Как-то один пожилой джентельмен из нашего литобъединения сморозил глупость, назвав меня местной Моникой Белуччи. Я была бы польщена, честное слово, поскольку даже претендовать на это почётное звание не смела в своих влажных мечтах (сарказм в полной мере), но я была огорчена. И вот почему, дело в том, что я всегда чувствую себя Марлой Сингер на любом местном литературном "празднике жизни".
Ведь у меня нет рака яичек (писательских амбиций), и даже яичек нет (таланта в письме), однако я зачем-то хожу в эти группы (литературные).
Готовясь пространственно рассуждать на эту тему, я увлеклась разными статьями по тематике фильма. Ниже приведу очень занимательный текст одной из них. А пока немного о том, почему я выбрала такой заголовок.
Дело в том, что когда ты приходишь в литературную организацию, то хочешь быть услышанным. И в этом заключается твоя главная ошибка. Потому что, если в том, что ты пишешь и прочитаешь на собраниях литобъединения услышат (поймут) что-то круче, чем у остальных членов организации, то обязательно не похвалят, нет, будут сливать как только могут. Ну, это если ты ждёшь одобрения.
А вот если услышат что-то хуже, чем у остальных, то тем более перестанут слушать. Зачем? В таких местах люди особенно склонны говорить и читать сами свои вирши всем, а не вдумчиво слушать друг друга.
Так что, подобно раковым больным, пишущие люди ищут понимания и одобрения в организациях, где полно таких же больных, но при этом глухих и слепых.
Но это только одна тема на поверхности из описываемого фильма и рассматриваемых организаций. На самом деле там их очень много! И все безусловно очень аппетитные и вкусные.
Кто не читал Чака Паланика и не смотрел фильм, для вас краткий курс:
«Бойцовский клуб» – это новелла американского литератора Чака Паланика, впервые изданная в 1996 г. Через три года вышел фильм по мотивам данной новеллы. Режиссёром картины стал Дэвид Финчер, а благодаря качественной работе сценариста Джима Улса сценарий был опубликован в журнале «Киносценарии». К теперешнему времени «Бойцовский клуб» можно рассматривать как целостную композицию, состоящую из новеллы, сценария и визуального воплощения обоих текстов – фильма.
Хотя фильм провалился в прокате, произведение все равно попало в сферу популярной культуры и стало настоящим культурным феноменом. «Бойцовский клуб» повлиял на массовую культуру и на контркультуру одновременно. Идеи, которые чётко прослеживаются в произведении, анархо-примитивизма, аскетизма, минимализма, нигилизма в конце 90-х были частью нонконформистской культуры.
Новеллу «Бойцовский клуб» можно назвать художественным воплощением критики консюмеризма Франкфуртской школы. Вестиментарная мода, в сфере массовой культуры, потерпела изменения. Художник по костюмам Майкл Каплан создал определённый образ персонажа Тайлера Дердена, чтобы противопоставить его Рассказчику – белому воротничку.
«Образы Тайлера являются полной противоположностью повседневной униформы. Это и не униформа вовсе. Предметы его «гардероба» собраны случайным образом, совершенно бессистемно. В каждой сцене он выглядит так, словно надел то, что было под рукой: поношенная кроваво-красная кожаная куртка, яркие солнечные очки, спортивные штаны, армейские ботинки, футболки со смелыми принтами».[1]
Благодаря Чаку Паланику в теории культуры появился такой термин, как «snowflake generation» (поколение снежинок).[2] «Ни один из вас не обладает уникальностью и красотой снежинки».[3]
В рамках литературоведения интерес для изучения представляют:
- история написания произведения;
- сюжет повествования;
- художественный стиль Ч. Паланика;
- отдельно можно выделить разбор сущности каждого из персонажей.
В различный статьях, анализирующих данное произведение незаслуженно мало внимания уделяется единственному женскому персонажу – Марле Сингер (Marla Singer). Учитывая то, что книга была написана в 90-х, Марлу Сингер можно считать постфеминистическим персонажем. Вопросы, которые ставит автор, касаются исключительно проблем и переживания мужчин, осмысления маскулинности, в то время как Марла находится вне встроенной патриархальной системы, обладает своими целями и желаниями, она самоценна.
