Летом на дорогах страны движение транспорта контролируют сотрудники ГИБДД не только на автомобилях, но и на мотоциклах. Не везде они есть, но в большинстве субъектов нашей федерации все же имеются. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, что имеют они право делать, а что нет?
Я, признаюсь честно, никогда раньше не задумывался, считая инспектора на патрульном байке полным аналогом того же инспектора на гаишном автомобиле. Какая разнице, сколько под ним колес — два или четыре?
Оказалось, разница есть.
Разобраться в этом меня заставил случай. Счастливым назвать его я пока не могу. В общем, остановил недавно меня на МКАДе мотопатруль. Даже не просто остановил, а с погоней. Правда, без стрельбы и растягивания ленты с шипами. Как потом оказалось, пара ребят из мотобата настолько хорошо спряталась от водителей под мостом в месте ремонта, что им таки удалось прикинуться невидимыми. Вроде бы даже они пытались меня остановить, размахивая руками и усиленно дуя в свисток, но я не видел и не слышал. Хотя людей в какой-то блестящей местами униформе я заметил, но решил, что это ремонтники.
Потом один из них бросился за мной в погоню, догнал. И на радостях составил на меня аж 4 (четыре, Карл!) протокола. По трем «приговор» вынес сразу на месте, а одно нарушение оказалось ему не по зубам, и он велел мне прийти на разбор в отдел к его начальнику.
Я стал готовиться к визиту и для этого залез в главную книгу инспектора ДПС — «Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения». Это Приложение №1 к приказу МВД России от 23.08.2017 №664.
Пункт 60 этого регламента говорит, что
«Надзор за дорожным движением может осуществляться:
- в пешем порядке;
- на патрульном автомобиле в движении или стационарном положении;
- на стационарном посту.
При надзоре за дорожным движением могут использоваться средства авиации».
Как видим, патрульный мотоцикл в указанном в Регламенте перечне не значится. Следовательно, инспектор на нем не является должностным лицом, уполномоченным на составление протоколов по делам об административных правонарушениях (п.6.7 Регламента) и вынесение постановлений по ним. Он даже останавливать меня не имел права (п.6.11 Регламента).
Вот к такому неожиданному выводу пришел я, внимательно изучая регламент ГИБДД. Не знаю, может, я не прав, но я прочитал именно то, что написано в приказе МВД. Ничего другого на эту тему я не нашел.
Потому на три вынесенные мотобатовцем на месте постановления я подал жалобу его начальнику, заодно ходатайствуя об ознакомлении с видеозаписью. Однако начальник оказался не лыком шит: на мои заявления он ответил поздно, так что я не смог ни видео посмотреть, которое сам же и заказал в Городской службе видеонаблюдения, ни отстоять свою позицию на разборе вменяемого мне нарушения.
Поэтому пришлось подавать жалобу в суд. Там я в числе прочего тоже написал про то, что протоколы составлены не уполномоченным должностным лицом. Так что не теряю надежды узнать, что по этому поводу думает суд. Узнаю — расскажу.