Даже спустя 10 лет после закрытия программы космический челнок "Шаттл" она продолжает вызывать огромный интерес с точки зрения применения большого разнообразия систем жизнеобеспечения и спасения экипажа в случае аварийной разгермитизации или работы в открытом космосе.
О разннобразных методах спасения экипажа аварийного Шаттла на орбите, можно прочитать перейдя по этой ссылке.
Первые тестовые полёты Шаттлов осуществлялись экипажем, одетым в спасательные скафандры.
Затем от применения скафандра отказались и экипажи осуществляли полёты в обычных костюмах и лёгком защитном шлеме.
После трагедии "Челленджера" были внедрены спасательные высотные компенсирующие костюмы (Узнать более подробно о ВКК для космического корабля Шаттл можно перейдя по этой ссылке), а в последние годы при эксплуатации Шаттлов вновь применялись полноценные космические скафандры.
Кроме того Шаттл имел на борту два скафандра для выхода в открытый космос, ну и совсем экзотические системы спасения в виде одноместных шарообразных капсул (о которых вы можете прочитать перейдя по ссылке), которые так и не были реализованы, хотя именно они в дальнейшем послужили прообразом для современных барокамер мягкого типа для салонов СПА.
В этой статье я расскажу об истории создания и прототипах космического защитногт шлема LEH (Launch Entry Helmet), применявшегося в комплекте с полётным костюмом AGS в ранних миссиях Шаттлов с STS-5 по STS-25.
LEH ( Launch Entry Helmet) имел нестандартную конструкцию и надевался с помощью необычного шарнирного механизма типа "раскладушка" разделявшего каску на две полусферы.
Похожая (но не совсем такая) конструкция была использована в первых опытных образцах советских гермошлемов первой половины 50-х годов прошлого века (узнать об одном из которых в качестве примера вы можете перейдя по ссылке), но у американского космического LEH был свой прототип и длиная предыстория, начавшаяся аж в 50-х гг.
Родословная LEH начинается с гермошлема AOH-1 (Aviation Ohygen Helmet), разработанного для ВМФ США.
AOH-1 имел лицевой уплотнитель герметизирующий лицевую часть головы, в которую поступал кислород, в то время как затылочная часть оставалась не герметичной.
В качестве альтернативы классическому высотному скафандру, в начале 60-х гг, на базе АОН-1 был разработан шлем HGU-15/P для пилотов самолётов Convair F-106 Delta Par. В шлем мог подаваться кислород под избыточным давлением (для чего летчики дышат под избыточным давлением и что это такое, см. статью по этой ссылке), а применяться он должен был совместно с высотным компенсирующим костюмом. Gentex HGU-15/P был оснащён козырьком и специальным светофильтром, защищающим глаза пилота от ярких вспышек при пуске ракет Фалькон и свтовой вспышки ядерного взрыва.
16 таких шлемов были переданы пилотам F-105 но они были достаточно быстро забракованы экипажами, т.к. шлем АОН-1 имел небольшое поле зрения, ограничивающее переферический обзор.
В 1968 году на базе HGU-15/p был разработан шлем HGU-20/p и ВМФ США закупило 700 таких шлемов, но они имели те же самые недостатки как и HGU-15/P, поэтому тоже быстро вышли эксплуатации.
В начале семидесятых NASA искала шлем для программы Space Shuttle, имея ограничения в финансировании и времени на разработку, они обратили внимание на шлем HGU-20/P
После некоторых доработок был разработан шлем LEH, на нем использовалась никелевое покрытие вместо кадиевого, добавлен второй микрофон и новые кислородные регуляторы адаптированные под СОЖ (система жизниобеспечения) Space Shuttle. Для большего удобства на правой стороне шлема были применены новые катушки с храповым механизмом отвечающие за подгонку и плотное прилегание лицевого уплотнителя к лиу астронавта.
Лицевой уплотнитель можно было регулировать и подгонять индивидуально под разные антропометрические типы лица, но в случае необходимости можно было применить дополнительные вставки.
То же самое касалось амортизационных вставок имеющих три размера с возможностью изготовлению дополнительных в случае нестандартной формы или размера лица и головы.
Производство шлем LEH началось в 1981 году. LEH применялся начиная с миссии STS-5 до тех пор пока члены экипажа не стали применять высотные компенсирующие костюмы «Launch Entry Suit» в 1988 году (миссия STS-26). Узнать о высотном компенсирующем костюме LES для КК Шаттл можно перейдя по этой ссылке.
Производители шлема и NASA не скрывали того, что его применение в случае разгерметизации на высотах более 10 км не является эффективным без применения высотного компенсирующего костюма, поэтому основной функции шлема была защита головы в случае ударов, повышение шумового комфорта на этапе выведения на орбиту и вхождения в плотные слои атмосферы, а также защита глаз в случае задымления кабины корабля Шаттл.
P.S. не вижу смысла призывать ставить лайки и подписываться на канал "Прогулки в стратосфере". Если вы неподдельно интересуетесь высотной авиацией и космонавтикой, то всеравно будете натыкаться на мои статьи и без меня :)