Найти тему
Заметки Художника

Типично английское искусство Харольда Харви

Харольд Харви, "Дети Корнуолла", 1920, холст, масло
Харольд Харви, "Дети Корнуолла", 1920, холст, масло

Картины этого художника время от времени попадали в поле моего зрения, но лишь буквально на днях мне захотелось узнать о нём больше. При том, что художник хорош и интересен сам по себе, он ещё и замечательно вписывается и в ту школу, к которой его причисляют, и в тенденцию развития европейского и британского искусства на данном отрезке времени. Прекрасный, добротный Типичный Представитель Художественного Направления. Грех не написать о нём.

Гарольд Чарльз Фрэнсис Харви родился 20 мая 1874 года в Пензансе, портовом городе в Корнуолле, в Англии. Отец служил банковским клерком. В юности Гарольд получил прекрасное домашнее образование. С 1894 по 1896 год он изучал искусство в Академии Жулиана в Париже под руководством Нормана Гарстина. А с 1896 года учился в знаменитой Академии Коларосси.

До 1911 года он жил в Пензансе. В 1911 году женился на художнице Гертруде Бодиннар. Они впервые встретились, когда Гертруда позировала художнику. В своё время девушка обнаружила у себя талант и стала пробовать себя во множестве областей, включая декоративно-прикладное искусство. Супруги жили в коттедже в городе Ньюлине. Друзьями Харви в то время были художники Лора и Гарольд Найт.

Всем, кого интересует эта эпоха, эта среда и её конкретные представители, я рекомендую замечательные публикации на канале Живопись. Фотография. - там целый ряд статей, три из которых дают широкий обзор художественной жизни региона в целом, а одна отдельно посвящена двум очень интересным художницам.

После завершения обучения в Париже Харви вернулся в Пензанс. Среди его произведений этого периода - множество пейзажей, а также картин, изображающих жизнь людей в его родном Корнуолле. Ещё один его излюбленный жанр - портрет или несколько фигур в интерьере. Работал художник преимущественно маслом, но есть в его наследии и акварели.

Среди пейзажей Харви преобладают изображения обжитой человеком местности, с постройками и промышленными объектами. "Нетронутая" природа попадается сравнительно редко - и это понятно, Корнуолл - достаточно густо населенная страна. И конечно, художник часто обращается к изображению моря.

С 1909 по 1913 год Харольд Харви был членом Королевской Академии искусств в Конви, а в 1910 году стал членом художественного общества Южного Уэльса. Примерно с 1910 года и в начале 1930-х годов он был членом общества художников в Ньюлине.

Первые картины художника отмечены приглушенной палитрой красок и в них можно усмотреть влияние Александра Стэнхоупа Форбса. Позже он стал работать более яркими светлыми красками, напоминающими колорит работ Лоры Найт.

С 1915 года его манера начинает заметно меняться. И вот здесь-то и кроется самое, на мой взгляд, интересное - не только в творчестве данного художника, но и в пути развития целой плеяды мастеров, в основе творчества которых лежал реалистический подход к натуре. Если вы внимательно посмотрите на картины из подборки со сбором водорослей и сравните их с теми, что вошли в подборку ниже, вы без труда заметите особенности изменения живописной манеры художника.

Заметили? В начале творческого пути он пишет очень свободно. Мазок широкий, немного "растрёпанный", формы мягкие, даже чуть-чуть рыхлые. Кажется, что все предметы и персонажи состоят из какой-то одной субстанции, которая перетекает из одного объема в другой, с одной и той же неровной, шероховатой поверхностью. Близость этой манеры к приёмам французских импрессионистов - несомненна, она даже дала основание считать на каком-то этапе импрессионистом и самого Харви.

Был ли это на самом деле импрессионизм - большой вопрос. Мы не найдем там дробных мазков чистого цвета, создающих у зрителя ощущение воздушной вибрации, чем так прославились французские отцы-основатели движения. Скорее, можно говорить о влиянии импрессионизма на исконно реалистическую манеру письма. Сама Ньюлинская школа по стилистическому направлению была близка к школе барбизонцев во Франции. Она переняла у французов сеансы этюдной живописи на природе, под открытым небом.

Но что происходит дальше, на рубеже 20-х годов нового века? Манера меняется. Формы становятся более четкими и приобретают твердость, особую определенность и даже геометричность. В руках и ногах персонажей подчеркнута их цилиндричность, головы сферичны, все формы стали менее аморфными. Кое-где это даже создает ощущение некоторой сухости живописного языка. Мазки начинают напоминать штриховку карандашом. Эта повышенная "точность" заметна и в следующей подборке картин и портретов.

Сюжеты радикально не изменились. А вот изменение манеры даже побудило некоторых авторов говорить о "постимпрессионизме" в творчестве Харви. Хотя, конечно, это не так. Постимпрессионизм - очень условное течение, которое, в сущности, не имело конкретных особенностей письма - его представители, Гоген, Сезанн, Лотрек и Ван Гог работали в совершенно разной манере. Но самое интересное - Харольд Харви далеко не один двинулся в этом направлении развития своего мастерства. Тенденция была достаточно популярной, и именовалась она "неоклассика".

