В какой русской народной сказке рассказывается о дерзком побеге, двух покушениях и зверском убийстве? Все её знают! Ну, что? Не угадали? Это — «Колобок»!
Хотелось заманить своих читателей звучным названием, типа «Побег из Шоушенка», но для такого заглавия драматизма в рассказе маловато. Вообще-то пионерлагерь назывался «Подсолнушки», но в просторечии его все называли «Лопушки», как-то так сложилось. Мои друзья по школе бывали в нем не однократно, а однажды батя дружбана и соседа Сережки раздобыл на своей автобазе две путевки: сыну и мне. Естественно бесплатно! По-другому в те времена мы себе и не представляли. Сережка на тот момент окончил третий класс, я четвертый. Мы стали собираться в дальнюю дорогу. У меня была очень модная на то время спортивная сумка из кожзама, «Олимпиада-80», у друга простой походный рюкзак, впрочем, тоже не лишенный романтизма. Настоящий рюкзак! Как у геологов или туристов из телевизора. Еще пионеры Петров и Васечкин в телефильме ходили с такими в пионерские походы.
Мамы с бабушками колдовали над нашими пожитками… Маечки, трусики, шортики, пионерские галстуки, носовые платочки…. Возьми вот еще кофточку теплую, вдруг после дождя холодно будет? — Еще чего! Не видишь она девчачья! — И что с того? Зато тепло! — Вот еще! Сама её надевай после дождя!…
Мы же подходили к поездке в лагерь по-мужски, по-взрослому. «Надо спичек побольше взять, там костры будем жечь! Плавки для купания! Перочинный ножик! В «ножички» играть и без своего ножа?? Абсурд!»
Если была армейская алюминиевая фляжка — ты считался почти взрослым путешественником, кем-то, вроде Юрия Сенкевича. Про шикарную фляжку можно было врать товарищам, что с ней дед с войны вернулся, а папка пол-Сибири прошел! Фляжка была у соседа, а у меня фотоаппарат «Смена 8М» и две кассеты с пленкой. Тоже предмет небывалой гордости! Можно каждый день по два-три кадра снимать. Потом дядька проявит пленку и отдаст знакомому мастеру на распечатку. Шикарная память! Фотоаппарат был еще круче, чем фляжка.
Лагерь встретил не очень приветливо. Дискриминация началась с того, что мою одноклассницу Наташку определили во второй отряд, к почти взрослым пионерам, а нас с соседом аж в шестой к малышам. Известно, что девочки немного опережают поначалу в физическом развитии пацанов. Наличие вторичных половых признаков, рассудительность и дисциплинированность удачно отличает девчонок от нас — хулиганистой шпаны. А может быть мы и в самом деле выглядели с Сергеем как Винтик и Шпунтик из сказки Носова про Незнайку. Мелкие и суетливые.
Построили на большом плацу! Пионерская линейка! Познакомили с вожатыми. Те раздали тексты речёвок и песни «Взвейтесь кострами...». Приказали выучить назубок. «Кто шагает дружно в ряд? — Пионерский наш отряд!» — Какое детство! Мы уже знали к тому времени по нескольку матершинных аналогов этих речевок…
Потом начался режим. Подъём. Строиться по времени. Зарядка. Умывание. Строем на завтрак с вышеупомянутой речевкой...Скука и тоска…
Прогулки по окрестным достопримечательностям. Купание в Северском Донце в «лягушатнике» для дошколят.
Спасибо, хоть кормили как на убой. Дома я не ел столько сосисок и сыра в бутербродах, как в тех «Лопушках».Четыре или пять раз в день. Кино по вечерам и знаменитые «Массовки», где под музыку современной эстрады пионеры переступали с ноги на ногу, размахивая руками. Медленный танец отваживались исполнить не многие. Держа девочку из другого отряда двумя пальчиками за талию на расстоянии вытянутых рук, ты мог почувствовать себя прожжённым ловеласом и повесой. Краснели при этом даже те, кто в танце не участвовал!
Тихий час! Это что за унижение? Нас как детсадовцев загоняли в корпуса и заставляли раздеваться и спать по полтора часа! Как можно спать в летние каникулы в самый разгар дня? Ну, ладно…
Бои на подушках — самая классика! За них карали беспощадно. Заставляли стоять смирно подле кроватей и лишали вечернего сеанса кино. Однажды нас лишили просмотра величайшего боевика того времени «Отряд особого назначения»! Это было непростительно для зверских вожатых. Кто не видел этого фильма, настойчиво рекомендую посмотреть. Боевик, что надо! Особенно для нас одиннадцатилетних пацанов.
Как говорят закоренелые заключенные мы решились на рывок домой. Две недели издевательств и так было терпеть не в моготу, а оставалось еще две. С нас довольно!
Запаслись хлебом из столовой, посчитали мелочь в карманах, вытащили по-тихому свои сумки из отрядной «каптерки» и через дыру в заборе ушли в побег. Сразу после завтрака. Хватиться нас должны были только к обеду, да и то сразу бы искать не стали. Мы же намеренно избегали отрядных мероприятий, подумают, что мы где-то поблизости. Дорогу разузнали у постоянных клиентов «Лопушков», вроде несложно. Пройти около пяти километров через смешанный лес, там все тропки и дорожки ведут к реке. На речке брод. За бродом в паре верст хуторок. Из хутора полчаса на автобусе до Каменска-Шахтинского. Автобус приходит прямо на автовокзал. Покупай билеты до родных Шахт и через пару часов ты дома. В Шахтах уже не потеряешься — все маршруты трамваев и троллейбусов давно изучены. Что говорить дома мы пока еще не знали. Там видно будет!
