Если ваши дети или внуки учатся в школе, то вопросы про оценки для вас актуальны. Особенно, если это вдруг тройка или ниже. Сразу хочется разобраться — как так получилось?
У дочки за четверть выходит тройка по математике. Но она ведь неплохо в ней разбирается! В чём дело? Оказывается в табеле, точнее в электронном дневнике, стоит единица и, понятное дело, тянет вниз весь средний балл.
Но разве это законно ставить единицы? Хоть и принято считать, что система школьных оценок пятибалльная, но, на самом деле, она четырёх балльная. От "отлично" до "неудовлетворительно". По крайней мере так было в советской школе, в которой я учился.
И потом долгое время так было. Единица или кол — это страшилка, эмоциональная оценка учителя, когда его сильно разозлили. Мне один раз поставили в дневник здоровенный кол на три строки с жирным минусом. По поведению. Но в табель ничего из этого не попадало.
Двойки ставили. Как их исправлять понятно. Получил "пять" — среднее (2+5)/2=3,5 округлялось по правилам математики до "четвёрки". То есть одной пятёркой можно было исправить двойку на четвёрку.
Гуманные учителя ставили "точку" тем кто не выучил урок или не сделал домашку. Это значит, что на следующий урок обязательно спросят и точку исправят на ту оценку, на которую ответишь. Ответил на "пять" — молодец! Итоговая "пять".
Сейчас же происходит нечто странное. Некоторые учителя ставят школьникам единицы и считают, что это законно. А как её исправить? Давайте посчитаем: (1+5)/2=3 То есть одной пятёркой единицу можно исправить только на тройку. И только второй пятёркой на четвёрку.
У меня же дочка получила 1, 5 и 4. Как вы думаете какая итоговая? Три! Разве это справедливо? Тем более, что вместо единицы могла бы стоять "точка". Ведь это была не оценка знаний, а просто невыученный урок.
Я даже сходил поговорить с учительницей, — вот смотрите (1+5)/2=3 Так? А (3+4)/2=3,5 То есть округляется до четвёрки!
А она говорит, — нет (1+5+4)/3=3,33 округляется до тройки. И даже если считать по вашему, то 3,5 всё равно округляется до тройки.
— Но ведь это против законов математики!
— У нас свои законы. Идите почитайте, — она махнула рукой в сторону учительской, — там всё расписано. Какие оценки учитель может ставить и как округлять.
— И что сказано, что 3,5 округляется до трёх?
— ДА!
Я просто пожал плечами. Проверять её слова не стал. Скорее всего есть такие директивы. Сейчас, после введения уроков по основам религий, финансовой грамотности и патриотизму, таким мелочам, как округление оценок вопреки законам математики уже никто не удивляется.
У меня ещё был вопрос — почему оценка за локальную домашку и за четвертную контрольную имеют одинаковый вес? Но я не успел его задать. Учительница поспешила на следующий урок.
И вот скажите, если среди тех, кто читает есть учителя, разве такая система мотивирует ребёнка на учёбу? На то, чтобы исправлять плохие отметки?
Ещё раз сравним:
1. Не выучил, получил точку. На следующий урок получил пять - итог пять!
2. Получил двойку. На следующий урок получил пять - итог четыре!
3. Получил единицу. На следующий урок получил пять - итог три. Получил ещё четвёрку. А итог всё равно три.
И эти три очень разных варианта в рамках, казалось бы, одной системы!