила его, пообещала, что никакого вреда ему не будет, пусть смело говорит всю правду. Тогда Бирбал сказал:
– О мать вселенной! Я подумал: у меня только одна голова, один нос и две руки, а у вас десятки голов, десятки носов и тоже только две руки. Когда у меня случается насморк, я устаю утирать свой нос двумя руками, а если у вас насморк, каково же вам утирать себе десятки носов? От этой заботы я и затужил.
В ответ раздался смех Сбросив маску и одежды богини, перед Бирбалом предстал падишах. Это он придумал напугать Бирбала и явился к нему ночью в обличье грозной Махакали, но не тут-то было – Бирбала не испугаешь и врасплох не застанешь.
Падишаху очень понравились остроумные ответы Бирбала.
И опять тут трикстер часто слишком увлекается. И начинает выбалтывать то, чего бы не следовало. Перебранка Локи – ярчайший пример
[Локи сказал:]
"Хочешь ты, Фригг,
дальше послушать
дерзкие речи:
из-за меня ведь
Бальдр не вернется
к тебе никогда".
Н е м н о г о и н т е р е с н о г о
Психотерапевт Эрнест Цветков использует следующие свойства, описывая Трикстера. Использование этих цветов, пребывание в этих местах, картины с этими сюжетами могут вызвать усиление энергии вашего личного Трикстера. (причём как реальное использование, присутствие и т. п. так и виртуальное)
Места: Ангар, Аэропорт, Водоворот, Мастерская изобретателя, Завод, Фабрика, Митинг
(ИМХО – я бы прибавила дорогу)
Места в доме: Гостиная для приёма гостей, места близкие к распределительному счётчику или электроприборам
Цвета: Индиго, Небесно-голубой, Сине-фиолетовый, Светло-синий, Ультрамарин,Электрик, Ярко-синий (ИМХО как я поняла цвета должны быть яркими и блестящими. Трикстер любит когда ярко и блестит. Особенно если блестит он…То есть блещет)
Источники цитат
- Платов А. «Магические искусства Европы»
2. Баллады о Робин Гуде в переводе С. М. Маршака
3. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым.
4. Проделки Чон Ухчи. Из сборника «История фазана»
5. Анекдоты Омирбека
Занимательные истории из жизни знаменитого каракалпакского шутника
6. Туркменский юмор
7. Двадцать четыре Насреддина
8. Сериал Трансформеры
9. Гершензон М. А. «Робин Гуд»
10. Сериал Футурама
11. Сериал Симпсоны
12. Соловьёв Л. Повесть о Ходже Насреддине
13. Кирилл комаров «12 птиц»
14. Старшая Эдда
15. У Чэн-энь «Путешествие на запад»
16. Гаврилов «Трюкач. Лицедей, Игрок»
17. Лопе де Вега «Собака на сене»
18. Шекспир «Двенадцатая ночь»
19. Барри Д. Питер пен и Венди
20. История лиса Рейнарда
21. Забавные рассказы про великомудрого и хитроумного Бирбала
22. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика.
23. Эрнест Цветков Лаборатория жизнетворчества или корпус избранных психотехник