И вот мы весело шагаем через не густой смешанный лесок. Мы с соседом и еще двое «подельников» из отряда, увязались с нами в последний почти момент. Настроение небывалого подъёма!! Мы самостоятельно идем со всеми пожитками, без ненавистных вожатых. Домой идем! Шутим и радуемся жизни.
Северский Донец встретил сурово. Никакого брода не было и в помине, а наоборот широкое русло, метров в пятьдесят. Течение. И тут выяснилось, что плавать умеем только мы с соседом, да и то не на такие дистанции. А тут еще и вещички. Но советского пионера не очень-то напугаешь. Пионер растет смелым! Ловким и умелым! С трудом подтащили вчетвером довольно крупный ствол упавшего сушняка. Посадили на него двух неводоплавающих. Сами вцепились в ствол с двух сторон, погребли к противоположному берегу. Сумки и рюкзаки тоже прицепили к ветвям сухой лесины. Они почти не касались воды. В общем и целом переправа далась нам довольно легко. За каких-нибудь 15 минут мы благополучно переплыли реку, но оказались гораздо ниже по течению. Это понятно. Подсушились, оделись и пошли искать хутор с автобусной остановкой. Хлеб из столовой все-таки промочился и его отдали рыбам. Попили из фляжки и побрели по степи неведомо куда. С кургана стал виден упомянутый хуторок. Стало припекать солнышко и вода во фляжке кончилась быстро. Не помню сколько, но кажется очень долго мы брели к человеческому жилью по бескрайней донской степи. Хутор никак не хотел приближаться, а то и вовсе пропадал из виду. Под ногами шныряли изумрудные ящерки и ужата, с характерными желтыми пятнами на затылке.
Захотелось кушать. Начали рассказывать друг другу байки как бывалые туристы едят змей и лягушек, поджарив их на костре. Но заняться этим никто не решился. Наконец долгожданный хутор! В первом же дворе напились колодезной воды и наврали хозяйке, что отстали от своих. Дескать в поход шли и заблудились. Сердобольная хозяйка вынесла целый домашний каравай, порезала на четыре части и полила подсолнечным маслом. Посыпала куски хлеба сахаром и вручила нам в руки. Никогда в жизни мы больше не ели такого вкусного хлеба. Заправившись водой из колодца мы двинулись к остановке. Дожидаться автобуса пришлось долго, а в лагере нас уже искали днем с огнем и собака с милицией пришла…
Странно, что никто не подумал, что мы решимся на такой длинный рывок. Искали в окрестностях, но на всякий случай объявили в розыск по близлежащим населенным пунктам. У милиции свои методы. На автовокзал Каменска прибыли благополучно. Готовился к отходу автобус ростовского направления и один из наших — хитрый ростовчанин — запрыгнул в него в последнюю секунду. Крикнул в глубь салона — Мама! Я здесь! — И прошмыгнул на заднее сиденье. Забегая вперед, скажу, что сняли его, аж под Аксаем и доставили в детскую комнату милиции, где добрые сержантики кормили домашними бутербродами и аккуратно выпытывали о возрасте и физических данных старших пионервожатых-девушек. Потом отправили обратно в лагерь с какой-то оказией. Он прибыл в «Лопушки» под вечер. Хмурый, но весьма гордый собой. Как же! В милиции побывал! Считай — срок отмотал «по-малолетке»!
А в это время мы изучали расписание автобусов до Шахт. Ближайший был, через 15 минут. Мне вручили деньги, необходимые на билеты и поручили сходить в кассу. Поднявшись на цыпочки я солидно сказал кассирше, что нужно три билета. Тётенька внимательно посмотрела в мои бегающие глазенки и спросила, где мои родители.
— Вон там сидят, а меня за билетами послали…
Кассирша окликнула, кого-то в зале: — Вась! А ну глянь не тех ли беглецов из лагеря мы ищем? — На автовокзале стало так тихо, что стали слышны частые удары моего храброго сердца. Все в зале обернулись к нам!
Это — фиаско, братан! Поход завершился внезапно и очень унизительно! Мы втроем сидели на деревянной скамейке и беззвучно плакали от обиды и усталости. Милиционер как мог нас, успокаивал, посмеиваясь в усы. Тетя из кассы звонила по телефону в «Лопушки» и угощала нас лимонадом из бумажных стаканчиков. А слезы лились неудержимо. Надо же, столько перетерпеть, проплыть и пройти, чтобы на полдороги к дому попасться так глупо! Хотя это, конечно, было предсказуемо.
Вскоре из лагеря приехала директорская служебная «Волга» типа «Комби», тогда слова «хэтчбэк» еще не было. Нас с почетом приняли в салон. Вещички мы держали на руках. Поехали.
А вечером на линейке был суд и казнь. Посреди плаца стояли три понурых пионера, а весь лагерь с интересом наблюдал за нашим позором. Слов было много. В том числе и обидных. Нас присудили отдать в самый старший — первый отряд, дабы там из нас сделали послушных пионеров. Запахло расправой над маленькими. Мы говорили, что больше не будем и клялись соблюдать распорядок неукоснительно, в итоге пообещали снова сбежать, лишь бы не идти в первый отряд. На этом всё и закончилось. Мы остались в своем отряде, но в условиях строгого режима. Дальше уже было не так интересно. Кое-как дотянув последние недели мы отправились по домам. Соседу батя ввалил по первое число, за то, что не утонул в Донце. Меня бабушка не высекла, ограничившись длинной моралью. И на том спасибо.
Дорогим читателям огромное спасибо, что дочитали до конца. А мне было приятно вспомнить свое детство. Как же давно оно было...
Всем добра и счастья! Берегите себя! Мойте руки! И подписывайтесь на мой канал.