Aif.ru поговорил с гендиректором студии «Мосфильм» Кареном Шахназаровым о проблемах российского кинематографа и способах их решения.
Цензура денег
Татьяна Уланова, aif.ru: Карен Георгиевич, недавно в разговоре с aif.ru Николай Бурляев посетовал, что за восемь месяцев спецоперации не сделано ни одного фильма, тогда как за три-четыре месяца Великой Отечественной были сняты десятки документальных лент и киносборников.
Карен Шахназаров: Всё было централизованно. Госкомитет по кинематографии делал заказ, работал со сценариями. И производство картин можно было наладить очень быстро. В СССР государство выступало в качестве продюсера. Да, была цензура. Но она есть и в западном кино. Это цензура продюсера — он даёт деньги. У нас же сегодня сценарии принимаются тайным голосованием, и с ними никто не работает — редакторов просто нет.
В советское время ты должен был официально сделать три (!) варианта сценария, из которых один утвердят. И в Голливуде так же — идеального-то не бывает. Председатель и главный редактор Госкино СССР отвечали за качество продукта, который выпускал кинематограф. Если оно не удовлетворяло государство, людей снимали с постов. Сейчас за качество сценария, которому дают деньги, не отвечает никто. Государство сняло с себя функции продюсера: вроде бы свобода слова, самовыражение. Самовыражаться надо. Но в кино должен быть продюсер: государство или частное лицо, которые принимают решения.
— Но для того и устраиваются питчинги в Минкульте и Фонде кино, чтобы понять, стоит ли выделять госсредства на тот или иной проект.
— Раньше их не было, и я вообще не понимаю, зачем они нужны. Там рассказывают, какую натуру выберут, как будут самовыражаться... Да это внутреннее дело режиссера, оператора. Главное — сценарий, основа основ! От него, в первую очередь, зависит качество кинопродукции, которое у нас еще далеко от идеального.
— Стало быть, нам сложно будет заместить голливудское кино, ушедшее из российских кинотеатров? И количеством мы явно не закроем вопрос?
— В 1950-е годы была у нас такая проблема — «период малокартинья». Делали 10-15 картин в год. Но потом поставили задачу за короткий период нарастить производство, до 250-300 фильмов в год. И она была выполнена. Не понимаю, почему сейчас это нельзя сделать. Отказавшись от нынешней модели финансирования и производства кинематографа, можно и повысить качество фильмов, и увеличить количество. Может, надо вообще переходить на чисто рыночную систему? От меня, наверное, это странно слышать, но я считаю, что у китайцев и индийцев очень правильная модель кинопроизводства. Внешний рынок закрыт вообще! В Китай допускается от силы 30 иностранных лент, причем с жесткой цензурой. То же самое в Индии. Но внутри у них, для своих производителей, чисто рыночная система, государство не финансирует кино.
«Лучше делать своё»
— Пока же, оставшись без американской продукции, наши прокатчики сидят и ждут лучших времен.
— Если сидеть, ничего не делая, то ничего и не изменится. Российский прокат был полностью под американцами, они фактически захватили его. Многие наши компании де-факто были их компаниями. Однако есть очень хорошее китайское кино, где делают всё, в том числе блокбастеры. Есть индийское, латиноамериканское, европейское. Но лучше бы нам делать своё.
— Сейчас кинотеатры выпускают в повторный прокат советскую классику.
— Это неплохо, но на советском кино мы сейчас не выедем — молодёжь может старые фильмы и в интернете посмотреть. Рыночный продукт — прежде всего продукт новый, ничего не поделаешь. Резко наращивать качество и количество своих картин — только в этом я вижу решение вопроса.
— Ещё одна проблема: те кинотеатры, что не закрываются, жалуются на изношенное импортное оборудование и отсутствие запчастей для его ремонта.
— Давно и много раз говорил: вопрос серьёзный, и им надо заниматься. В советское время мы всё производили сами. Конечно, оптика была не как цейссовская, но неплохая. Звуковое, световое оборудование делали. А сейчас у нас своего ничего нет. Абсолютно! Какие заводы, что вы? Я предвидел, что возникнет проблема с запчастями ещё в 2014-м, когда на Россию были наложены первые санкции. Говорил, что надо восстанавливать российскую кинопромышленность. И делать это, как делал Советский Союз: просто копировать. Я же сам снимал на советскую камеру, которая была копией американской. Очень неплохой, кстати.
