Картины этого художника время от времени попадали в поле моего зрения, но лишь буквально на днях мне захотелось узнать о нём больше. При том, что художник хорош и интересен сам по себе, он ещё и замечательно вписывается и в ту школу, к которой его причисляют, и в тенденцию развития европейского и британского искусства на данном отрезке времени. Прекрасный, добротный Типичный Представитель Художественного Направления. Грех не написать о нём.
Гарольд Чарльз Фрэнсис Харви родился 20 мая 1874 года в Пензансе, портовом городе в Корнуолле, в Англии. Отец служил банковским клерком. В юности Гарольд получил прекрасное домашнее образование. С 1894 по 1896 год он изучал искусство в Академии Жулиана в Париже под руководством Нормана Гарстина. А с 1896 года учился в знаменитой Академии Коларосси.
До 1911 года он жил в Пензансе. В 1911 году женился на художнице Гертруде Бодиннар. Они впервые встретились, когда Гертруда позировала художнику. В своё время девушка обнаружила у себя талант и стала пробовать себя во множестве областей, включая декоративно-прикладное искусство. Супруги жили в коттедже в городе Ньюлине. Друзьями Харви в то время были художники Лора и Гарольд Найт.
Всем, кого интересует эта эпоха, эта среда и её конкретные представители, я рекомендую замечательные публикации на канале Живопись. Фотография. - там целый ряд статей, три из которых дают широкий обзор художественной жизни региона в целом, а одна отдельно посвящена двум очень интересным художницам.
После завершения обучения в Париже Харви вернулся в Пензанс. Среди его произведений этого периода - множество пейзажей, а также картин, изображающих жизнь людей в его родном Корнуолле. Ещё один его излюбленный жанр - портрет или несколько фигур в интерьере. Работал художник преимущественно маслом, но есть в его наследии и акварели.
Среди пейзажей Харви преобладают изображения обжитой человеком местности, с постройками и промышленными объектами. "Нетронутая" природа попадается сравнительно редко - и это понятно, Корнуолл - достаточно густо населенная страна. И конечно, художник часто обращается к изображению моря.
С 1909 по 1913 год Харольд Харви был членом Королевской Академии искусств в Конви, а в 1910 году стал членом художественного общества Южного Уэльса. Примерно с 1910 года и в начале 1930-х годов он был членом общества художников в Ньюлине.
Первые картины художника отмечены приглушенной палитрой красок и в них можно усмотреть влияние Александра Стэнхоупа Форбса. Позже он стал работать более яркими светлыми красками, напоминающими колорит работ Лоры Найт.
С 1915 года его манера начинает заметно меняться. И вот здесь-то и кроется самое, на мой взгляд, интересное - не только в творчестве данного художника, но и в пути развития целой плеяды мастеров, в основе творчества которых лежал реалистический подход к натуре. Если вы внимательно посмотрите на картины из подборки со сбором водорослей и сравните их с теми, что вошли в подборку ниже, вы без труда заметите особенности изменения живописной манеры художника.
Заметили? В начале творческого пути он пишет очень свободно. Мазок широкий, немного "растрёпанный", формы мягкие, даже чуть-чуть рыхлые. Кажется, что все предметы и персонажи состоят из какой-то одной субстанции, которая перетекает из одного объема в другой, с одной и той же неровной, шероховатой поверхностью. Близость этой манеры к приёмам французских импрессионистов - несомненна, она даже дала основание считать на каком-то этапе импрессионистом и самого Харви.
Был ли это на самом деле импрессионизм - большой вопрос. Мы не найдем там дробных мазков чистого цвета, создающих у зрителя ощущение воздушной вибрации, чем так прославились французские отцы-основатели движения. Скорее, можно говорить о влиянии импрессионизма на исконно реалистическую манеру письма. Сама Ньюлинская школа по стилистическому направлению была близка к школе барбизонцев во Франции. Она переняла у французов сеансы этюдной живописи на природе, под открытым небом.
Но что происходит дальше, на рубеже 20-х годов нового века? Манера меняется. Формы становятся более четкими и приобретают твердость, особую определенность и даже геометричность. В руках и ногах персонажей подчеркнута их цилиндричность, головы сферичны, все формы стали менее аморфными. Кое-где это даже создает ощущение некоторой сухости живописного языка. Мазки начинают напоминать штриховку карандашом. Эта повышенная "точность" заметна и в следующей подборке картин и портретов.
Сюжеты радикально не изменились. А вот изменение манеры даже побудило некоторых авторов говорить о "постимпрессионизме" в творчестве Харви. Хотя, конечно, это не так. Постимпрессионизм - очень условное течение, которое, в сущности, не имело конкретных особенностей письма - его представители, Гоген, Сезанн, Лотрек и Ван Гог работали в совершенно разной манере. Но самое интересное - Харольд Харви далеко не один двинулся в этом направлении развития своего мастерства. Тенденция была достаточно популярной, и именовалась она "неоклассика".