С этим термином тоже всегда путаница. В зарубежной теории искусствознания "неоклассицизм" - явление, локализованное в конце 18 - начале 19 века. В отечественной истории искусств этот период именуется чаще всего просто "классицизмом". А "неоклассика" - это конец 19 - начало 20 века, когда, собственно, и творил наш герой. И кого только не причисляют к художникам "неоклассического" направления этого периода - и скульпторов Бурделя и Майоля, и Зинаиду Серебрякову, и Петрова-Водкина, и даже, на каком-то этапе, Пабло Пикассо!

Очень хорошо видно разницу в манере раннего и "неоклассического" Харви там, где сам сюжет одинаков, как на этих двух картинах ниже. Обе они изображают играющего на гармошке парня и внимающую его игре девушку. Но какая разница в атмосфере!

В первой картине господствует слегка лирический настрой. Художник подчеркивает настроение своих героев, предельно обобщает изображение, жертвует многими деталями. Задний план вообще теряется в дымке. Во второй картине царит рациональное начало. Детали выписаны гораздо более явно и объемно, но каждый предмет существует немного "сам по себе". Парень, кажется, играет для собственного удовольствия, и вообще может быть не играет, а только позирует с гармонью в руках. Непонятно, слушает ли его девушка - кажется, она занята собственным делом. Причал и суда на дальнем плане не имеют к сцене никакого отношения, просто создают интересный фон. И недаром название картины не связано с основным мотивом - она называется "Ньюлин, синяя дверь". Дверь в этой картине - почти такой же участник происходящего, как мужчина и женщина. Какая картина лучше - очевидно, каждый вправе решать сам, исходя из собственного опыта, вкуса и настроения. В целом же, отметим, и "неоклассика" вообще, и "неоклассика" Харви в частности, менее склонна к передаче "настроений", не лирична, смотрит на мир пристально и рационально, и воспроизводит его немного отстранённо - скорее, как ученый или инженер, чем как поэт и мечтатель.

В дальнейшем Харольд Харви оттачивает свою "неоклассическую" манеру, придавая ей уже какую-то особую элегантность и колористическую сдержанность. А двери, филёнки, плинтуса продолжают фигурировать в его интерьерах, своеобразно дополняя и организуя пространство.

Почему именно так развивалась изобразительная манера художника (а Харви, как я уже сказал, был не единственным, кто пришел к "неоклассике", в этом легко убедиться, если посмотреть работы других уже упомянутых мной мастеров)?

Не нужно забывать, что в конце 19 - начале 20 столетия набирал обороты живописный авангард. Импрессионизм, под обаяние которого так легко было попасть и художникам, и зрителям, принадлежал ещё к прошлой эпохе. Футуризм, фовизм, кубизм, супрематизм, экспрессионизм, абстракционизм - вот где был разгул новой стихии, с которым далеко не все готовы были примириться. Неоклассика стала своеобразным противовесом, могучим бастионом на пути сметающего все авторитеты нового искусства. Это, конечно, лишь одно из возможных объяснений.

В России авангард отступил под натиском соцреализма. Некоторые работы Харви посвящены, как сказали бы сегодня, "производственной" теме, и заставляют думать, что интерес к изображению "труда и быта" не был исключительной прерогативой советского искусства. В Европе и Америке эти стороны жизни также отражались достаточно широко.

Можно сказать, что искусство Харольда Харви - очень английское по своему духу. И совсем не потому, что изображает какие-то прославленные британские реалии - как раз наоборот! Ни цилиндров, ни замков среди вересковых пустошей, ни знаменитых Дерби-состязаний с породистыми скакунами и не менее породистыми болельщиками с соответствующим дресс-кодом... Глубинка, собственноручно возделанные садики, идеально помытая посуда и возможность босиком прогуляться по густой майской травке. Его картины - не для туриста, желающего увидеть "славу и гордость" Британии, а, так сказать, для внутреннего употребления аборигенами. Они, на мой взгляд, дают прекрасный фон для произведений Ивлина Во и Агаты Кристи.

В 1920 году Харви и его лучший друг художник Эрнест Проктер основали художественную школу Харви-Проктера в Ньюлине.

Позднее Гарольд Харви принял католицизм. Он умер в Ньюлине 19 мая 1941 года и похоронен в Пензансе на кладбище Химор.

Ниже я привожу особенно мне полюбившуюся картину Мастера - "Сбор ежевики". Это - удивительно точное, оригинальное по композиции и гармоничное по цвету изображение пейзажа Корнуолла, дополненное двумя удачно вписанными в него фигурами женщины и маленькой девочки. Миром и покоем веет от этой картины, написанной художником то ли незадолго до, то ли вскоре после окончания Великой Войны. Замечательный образ!

Сбор ежевики, 1917 или 1919, холст, масло
Сбор ежевики, 1917 или 1919, холст, масло

Вы можете прочитать другие мои публикации о художниках:

Также рекомендую Вам каналы, на которые сам я подписан и которые всегда с интересом читаю:

Живопись. Фотография.

Разноцветные грани

Буду, как всегда, признателен за комментарии, лайки и подписки.