Когда началась спецоперация, я несколько раз выступал по ТВ, вновь и вновь призывая обратить внимание на эту проблему. К сожалению, ни реакции, ни движения нет. Трудно рассчитывать, что задачу сможет решить Минкульт. Решения надо принимать на очень высоком, государственном уровне. Ставить задачу и воссоздавать кинопромышленность.
— Есть угроза остаться и без специалистов кинематографа. Говорят, чуть ли не 90% операторов, осветителей, монтажёров уехали за границу. В отличие от тех же сценаристов или актёров, технарям проще найти работу на Западе.
— Я слышал, что кто-то куда-то исчезает, но в моей съёмочной группе все работают, как прежде. Да и на «Мосфильме», может, всего пара человек уехала. Да и за цифру в 90% не поручусь. Трудно представить, что все эти специалисты смогут найти работу на Западе. Нельзя сказать, что российский технический персонал — международного уровня. У нас есть мастера экстра-класса, у меня на картине сейчас были такие. Это элита профессионалов кинематографа. Но, по-моему, из них как раз никто никуда не уехал.
«Как её можно отменить?!»
— Мы с вами уже обсуждали вопрос о том, стоит ли отправлять наши картины на «Оскар». Но вот режиссёр Павел Чухрай и ещё несколько кинематографистов вышли из состава российского «оскаровского» комитета из-за того, что принято решение от России в этом году фильмы на «Оскар» не выдвигать.
— Вышли и вышли, ну и что? Не вижу здесь проблемы. И действительно считаю, что отправлять наши картины на «Оскар» сейчас не надо — понятно, что всё равно откажут и мы будем выглядеть глупо. Лучше самим отказаться, чем постучать в дверь и услышать «нет». Россия и США находятся в военном конфликте, гибнут люди. Какой «Оскар» в этой ситуации? Но это моё мнение.
— А как относитесь к тем, кто бежит из России и хулит её из-за бугра?
— Никак. Уехали — их личное дело. Они не согласны с тем, что происходит, поливают грязью родину? Здесь можно полемизировать. Но, честно говоря, не думаю, что мнение хорошего шоумена Максима Галкина* имеет принципиальное значение. Вообще не понимаю, почему так много об этом говорят. К чему раздувать тему? Ситуация сложная. И мнения могут быть разными. Словом, я достаточно терпимо отношусь к уехавшим. Другой вопрос — очевидно, что они перечеркнули себя. С творческой точки зрения — уничтожили себя. Они имели какую-то ценность в своей стране. Но, повторюсь, это их выбор. И пережёвывать без конца тему не вижу смысла. Равно как и посылать проклятия в чей-то адрес.
— Давайте тогда о приятном. Несмотря на сложную политическую обстановку и проблемы в российском кино, «мосфильмовский» канал на Ютубе популярен не только в России, но и за границей.
— Без ложной скромности: сегодня наш канал — единственное по-настоящему массовое присутствие российской и советской культуры за рубежом. Это 13 млн просмотров в неделю, 52 млн в месяц. Из них 20% приходится на Украину! Из США — 150-160 тыс. просмотров в неделю. Понятно, что там много эмигрантов, но и американцы есть, мы видим это по комментариям. Аудитория огромна — Индия, Малайзия, Филиппины, Латинская Америка, Африка, Европа... У нас ведь ещё англоязычный канал работает, и он тоже популярен. Поэтому когда кто-то кричал: «Давайте закроем Ютуб», я спрашивал: «Зачем?!» Да, и мне там не всё нравится. Но сейчас это, по сути, единственный канал, через который мы можем продвигать в том числе и свои идеи.
— То есть по-прежнему важнейшим из искусств является кино, а значит, отменить русскую культуру Западу не удастся?
— Нет, конечно. Как её можно отменить?! К нам приходит много запросов на картины не только с Ютуба, но и на показы в недружественных странах. Франция, Испания, Швейцария просят права на показ наших фильмов. И прокатывают их. С фестивалями иная ситуация. В этом году мою картину «Курьер» отобрали на престижный конкурс Венецианского фестиваля, где демонстрируют киноклассику. Но когда началась спецоперация, директор прислал мне письмо, что, к сожалению, не сможет показать мой фильм. Это же произошло бы и с «Оскаром». Так что не лучшее сейчас время для фестивалей и международных премий. Надо подождать.
*Физическое лицо, выполняющее функции иноагента.