В лучших традициях благопристойного родительства, нынче вырвалась на утренник в детский сад.
В "Рябинушке" меня хорошо знают - и как заслуженную маму воспитанников, и как деятеля музыкального образования. Всё это без смеха: десятый год подряд наше семейство здесь каждое буднее утро; непосредственно в деле - младший, четвёртый ребёнок. Ездим относительно издалека, в лучший для нас садик рядом с "Мерзляковкой". Я человек дела, и я за стабильность.
Мероприятие в средней группе сложилось невероятно тёплым, тонким по эмоции, уместным во всех деталях. Наскоро высказав свою признательность любимым педагогам, я уже вознамерилась было стартовать обратно к училищу. Остановилась в дверях нашей средней группы, заслышав сразу от нескольких знакомых, родителей четырёхлеток:
- Наталия, пожалуйста, не убегайте. Так хотели у Вас узнать, да чтобы наверняка. Скажите, а с какого возраста берут в музыкальную школу?
Опять это милейшее слово - "берут". Меня, не скрою, резануло. Нашла в себе силы ответить корректно, бесстрастно, почти отстранённо.
Люди даже представить не могут, насколько сложным, насколько болезненным и неоднозначным по эмоции вопросом они задаются походя.
Суть проблемы в том, что "берут" на бюджет с любого возраста, начиная с шести с половиной лет. Вот только условия этого самого "берут" - на пальцах не объяснишь. И не докажешь "с полпинка", что условия везде разные.
Далее, пресловутое "берут" ровным счётом ничего не гарантирует. Ни перспектив, ни быстрых успехов, ни жгучего интереса. "Берут" - пустота, и до тех пор пустота, пока родители не осознают, на что именно подписались.
В 2017 и 2019 годах в ДМШ "взяли", соответственно, моих старших дочку и сына, каждого - в компании сверстников. К нынешним отсечкам, к шестому и четвёртому классам, оба "предпрофовских" набора значительно поредели. Дети массово переходят на общеразвивающие программы, кто-то и вовсе покидает школу без сожаления. А ведь как всё начиналось... Несколько лет назад и ИХ родители, победоносно обозревая детсадовские пространства, небрежно кидали надменное: "А с шести БЕРУТ? А если с пяти? Наш - толковый!"
Вот, разве что формулировка не очень. Не "берут", господа, а позволяют потихоньку пристроиться, аккуратно оплатить подготовительные занятия и пробовать, пробовать, пробовать. Не факт, что получится.
Знаю классных, регулярно выступающих, привычных к концертам и конкурсам малышей-внебюджетников, которых всё ещё никуда не "взяли", сугубо по возрасту. У них впереди "абитура", их рассмотрят "под лупой" взыскательные экзаменаторы.
Знаю, в то же время, людей куда более старших, благополучно зачисленных в школу и только потом взявших в руки свой (предположительно, свой) инструмент. Знаю товарищей примерно семи и одиннадцати лет от роду, из класса одного педагога, сдающих на экзаменах одинаковые программы. Вижу и пашню, и досуг - рядом. Каждый день окунаюсь в гремучую смесь подходов к ДМШ. Одни штурмуют, взлетая на сцену еженедельно - другие развлекаются, расширяют круг общения, втягиваются в "приличное общество".
Знаю, между тем, и ребят, кто, начавши скромно, резко спрогрессировал на волне пубертата. Знаю сугубо противоположные случаи.
Потребительское отношение к ДМШ неискоренимо.
Люди, снимайте розовые очки, скидывайте их подальше. Детское музыкантство - квест, испытание всей семьи на прочность.
P.S. Покидая садик, у калитки вновь споткнулась о свой "любимый" вопрос. Честное слово, этот мир населён задорными оптимистами.
Однажды моя дочка Нина - та, что теперь шестиклассница, - не поступила в школу при "Мерзляковке". Было ей тогда, ни много ни мало, пять лет девять месяцев. "Не взяли"... А приняли - её уже на тот момент играющих ровесников. Всё справедливо.
Обида моя на коллег давно рассосалась; пришло осознание "градуса" конкуренции в этом мире. Нашим вторым домом на долгие годы стала другая ДМШ, районного статуса, но совершенно чудесная, "населённая" замечательными людьми и профессионалами.
"Учиться к маме на работу" - Нина, вероятно, придёт, но уже студенткой.
Так с какого же возраста берут в музыкальную школу?
Мне вообще не хочется цифр в этой теме.
Хочется - качества, преданности своему делу. И поменьше пыли в глаза.