Родители часто жалуются на то, что дети не говорят или говорят не то, что им хочется. Причины могут быть разные.
Причины, по которым малыш не говорит:
- До года должно появиться «гуление». Он должен издавать какие-либо звуки. Если малыш молчит, нужна помощь специалиста.
- Отсутствие слуха. Нужно убедиться, что у ребёнка развит слух: он реагирует на звуки, на свое имя.
- Ребёнок не смотрит в глаза, не играет – это повод обратиться к неврологу.
- Чрезмерная опека тоже приводит к тому, что ребёнку разговаривать ни к чему: его и так понимают и выполняют все прихоти. Стоит ему только показать пальцем на что-либо и желание будет исполнено.
- Общение с гаджетами – самая частая причина. Телевизор, телефон, планшет – устройства, которые умеют говорить. Поэтому мама, как коммуникатор, не нужна.
- Запущенность. Родители вообще не говорят с малышом. Пассивная речь – это то, что они понимают, но не говорят. Активная речь – разговор деток.
- Наличие предмета, который мешает разговору: пустышки, соски, бутылочки. Рот ребенка постоянно занят.
- Плохая артикуляция (произношение) у родителей. С детьми нужно говорить чётко, короткими фразами и простыми словами.
- Сильный испуг или стресс. Если перестал говорить, нужно обратиться к специалисту.
У каждого ребёнка свой темп развития. Он никому ничего не должен, он ни у кого ничего не занимал!
Приемы и помощники, которые помогут стимулировать речь у детей
- Комментировать свои действия. Например, мама моет посуду и говорит: «Я мою посуду. Это тарелка, это ложка»
- Читать сказки, стихи, петь ритмические песенки. Делать это эмоционально, чётко проговаривать слова. Показывать картинки и при этом водить пальчиком ребенка по картинке. Называть изображения, приговаривая: « Это зайчик. Покажи, где зайчик».
- Рифмовать слова, читать сказки, учить песенки, стишки. Для изучения стихов отлично подойдет онлайн платформа «Учим стихи просто» https://stihi-prosto.ru/ С помощью картинок ребенок быстрее запомнит текст, а это поможет наполнить его речь новыми словами.
- При обучении ВАЖНО смотреть ребёнку в глаза. Он должен видеть глаза и губы, видеть движение губ, слышать артикуляцию, чёткое произношение.
- Обязательно использовать ритмику – постукивать в такт слова: ма-шин-ка, мя-чик. Можно также отстукивать ладошкой по плечу ребёнку.
- Речь взрослого, во время общения с детьми, должна быть медленной, чёткой, эмоциональной, с жестами. Нужно обязательно поощрять малыша: хвалить, обнимать, целовать за его успехи.
- Создать предметно-речевую среду. Игрушки собрать по категориям: в одной коробке – машинки/куклы, в другой – животные. Игрушки объединены в «семьи», так на кухне – семья из посуды. Это приучает ребёнка к порядку и помогает запомнить название игрушек.
- Развесить в комнате картинки с животными. Называть их и просить, чтобы малыш назвал определенное животное самостоятельно. Не надо подсказывать и торопить. Можно задавать вопросы: кто это? Где собака?
- Нужно давать право выбора. Если он показывает на ботинки можно спросить: «Ты хочешь спать или гулять?»
Не надо исполнять просьбу по первому зову. Лучше дать возможность самому выбрать то, что он хочет. - На холодильнике можно разместить буквы, цифры на магнитах и изучать между делом.
- Можно ставить кукольный, пальчиковый театр. Они помогают хорошо развить фантазию и стимулируют речь.
Помните, что раннее речевое развитие способствует интеллектуальному развитию и хорошему обучению вашего ребёнка в школе.
Платформа "Учим стихи просто" - творческий сборник для изучения поэзии. Окажет на ребенка самое позитивное воспитательное воздействие и не утомят его.
Каталог стихов можно посмотреть здесь https://stihi-prosto.ru/poems/