Именно с неё начинается завязка повествования. Марла Сингер возбудила триггер у Рассказчика, после чего и появился Тайлер Дерден. «Без Марлы Тайлер был бы ничем».[4]
Из честной беседы между Рассказчиком и Марлой можно сделать вывод, что они оба столкнулись с экзистенциальной пустотой и оба борются с ней одинаковыми способами. Чтобы вернуть себе свое существование, они посещают разные группы для неизлечимо больных. При этом Марла, в отличии от Рассказчика, явно обладает своей субъектностью.
Оба персонажа, Рассказчик и Марла, испытывают влечение к смерти (Танатос). Но у них проявляется разные конечные реакции на это влечение. Если у Рассказчика развивается диссоциативное расстройство личности, и его alter ego (Тайлер Дерден) носит явно деструктивный характер, то Марла воплотила желание смерти выпив упаковку снотворного. И спас ее Талер Дерден, поскольку Рассказчик только в эпилоге осознает значимость Марлы в его жизни. До тех пор ситуация получилась такой: «У нас здесь нечто вроде любовного треугольника. Я люблю Тайлера. Тайлер любит Марлу. Марла любит меня».[5]
Марла Сингер также единственный персонаж, который противопоставляется ведущей теме повествования – критике консюмеризма. Она любит наряжаться в вещи которые имею историю, она пользуется косметическими процедурами (например, увеличение губ), чтобы иметь такое лицо, которое она хочет.
Следует отметить, что новелла носит трансгрессивный характер. «Трансгрессия — это жест, который обращён на предел».[6]
«Бойцовский клуб» – это произведение в котором присутствуют патологии, невыраженное насилие и табуированные темы. Марла любит Рассказчика и хочет иметь с ним близкую связь. Учитывая особенности характера персонажа и идею нонконформизма произведения, эта связь не должна вписываться в существующую норму нуклеарной семьи. Следовательно, идея сакральной любовной связи между Рассказчиком и Марлой состоит в том, что порицается людьми с религиозным сознанием и пролайферами – это идея аборта. «Марла сказала, что она хочет забеременеть, чтобы сделать аборт от Тайлера».[7]
Марла Сингер, послужившая причиной появления Тайлера Дердена, стала и причиной его разоблачения. Благодаря ней Рассказчик узнал, что он и Тайлер – это одно лицо, но две разные сущности. Она не является персонажем с классическим феминным паттерном поведения. До конца повествования Марла регулярно возникает в жизни Рассказчика и выполняет функции его психологической защиты, сама того не осознавая.
В любом сюжете традиционно есть герой. В «Бойцовском клубе» – это Рассказчик. Однако, у Марлы Сингер также есть потенциал быть героиней данной новеллы.
________________________
[1] Как Фильм «Бойцовский Клуб» Сказался На Мужской Моде [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mcmag.ru/kak-film-bojcovskij-klub-skazalsya-n..
[2] Snowflake and generation definition meaning Collins [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/..
[3] Паланик Ч. Бойцовский клуб /Ч. Паланик; пер. с англ. Илья Кормильцева. — М.: АСТ, 2006 – С. 129
[4] Паланик Ч. Бойцовский клуб /Ч. Паланик; пер. с англ. Илья Кормильцева. — М.: АСТ, 2006 – С. 7
[5] Паланик Ч. Бойцовский клуб /Ч. Паланик; пер. с англ. Илья Кормильцева. — М.: АСТ, 2006 – С. 7
[6] Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса: Ж. Батай и французская мысль середины ХХ века. М.: Мифрил, 1994. С. 118
[7] Паланик Ч. Бойцовский клуб /Ч. Паланик; пер. с англ. Илья Кормильцева. — М.: АСТ, 2006 – С. 54
Свирская Екатерина