Рефлексы нередко ассоциируются с чем-то низменным, тем, что нужно подавлять. Тем, что выдаёт какую-то животную и нелицеприятную природу человека, бессознательную и неуправляемую. С чем-то, вероятно, не столь вдохновляющим, как хотелось бы. Однако именно рефлексы, а точнее схема их формирования и действия, могут нередко помочь нам в достижении целей и изменении своего эмоционального состояния. Конструировать свою реальность можно через сознательное создание отдельных прочных связей в нашем внутреннем мире между разными событиями и объектами.
Автор: Екатерина Ермакова
Фотографии: Ольга Иванова
Рефлекс... Какие мысли и образы у вас возникают, когда слышите это слово? Неподконтрольная реакция? Животное проявление? Механистичность и автоматизмы? Для меня это шанс на формирование продуктивного будущего через мелочи. Как это?
Вообще, я жуткая мерзлячка. И очень долгое время, наверное, с самого детства, как только лучи летнего солнца закатывались за сентябрьский горизонт, меня уже обуревала тревога от предстоящих холодов, пронзающих насквозь. Холод жил в это время (до следующего конца весны и начала лета) внутри меня. Снаружи вместе с дерзким и грубоватым ветром он проникал в мои клетки, под кожу и оттуда напоминал мне об одиночестве, нехватке эмоционального тепла, непринятии себя, недостатке какого-то особенного света и, на самом деле, об отсутствии внутренней целостности. Да, наше восприятие реальности, даже наши ощущения тесно связаны с эмоциональной сферой. Эти самые ощущения (болевые, температурные, вкусовые и другие) обычно сопровождаются эмоциями. Есть такое понятие: «эмоциональный тон ощущений». Нас укололи чем-то острым или ударили — мы страдаем, нам плохо. И боль наша не только физическая, но и эмоциональная. И именно она усиливает общее негативное состояние и даже, кажется, саму физическую боль. Итак. Холод извне рождал во мне массу негативных состояний и переживаний. На всех уровнях моего внутреннего мира раздавались крики: «Холод — это плохо, больно, страшно, одиноко». Тесная такая и, казалось, нерушимая связь. Ведь как «заставить» себя перестать мёрзнуть-то?!
Всё изменилось, когда абсолютно случайно я сформировала новую связь, новый «рефлекс». Вообще рефлекс — это стандартная реакция организма на какой-либо раздражитель, какое-либо воздействие. Часть рефлексов является врождёнными, безусловными, они заложены природой и при отсутствии патологий нерушимы и обычно не подлежат воздействию человека. Например, рефлекс глотания, моргания или дыхания. Другие же рефлексы являются приобретёнными, условными. Помните И. П. Павлова и его опыты с собакой? Есть еда (безусловный раздражитель) — есть слюноотделение (безусловная реакция). К еде добавляем нейтральный раздражитель, на который подобной реакции в обычной ситуации не возникает. Звонок или включенную лампочку. Звонок + еда = слюноотделение. В дальнейшем убираем еду, оставляем звонок. Напомню, в начале никакого слюноотделения на звонок не возникало, что вполне логично. Теперь же звонок ассоциируется с едой и поэтому реакция сохраняется.
Возвращаемся к ситуации с холодом.
Итак, изначальная моя реакция на холод — страдание. Назовём это так. Пока однажды я не попала с театральным проектом на круизный теплоход. Четыре года весенних, летних и осенних путешествий по Карелии и Волге! Удовольствие? Для меня — однозначно! Теплоход стал моим личным почти «безусловным раздражителем», а удовольствие — «безусловной реакцией». А путешествия по воде — это почти всегда не жарко. Это ветер, освежающая прохлада... На суше теплее, чем на воде. Но моя любовь к прогулкам по палубе, особенно в шторм, не знала о моей теплолюбивости. Таким образом, к схеме «Теплоход = удовольствие» добавился ещё один элемент: холод. Холодный ветер. Теперь схема выглядит так: «Теплоход + холод = удовольствие». Вернувшись на сушу, я лишаюсь компонента «теплоход». Но остаётся холод. И тут происходит чудо! Наступление холодов теперь не вызывает резко негативной реакции. Каждый раз, ощущая на себе порыв ветра, я переношусь туда, на теплоход, в самые романтические путешествия по закатам и восходам, по волнам к неизведанным берегам... И от этого становится по-настоящему хорошо. Кроме радости и удовольствия не возникает ничего! Внезапно внутри образовалась новая ассоциация. Новая связь. Более приятная и продуктивная.
Замечу, что здесь я говорю о «рефлексах» в кавычках. Потому что схема¸ в целом, та же, но мы не опираемся на чисто заложенные природой и одинаковые для разных людей реакции. Слюноотделение — это реакция для всех. Это безусловно. Реакция на теплоход и на путешествия для каждого человека индивидуальна. Она может отличаться. С научной точки зрения, конечно же, это не безусловный раздражитель. Его значимость «безусловна» и априорна именно для меня, конкретного человека. Возможно, когда-то это изменится. Но сейчас это так. И сейчас я могу сформировать некую связь, напоминающую действие рефлекса. Мы, каждый из нас, может сформировать бесчисленное множество подобных связей. Такая связь — именно наша, личностно прожитая, прочувствованная, эмоционально значимая. И схему её формирования мы можем применять в своих интересах. Как? Всё просто.
Не нравится «А»? А если добавить к нему более яркое и значимое «Б»? Такое «Б», реакция на которое изменит реакцию и на «А». Перекроет тревогу, неудовольствие, жалость к себе, связанные с «А»... То есть мы просто в компанию нежелательного «А» добавляем такое «Б», которое для нас крайне приятно и желательно. Настолько желательно, что и «А» уже не так ужасно. Когда же «Б» уйдёт, наше «А» уже будет другим. При этом важно, чтобы «Б» изначально было сильнее «А» во всех смыслах. В разы ярче, желаннее, приятнее, значимее. И тогда высока вероятность в каких-то ситуациях изменить отношение к событиям и сигналам, поступающим к нам из окружающего мира. Конечно, таков принцип сугубо индивидуален. Практика расставит всё по местам. Ведь, как говорится, пока не попробуешь, не узнаешь.
А что если поиск своей удовлетворяющей ассоциации реальности поможет сконструировать такой нужный и значимый кусочек вашей Вселенной?
Другие статьи вы можете прочитать на сайте журнала — ИМЕННО.