Найти тему
Dr.Head

Почему музыканты выступают в наушниках? Часть 1.

Замечали ли вы, что иногда артисты стоят на сцене…в наушниках. Но зачем им на сцене наушники? Вокруг итак играет музыка, играет достаточно громко. Для того, чтобы не повредить слух? Отчасти, но почему бы для этого не использовать обычные беруши без лишних проводов и прочего? Давайте разбираться.

Даже если вы знаете ответ на этот вопрос, рекомендуем прочитать статью до конца, вы найдете для себя много полезной информации.

Что слышат музыканты на сцене?

Давайте начнем издалека. Представим себя на месте певца на большой сцене. Вокруг грохочут порталы (так называется основная акустическая система, направленная в зал), сабвуферы, усилители для гитар и барабаны. Все это звучит на концертной громкости, а значит даже если очень постараться, то услышать себя и свое исполнение будет очень сложно. Прибавим к этому два усложняющих фактора — направленность акустической системы и акустическую задержку – и артист теряется в этом творческом хаосе. Расшифруем.

Портальная акустика на концертной площадке
Портальная акустика на концертной площадке

Концертные порталы, как и любая акустическая система имеют направленность – наилучшая точка прослушивания находится непосредственно перед динамиками. Возможно, вы замечали, что если стоять от колонок сбоку или сзади, то звук начинает сильно терять в разборчивости, особенно в области высоких частот. Так происходит и на концертах – артист и музыканты обычно находятся за акустической системой, а значит они слышат совсем не то же самое, что зрители в зале. Чаще всего это неразборчивый гул.

Второй фактор – акустическая задержка. Если концерт проходит в закрытом помещении, то звук из порталов, отражаясь от стены напротив, возвращается на сцену с определенной задержкой во времени. Так, если барабанщик ударяет в малый барабан, то он слышит два удара – непосредственно от барабана, и второй, отраженный от дальней стены. Задержка в больших залах может достигать пары секунд. Представьте, каково это, играть на инструменте или петь, когда исполняемая партия дублируется эхом спустя мгновение.

Что такое мониторинг?

Специально для этого много лет назад придумали систему мониторинга – это акустические системы, находящиеся на сцене и направленные на артистов. Вы могли замечать, что на больших площадках перед артистом на сцене лежат черные коробки со скошенной лицевой стороной, направленные на артиста. Это напольные мониторы и из них звучит мониторный микс – то, что артисту нужно слышать на сцене. Обычно, у каждого артиста или музыканта свой отдельный мониторный канал и он может попросить звукорежиссера добавить в него то, что ему необходимо слышать. Вокалист, например, может попросить сделать голос громче, а инструменты тише, чтобы лучше контролировать свое пение. Этот микс никак не влияет на то, что слышат зрители в зале, он нужен только для исполнителя.

Сценические мониторы
Сценические мониторы

Мониторы должны звучать достаточно громко, чтобы перекрывать собой весь шум и отражения, которые происходят в зале. Те, кто бывал на крупных концертах, знают, насколько это может быть громко. Поэтому легко представить, как громко должны звучать мониторы на сцене, чтобы выполнить свою работу.

Появление систем ушного мониторинга

В какой-то момент музыканты перестали с этим мириться и в середине 1990-х начали набирать популярность системы ушного мониторинга. Все началось с того, что барабанщик группы Van Halen пожаловался их мониторному звукорежиссеру на проблемы со слухом. По словам музыканта громкость на сцене была очень высокой, работать было крайне некомфортно. Звукорежиссер группы Джерри Харви начал искать доступные на тот момент решения, но ни одно его не устроило. Тогда Джерри, инженер по образованию, создает свои наушники с двумя драйверами и корпусом, изготовленным по слепку уха музыкантов. Спустя какое-то время Джерри создает компанию Ultimate Ears (которую покинет спустя несколько лет) и за его наушниками выстраивается очередь.

Суть работы ушных мониторов очень проста – теперь мониторный микс играет для артиста не из большой колонки на сцене, а прямо в наушниках. Это дает большой ряд преимуществ, но также имеет свои недостатки.

Джеймс Хэтфилд в ушных мониторах
Джеймс Хэтфилд в ушных мониторах

На самом деле история ушного мониторинга началась намного раньше. О ней и о том, какие преимущества дают ушные мониторы на сцене мы рассказываем во второй части нашей статьи!