С этим термином тоже всегда путаница. В зарубежной теории искусствознания "неоклассицизм" - явление, локализованное в конце 18 - начале 19 века. В отечественной истории искусств этот период именуется чаще всего просто "классицизмом". А "неоклассика" - это конец 19 - начало 20 века, когда, собственно, и творил наш герой. И кого только не причисляют к художникам "неоклассического" направления этого периода - и скульпторов Бурделя и Майоля, и Зинаиду Серебрякову, и Петрова-Водкина, и даже, на каком-то этапе, Пабло Пикассо!
Очень хорошо видно разницу в манере раннего и "неоклассического" Харви там, где сам сюжет одинаков, как на этих двух картинах ниже. Обе они изображают играющего на гармошке парня и внимающую его игре девушку. Но какая разница в атмосфере!
В первой картине господствует слегка лирический настрой. Художник подчеркивает настроение своих героев, предельно обобщает изображение, жертвует многими деталями. Задний план вообще теряется в дымке. Во второй картине царит рациональное начало. Детали выписаны гораздо более явно и объемно, но каждый предмет существует немного "сам по себе". Парень, кажется, играет для собственного удовольствия, и вообще может быть не играет, а только позирует с гармонью в руках. Непонятно, слушает ли его девушка - кажется, она занята собственным делом. Причал и суда на дальнем плане не имеют к сцене никакого отношения, просто создают интересный фон. И недаром название картины не связано с основным мотивом - она называется "Ньюлин, синяя дверь". Дверь в этой картине - почти такой же участник происходящего, как мужчина и женщина. Какая картина лучше - очевидно, каждый вправе решать сам, исходя из собственного опыта, вкуса и настроения. В целом же, отметим, и "неоклассика" вообще, и "неоклассика" Харви в частности, менее склонна к передаче "настроений", не лирична, смотрит на мир пристально и рационально, и воспроизводит его немного отстранённо - скорее, как ученый или инженер, чем как поэт и мечтатель.
В дальнейшем Харольд Харви оттачивает свою "неоклассическую" манеру, придавая ей уже какую-то особую элегантность и колористическую сдержанность. А двери, филёнки, плинтуса продолжают фигурировать в его интерьерах, своеобразно дополняя и организуя пространство.
Почему именно так развивалась изобразительная манера художника (а Харви, как я уже сказал, был не единственным, кто пришел к "неоклассике", в этом легко убедиться, если посмотреть работы других уже упомянутых мной мастеров)?
Не нужно забывать, что в конце 19 - начале 20 столетия набирал обороты живописный авангард. Импрессионизм, под обаяние которого так легко было попасть и художникам, и зрителям, принадлежал ещё к прошлой эпохе. Футуризм, фовизм, кубизм, супрематизм, экспрессионизм, абстракционизм - вот где был разгул новой стихии, с которым далеко не все готовы были примириться. Неоклассика стала своеобразным противовесом, могучим бастионом на пути сметающего все авторитеты нового искусства. Это, конечно, лишь одно из возможных объяснений.
В России авангард отступил под натиском соцреализма. Некоторые работы Харви посвящены, как сказали бы сегодня, "производственной" теме, и заставляют думать, что интерес к изображению "труда и быта" не был исключительной прерогативой советского искусства. В Европе и Америке эти стороны жизни также отражались достаточно широко.
Можно сказать, что искусство Харольда Харви - очень английское по своему духу. И совсем не потому, что изображает какие-то прославленные британские реалии - как раз наоборот! Ни цилиндров, ни замков среди вересковых пустошей, ни знаменитых Дерби-состязаний с породистыми скакунами и не менее породистыми болельщиками с соответствующим дресс-кодом... Глубинка, собственноручно возделанные садики, идеально помытая посуда и возможность босиком прогуляться по густой майской травке. Его картины - не для туриста, желающего увидеть "славу и гордость" Британии, а, так сказать, для внутреннего употребления аборигенами. Они, на мой взгляд, дают прекрасный фон для произведений Ивлина Во и Агаты Кристи.
В 1920 году Харви и его лучший друг художник Эрнест Проктер основали художественную школу Харви-Проктера в Ньюлине.
Позднее Гарольд Харви принял католицизм. Он умер в Ньюлине 19 мая 1941 года и похоронен в Пензансе на кладбище Химор.
Ниже я привожу особенно мне полюбившуюся картину Мастера - "Сбор ежевики". Это - удивительно точное, оригинальное по композиции и гармоничное по цвету изображение пейзажа Корнуолла, дополненное двумя удачно вписанными в него фигурами женщины и маленькой девочки. Миром и покоем веет от этой картины, написанной художником то ли незадолго до, то ли вскоре после окончания Великой Войны. Замечательный образ!
Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:
Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:
Буду, как всегда, признателен за комментарии, лайки и подписки.