Захожу в 1 класс, чтобы договориться о плановой диагностике уровня адаптации, а там... Крики, шум, драка. Разнимаю мальчишек, спрашиваю, в чем дело. Минут десять Равиль рассказывает мне свое возмущение о том, как одноклассник оторвал ему ленточку-закладку от книги. Слушаю внимательно, пытаюсь понять сбивчивый рассказ ребёнка. Через пару дней захожу в класс договориться с учителем о диагностике, Равиль, увидел меня, улыбается. На диагностике его не было, поэтому, встретив его на лестнице после уррков, спрашиваю о том, где он был на уроке. "А меня перевели в другой класс" - отвечает. Перевели в другой класс потому что дерётся. Со всеми, часто, без особого повода. Только тронь - сразу отвечает. На перемене убегает и носится по школе, заглядывая в двери. От мыслей отвлекает вопрос мальчика: "а вы куда идёте? " "У меня кружок у 6 класса?"
- "А можно с вами? А вы будете меня ждать?"
- "Ну приходи, буду ждать"
Все дети его класса пошли домой, а он, взяв вещи, пришёл на занятие. Сидел весь урок тихо, отвечал, когда я задавала ему вопросы, чтобы поддержать. Рисовал вместе со всеми, все занятие улыбался. Ни капли злости, только искренняя детская улыбка. Девочки-подростки посмнивались над ним, но ему было хорошо и тепло.
Вот такая она, детская душа. Откликается на внимание, чувствует душевное тепло даже сквозь слои повседневных забот.
По рисунку я узнала, что недавно у него умерла маленькая сестрёнка. Мама с отчимом часто ругаются, кричат, у папы другая семья.
Часто дети переживают горе, потерю, стресс через движение. Они не могут горевать так же, как взрослые. Боясь расстроить родителей, дети стесняются плакать. Да и не всегда могут расшифровать свои ощущения. И тогда остаётся переживать потерю в поведенческих проявлениях.
Со злостью также. Злость могут вызывать разные переживания, фрустрация потребностей в любви, внимании, заботе в том числе, обиды на родителей. И её копится внутри столько, что "только тронь" и она выплеснется из души через край. Детский внутренний контейнер для чувств не такой большой, как у взрослых, и им сложнее долго сдерживать чувства.
Но детская душа также пока ещё открыта и для хорошего. Дети откликаются на искренне внимнение к ним, на искренний интерес, на тёплое слово.
И за годы практики я часто видела, как хулиган становится помощником для учителя в лучах этого тепла.
Вот такая она, детская душа.